Дело № 2а-1-9/2022
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Пено 19 января 2022 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,
при секретаре Виноградовой О.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Пеновского района Сергеенко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по разработке и принятию обеспеченной финансированием муниципальной программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии обеспеченной финансированием муниципальной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений и возложении обязанности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную целевую программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Главы Пеновского района от 31.12.2019 № 689 утверждена муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории Пеновского района на 2018-2022 годы», в которую включена подпрограмма № 4 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Пеновского района», предусматривающая бюджетное финансирование исключительно в целях обеспечения функционирования МКУ «Единая диспетчерская служба Пеновского района».
О необходимости предусмотреть возможность финансирования мероприятий программы на цели противодействия терроризму и экстремизму указывалось в представлении прокурора от 10.06.2020, ранее внесенном в адрес Главы Пеновского района.
Между тем, постановлением Главы Пеновского муниципального округа от 19.01.2021 № 38 утверждена новая муниципальная Программа муниципального образования Пеновский муниципальный округ Тверской области «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории муниципального образования Пеновский муниципальный округ на 2021-2025 годы» (далее Программа), в рамках реализации которой в бюджет муниципального образования дополнительные средства на реализацию мероприятий в сфере противодействия терроризму и экстремизму не заложены. Предусмотренная указанной Программой подпрограмма № 4 «Повышение безопасности населения от угроз терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Пеновский муниципальный округ» по-прежнему предусматривает только финансирование МКУ «Единая диспетчерская служба Пеновского муниципального округа».
Деятельность по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, не может быть признана достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.
Муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории Пеновского района на 2018-2022 годы», предусматривающая отдельные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма, не предусматривает финансового обеспечения конкретных мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, что не позволяет обеспечить наиболее эффективное достижение целей противодействия терроризму и экстремизму, обеспечивающего реализацию прав граждан на жизнь, охрану здоровья, обеспечение общественной безопасности.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Пеновского района Тверской области Сергеенко И.М. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом заявления об уточнении исковых требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Пеновского муниципального округа о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Также представлен отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения требований и считает исковое заявление прокурора незаконным и необоснованным, в связи с тем, что на территории Пеновского муниципального округа администрацией муниципального образования проводится работа по профилактике противодействия терроризму и экстремизму. При администрации создана комиссия, которая регулярно проводит заседания по вышеуказанным вопросам. Утверждены и исполняются мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму, согласно планам утвержденным Главой Пеновского муниципального округа. В 2021 году на противодействие терроризму и экстремизму будет освоено 2536500 рублей.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 данного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом №131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального округа в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 названного Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издание муниципальных правовых актов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
05.10.2009 Президентом РФ была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее – Концепция), которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно пунктам 5-6 данной Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В пункте 10 данной Концепции определена цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно статье 5 этого же Федерального закона в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране, была разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия), утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014, №Пр-2753.
Данная Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
В пункте 24 Стратегии указано, что целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.
Согласно пункту 25 данной Стратегии достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.
На основании п. 26 Стратегии основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
В силу пункта 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.
Пунктом 29 Стратегии предусмотрено, что она реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму.
На основании п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.
Из пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Абзац 1 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
Из приведенных норм, положений Стратегии и Концепции в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму.
В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма и их предупреждению.
В соответствии со статьей 45 Устава Пеновского муниципального округа Тверской области, утвержденного решением Думы Пеновского муниципального округа № 49 от 03.12.2020, в систему муниципальных правовых актов Пеновского муниципального округа входят постановления Администрации Пеновского муниципального округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, а также распоряжения Администрации Пеновского муниципального круга по вопросам организации работы Администрации Пеновского муниципального округа.
Согласно ст.39 Устава Пеновского муниципального округа администрация округа в целях обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан, участия в профилактике терроризма и экстремизма, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в муниципальном округе, в пределах своей компетенции участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Пеновского муниципального округа (п.17), разрабатывает и осуществляет меры, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Пеновского муниципального округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п.18);
Администрацией Пеновского муниципального округа Тверской области муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, не разработана.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, о том, что в районе принята муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории муниципального образования Пеновский муниципальный округ на 2021 -2025 годы», утвержденная постановлением администрации Пеновского муниципального округа №38 от 19.01.2021 года, а именно: подпрограмма 4 «Повышение безопасности населения от угроз терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Пеновский муниципальный округ» в которой утверждены и исполняются мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму, согласно планам утвержденным Главой Пеновского муниципального округа, судом во внимание приняты быть не могут, так как работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе включенных в иные муниципальные программы, не может быть признана достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.
Муниципальная программа, на которую ссылается представители административного ответчика, предусматривающая отдельные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма, не устанавливает финансового обеспечения конкретных мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, что не позволит обеспечить наиболее эффективное достижение целей противодействия терроризму и экстремизму, обеспечивающего реализацию прав граждан на жизнь, охрану здоровья, обеспечение общественной безопасности.
Не разработка Администрацией Пеновского муниципального округа муниципальной программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, с учетом выше приведенных правовых норм является незаконным бездействием, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным ответчиком до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, суд полагает, что им допущено незаконное бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц, безопасность которых должна обеспечиваться государством.
Способом устранения данного бездействия является возложение на администрацию обязанности разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии обеспеченной финансированием муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Обязать Администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в окончательной форме решение будет вынесено 01 февраля 2022 года.
Судья Н.В. Ракитский
Дело № 2а-1-9/2022
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Пено 19 января 2022 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,
при секретаре Виноградовой О.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Пеновского района Сергеенко И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по разработке и принятию обеспеченной финансированием муниципальной программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии обеспеченной финансированием муниципальной целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений и возложении обязанности в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную целевую программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Главы Пеновского района от 31.12.2019 № 689 утверждена муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории Пеновского района на 2018-2022 годы», в которую включена подпрограмма № 4 «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Пеновского района», предусматривающая бюджетное финансирование исключительно в целях обеспечения функционирования МКУ «Единая диспетчерская служба Пеновского района».
О необходимости предусмотреть возможность финансирования мероприятий программы на цели противодействия терроризму и экстремизму указывалось в представлении прокурора от 10.06.2020, ранее внесенном в адрес Главы Пеновского района.
Между тем, постановлением Главы Пеновского муниципального округа от 19.01.2021 № 38 утверждена новая муниципальная Программа муниципального образования Пеновский муниципальный округ Тверской области «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории муниципального образования Пеновский муниципальный округ на 2021-2025 годы» (далее Программа), в рамках реализации которой в бюджет муниципального образования дополнительные средства на реализацию мероприятий в сфере противодействия терроризму и экстремизму не заложены. Предусмотренная указанной Программой подпрограмма № 4 «Повышение безопасности населения от угроз терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Пеновский муниципальный округ» по-прежнему предусматривает только финансирование МКУ «Единая диспетчерская служба Пеновского муниципального округа».
Деятельность по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, не может быть признана достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.
Муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории Пеновского района на 2018-2022 годы», предусматривающая отдельные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма, не предусматривает финансового обеспечения конкретных мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, что не позволяет обеспечить наиболее эффективное достижение целей противодействия терроризму и экстремизму, обеспечивающего реализацию прав граждан на жизнь, охрану здоровья, обеспечение общественной безопасности.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Пеновского района Тверской области Сергеенко И.М. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме с учетом заявления об уточнении исковых требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Пеновского муниципального округа о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Также представлен отзыв на исковое заявление, в котором возражает против удовлетворения требований и считает исковое заявление прокурора незаконным и необоснованным, в связи с тем, что на территории Пеновского муниципального округа администрацией муниципального образования проводится работа по профилактике противодействия терроризму и экстремизму. При администрации создана комиссия, которая регулярно проводит заседания по вышеуказанным вопросам. Утверждены и исполняются мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму, согласно планам утвержденным Главой Пеновского муниципального округа. В 2021 году на противодействие терроризму и экстремизму будет освоено 2536500 рублей.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1, 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 данного Федерального закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом №131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального округа в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.2 названного Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издание муниципальных правовых актов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
05.10.2009 Президентом РФ была утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее – Концепция), которая определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно пунктам 5-6 данной Концепции общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В пункте 10 данной Концепции определена цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Согласно п. 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Актуальной задачей является определение при формировании проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов целевых статей финансирования антитеррористических мероприятий, в связи с чем необходима разработка соответствующей нормативно-правовой базы.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определены правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно статье 5 этого же Федерального закона в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране, была разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия), утвержденная Президентом Российской Федерации 28.11.2014, №Пр-2753.
Данная Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
В пункте 24 Стратегии указано, что целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.
Согласно пункту 25 данной Стратегии достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.
На основании п. 26 Стратегии основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.
В силу пункта 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.
Пунктом 29 Стратегии предусмотрено, что она реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму.
На основании п. 4 ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.
Из пункта 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Абзац 1 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.
Из приведенных норм, положений Стратегии и Концепции в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму.
В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма и их предупреждению.
В соответствии со статьей 45 Устава Пеновского муниципального округа Тверской области, утвержденного решением Думы Пеновского муниципального округа № 49 от 03.12.2020, в систему муниципальных правовых актов Пеновского муниципального округа входят постановления Администрации Пеновского муниципального округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области, а также распоряжения Администрации Пеновского муниципального круга по вопросам организации работы Администрации Пеновского муниципального округа.
Согласно ст.39 Устава Пеновского муниципального округа администрация округа в целях обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан, участия в профилактике терроризма и экстремизма, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в муниципальном округе, в пределах своей компетенции участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Пеновского муниципального округа (п.17), разрабатывает и осуществляет меры, направленные на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории Пеновского муниципального округа, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (п.18);
Администрацией Пеновского муниципального округа Тверской области муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, не разработана.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве, о том, что в районе принята муниципальная программа «Обеспечение правопорядка и безопасности населения на территории муниципального образования Пеновский муниципальный округ на 2021 -2025 годы», утвержденная постановлением администрации Пеновского муниципального округа №38 от 19.01.2021 года, а именно: подпрограмма 4 «Повышение безопасности населения от угроз терроризма и экстремизма в муниципальном образовании Пеновский муниципальный округ» в которой утверждены и исполняются мероприятия по противодействию терроризму и экстремизму, согласно планам утвержденным Главой Пеновского муниципального округа, судом во внимание приняты быть не могут, так как работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе включенных в иные муниципальные программы, не может быть признана достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.
Муниципальная программа, на которую ссылается представители административного ответчика, предусматривающая отдельные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма, не устанавливает финансового обеспечения конкретных мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, что не позволит обеспечить наиболее эффективное достижение целей противодействия терроризму и экстремизму, обеспечивающего реализацию прав граждан на жизнь, охрану здоровья, обеспечение общественной безопасности.
Не разработка Администрацией Пеновского муниципального округа муниципальной программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, с учетом выше приведенных правовых норм является незаконным бездействием, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующей самостоятельной целевой программы, обеспеченной финансированием конкретно на эти цели.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным ответчиком до настоящего времени не разработана и не утверждена муниципальная программа в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений, суд полагает, что им допущено незаконное бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц, безопасность которых должна обеспечиваться государством.
Способом устранения данного бездействия является возложение на администрацию обязанности разработать муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, выразившееся в непринятии обеспеченной финансированием муниципальной программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Обязать Администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять обеспеченную финансированием муниципальную программу в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в окончательной форме решение будет вынесено 01 февраля 2022 года.
Судья Н.В. Ракитский
1версия для печатиДело № 2а-1-9/2022 (2а-1-128/2021;) ~ М-1-119/2021 (Решения)