ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-13 от 11.02.2021 Нелидовского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-1-13./2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белый 11 февраля 2021 года

Нелидовский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Алексеева С. А.,

при секретаре Богачёвой В. П.,

с участием помощника прокурора Бельского района Тверской области Роика А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бельского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений закона путем совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бельского района Тверской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по устранению нарушений закона путем совершения определенных действий.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Бельского района при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области выявлены нарушения в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли и бытового обслуживания.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность) определяются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 381-ФЗ), который также регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (ч. 1, 3 ст. 1 ФЗ № 381-Ф3).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ № 381-Ф3 государственное регулирование торговой деятельности осуществляется, в том числе посредством муниципального контроля в этой области.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 381-Ф3 органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены указанным Законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2014 № 585-пп утвержден порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в Тверской области и административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области.

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определены основные понятия, в том числе муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления.

Статьей 5 названного закона установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Частью 1 ст.12 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Вместе с тем, в ходе проведенного осмотра официального сайта муниципального образования Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области установлено, что административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности - не принят и не разработан.

В нарушение положений законодательства о торговой деятельности в Российской Федерации администрацией городского поселения не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.

В результате бездействия администрации поселения создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги.

В условиях регулярного роста цен, в том числе на социально - значимые товары, отсутствие контроля в сфере торговой деятельности существенно нарушает права граждан. Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами в области торговой деятельности, а также предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области торговой деятельности, администрацией городского поселения не контролируется.

Отсутствие указанного административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей, возникновению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.

Прокурор, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит суд:

1. Признать бездействие Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, незаконным.

2. Обязать Администрацию Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Бельского района Тверской области Роик А. А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, от него в суд поступило заявление о рассмотрении дела без его участия и о признании исковых требований в полном объёме.

Как установлено положением части 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со ст. 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Как следует из заявления административного ответчика, он в полном объёме признает иск, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Признание иска административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Таким образом, суд принимает признание иска административным ответчиком.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, предусмотрено ст. 39 КАС РФ.

С учетом указанных обстоятельств, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, с установлением срока исполнения решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 46, 157, 175-180, 226, 227 КАС РФ.

РЕШИЛ:

Принять признание административного иска административным ответчиком.

Признать бездействие Администрации Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности, незаконным.

Обязать Администрацию Пригородного сельского поселения Бельского района Тверской области в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать административный регламент по осуществлению муниципального контроля в области торговой деятельности.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Нелидовский межрайонный суд Тверской области (ПСП в г. Белый Бельского района Тверской области) в течение месяца со дня его вынесения.

Судья С.А. Алексеев

Дело № 2а-1-13./2021