ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-141/2021 от 25.01.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-1-19/2022

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Пено 25 января 2022 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Виноградовой О.В.,

с участием представителя административного истца прокурора Пеновского района Шевчук О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании нормативного акта противоречащим федеральному законодательству,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, в котором просил признать п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241, противоречащим федеральному законодательству.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Пеновского района проверен на соответствие требованиям федерального и регионального законодательства указанный выше административный регламент, текст которого размещен на официальном сайте администрации Пеновского муниципального округа.

Считает, что пункты 102 и 103 административного регламента противоречат указанной норме Федерального закона №210-ФЗ.

Прокурором района с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативного правового акта 26.11.2021 на п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области на территории МО Пеновский муниципальный округ», утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241, принесен протест.

Согласно ответу от 08.12.2021 №2852 на протест прокурора в удовлетворении требований отказано.

Положения п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не предусматривают все возможности подачи жалобы на оспаривание действий (бездействия) должностных лиц администрации Пеновского муниципального округа, а также ограничивают возможность реализации своих прав по средствам «технической возможности».

В судебном заседании представитель административного истца –прокурор Пеновского района Тверской области Шевчук О.Л. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Пеновского муниципального округа о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативно правовой акт не соответствует иному нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию и права, свободы и законные интересы граждан, в соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ, может обратится в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого местным референдумом, недействующим полностью или в части.

Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.

Таким образом, Постановление N 241 от 09 апреля 2021 г. "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновского муниципального округа Тверской области принято в пределах компетенции администрации МО Пеновского муниципального округа Тверской области.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.

Согласно п.5 и п.6 ст.4 Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг: доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ заявитель вправе на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу положений ст.6 Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно ч.2 ст.11.2 Федерального закона №210-ФЗ жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Судом установлено, что постановлением главы Пеновского муниципального округа Тверской области №241 от 09 апреля 2021 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги: «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ Тверской области, п.102 и п.103 которого предусматривается, что жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в Администрацию, филиал ГАУ «МФЦ». Жалоба может быть подана непосредственно в Администрацию или филиал ГАУ «МФЦ», направлена в их адрес посредством почтовой связи, подана через сайт администрации Пеновского района или Единый портал (в случае наличия технической возможности), а также может быть принята при личном приеме заявителя должностными лицами Администрации.

Вместе с тем, обязанность по организации оказания услуг в электронной форме возложена на органы местного самоуправления.

Согласно под. «в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов указание на «наличие технической возможности» является коррупциогенным фактором устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил - выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

Согласно под. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов отсутствие указания на подачу жалобы через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» является коррупциогенным фактором устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил – неполнота административных процедур.

Таким образом, пункты 102 и 103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 нарушают права неопределенного круга лиц и противоречат требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку не предусматривают все возможности подачи жалобы на оспаривание действий (бездействия) должностных лиц администрации Пеновского муниципального округа, а также ограничивают возможность реализации своих прав по средствам «технической возможности».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области удовлетворить.

Признать п.102 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области на территории МО Пеновский муниципальный округ», утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 несоответствующим положениям Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Признать п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 несоответствующим положениям Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Возложить на администрацию МО «Пеновский муниципальный округ» обязанность привести п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 в соответствие с положениям Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», путем внесения изменений в нормативный правовой акт в течении 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в окончательной форме решение будет вынесено 08 февраля 2022 года.

Судья Н.В. Ракитский

Дело № 2а-1-19/2022

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Пено 25 января 2022 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Виноградовой О.В.,

с участием представителя административного истца прокурора Пеновского района Шевчук О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании нормативного акта противоречащим федеральному законодательству,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, в котором просил признать п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241, противоречащим федеральному законодательству.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Пеновского района проверен на соответствие требованиям федерального и регионального законодательства указанный выше административный регламент, текст которого размещен на официальном сайте администрации Пеновского муниципального округа.

Считает, что пункты 102 и 103 административного регламента противоречат указанной норме Федерального закона №210-ФЗ.

Прокурором района с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативного правового акта 26.11.2021 на п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области на территории МО Пеновский муниципальный округ», утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241, принесен протест.

Согласно ответу от 08.12.2021 №2852 на протест прокурора в удовлетворении требований отказано.

Положения п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не предусматривают все возможности подачи жалобы на оспаривание действий (бездействия) должностных лиц администрации Пеновского муниципального округа, а также ограничивают возможность реализации своих прав по средствам «технической возможности».

В судебном заседании представитель административного истца –прокурор Пеновского района Тверской области Шевчук О.Л. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Пеновского муниципального округа о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативно правовой акт не соответствует иному нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию и права, свободы и законные интересы граждан, в соответствии с ч.3 ст.208 КАС РФ, может обратится в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого местным референдумом, недействующим полностью или в части.

Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.

Таким образом, Постановление N 241 от 09 апреля 2021 г. "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновского муниципального округа Тверской области принято в пределах компетенции администрации МО Пеновского муниципального округа Тверской области.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.

Согласно п.5 и п.6 ст.4 Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг: доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ заявитель вправе на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В силу положений ст.6 Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно ч.2 ст.11.2 Федерального закона №210-ФЗ жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Судом установлено, что постановлением главы Пеновского муниципального округа Тверской области №241 от 09 апреля 2021 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги: «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ Тверской области, п.102 и п.103 которого предусматривается, что жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в Администрацию, филиал ГАУ «МФЦ». Жалоба может быть подана непосредственно в Администрацию или филиал ГАУ «МФЦ», направлена в их адрес посредством почтовой связи, подана через сайт администрации Пеновского района или Единый портал (в случае наличия технической возможности), а также может быть принята при личном приеме заявителя должностными лицами Администрации.

Вместе с тем, обязанность по организации оказания услуг в электронной форме возложена на органы местного самоуправления.

Согласно под. «в» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов указание на «наличие технической возможности» является коррупциогенным фактором устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил - выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).

Согласно под. «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов отсутствие указания на подачу жалобы через информационно-коммуникационную сеть «Интернет» является коррупциогенным фактором устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил – неполнота административных процедур.

Таким образом, пункты 102 и 103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 нарушают права неопределенного круга лиц и противоречат требованиям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку не предусматривают все возможности подачи жалобы на оспаривание действий (бездействия) должностных лиц администрации Пеновского муниципального округа, а также ограничивают возможность реализации своих прав по средствам «технической возможности».

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области удовлетворить.

Признать п.102 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области на территории МО Пеновский муниципальный округ», утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 несоответствующим положениям Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Признать п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 несоответствующим положениям Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Возложить на администрацию МО «Пеновский муниципальный округ» обязанность привести п.102 и п.103 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов, необходимых для согласования перепланировки и (или) переустройства жилого (нежилого) помещения, а также выдача соответствующих решений о согласовании или об отказе администрации Пеновского муниципального округа Тверской области» на территории МО Пеновский муниципальный округ, утвержденного постановлением главы Пеновского муниципального округа от 09.04.2021 №241 в соответствие с положениям Федерального закона от 27.07.2020 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», путем внесения изменений в нормативный правовой акт в течении 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Пеновский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, в окончательной форме решение будет вынесено 08 февраля 2022 года.

Судья Н.В. Ракитский

1версия для печатиДело № 2а-1-19/2022 (2а-1-141/2021;) ~ М-1-133/2021 (Решения)