Дело № 2а-1-154/2020
Решение
Именем Российской Федерации
21 октября 2020 года город Андреаполь
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Прокофьевой О.С. при секретаре судебного заседания Синевой Е.В. с участием административного истца Ивановой Т.В., представителя административного ответчика Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области – Юринской О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ивановой Т.В. об оспаривании постановления Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 27 августа 2019 года № 107 об исключении из списка нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма,
установил:
Иванова Т.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными постановления Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 27 августа 2019 года № 107 об исключении из списка нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма, восстановлении в списках нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма, с учетом уточнения, составом семьи два человека.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением Главы Администрации Андреапольского района и города Андреаполь Тверской области от 09 августа 1996 года № 265 административный истец поставлена на общую льготную очередь составом семьи шесть человек. В 2002 году состав семьи Ивановой Т.В. изменился в связи с рождением дочери Ивановой Д.Ю. Постановлением Андреапольского района Тверской области от 15 декабря 2006 года № 438 семья административного истца составом семь человек признана малоимущей. ДД.ММ.ГГГГ дочери Ивановой Т.В. – Ивановой Д.Ю. установлена инвалидность. В 2007 году административный истец отказалась от предоставления жилья по Адресной инвестиционной программе, поскольку была включена в список граждан по реализации мероприятий по обеспечению жильем семьи, имеющей ребенка-инвалида, путем получения субсидии на приобретение жилого помещения. Иванова Т.В. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для снятия административного истца с учета послужили утрата статуса многодетной семьи и обеспечение жильем, притом, что Давыдова А.С. не учитывалась как член семьи. Тот факт, что у Ивановой Т.В. имеется жилой дом, не препятствует признанию административного истца нуждающимся в жилом помещении в связи с тем, что она не обладает какими-либо правами в отношении данного имущества.
В судебном заседании административный истец Иванова Т.В. и представитель административного ответчика Администрации Андреапольского муниципального округа Тверской области – Юринская О.А. заявленные требования поддержали, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции РФ).
В силу части 1, 2 стать 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 09 августа 1996 года на основании постановления Главы Администрации Андреапольского района и города Андреаполь Тверской области от 09 августа 1996 года № 265 Иванова Т.В. поставлена на общую льготную очередь составом семьи - шесть человек: Иванова Т.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов Ю.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов М.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова М.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова Е.Ю. 1995 года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ дочери Ивановой Т.В. – Ивановой Д.Ю. 2002 года рождения, установлена инвалидность.
18 декабря 2006 года административный истец извещен о том, что в соответствии с постановлением Администрации Андреапольского района Тверской области от 15 декабря 2006 года № 438 Иванова Т.В. составом семьи - семь человек: Иванова Т.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов Ю.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов М.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова М.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова Е.Ю.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны малоимущими и могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
13 января 2007 года Иванова Т.В. отказалась от предоставления квартиры, приобретенной по Адресной инвестиционной программе Тверской области на 2006 год «Строительство (приобретение) жилья для малоимущих граждан, признанных в соответствии с Жилищным кодексом РФ нуждающимися в жилых помещениях» (многодетные семьи), в связи с включением в список граждан, направленный в Департамент социальной защиты населения Тверской области, в целях реализации мероприятий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, а также семей, имеющих детей инвалидов, для получения субсидии на приобретение жилого помещения.
В соответствии с постановлением Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 01 марта 2018 года № 36 семья Ивановой Т.В. указанным выше составом – семь человек учитывалась в списках нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма.
27 августа 2019 года на основании обращения ГКУ ТО «ЦСПН» Андреапольского района Тверской области от 03 июня 2019 года Администрацией города Андреаполь Андреапольского района Тверской области принято решение об исключении Ивановой Т.В. из списка нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма – утратой статуса многодетной семьи и обеспечением жилой площадью по состоянию на 01 июля 2019 года, с указанием на то, что семья Ивановой Т.В.. составом шесть человек зарегистрированы в домовладении, принадлежащем на праве собственности Давыдовой А.С. в качестве членов семьи по адресу: <адрес>, площадью 29,7 кв.м, и имеющей в собственности еще одно домовладение по адресу: <адрес>, площадью 98,9 кв.м.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (определение Конституционного суда Российской Федерации от 01 декабря 2009 года № 1549-О-П).
Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из буквального анализа указанного выше законодательства, суд приходит к выводу, что административный истец мог быть снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении лишь по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из представленных материалов, Иванова Т.В. была принята и состояла на учете нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма в составе семьи - семь человек: Иванова Т.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов Ю.Д.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов М.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова М.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванов А.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Иванова Д.Ю.ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, Давыдова А.С. как член семьи административного истца при постановке на учет не учитывалась и на учете в таком статусе не состояла.
Такое обстоятельство, как наличие у Ивановой Т.В. и ее дочери – Ивановой Д.Ю, регистрации в жилом помещении принадлежащем на праве собственности Давыдовой А.С. не может послужить основанием, препятствующим включению административного истца в составе семьи - два человека в списки нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что снятие истца с учета по указанному в обжалуемом нормативном правовом акте основанию, не может быть признано обоснованным, а постановление Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 27 августа 2019 года № 107 законным.
Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
признать незаконным постановление Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области от 27 августа 2019 года № 107 об исключении Ивановой Т.В. из списка нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма.
Восстановить Иванову Т.В. в списках нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма в составе семьи из двух человек: Иванова Т.В., Иванова Д.Ю..
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Прокофьева
Мотивированное решение составлено 09 ноября 2020 года.
Председательствующий О.С. Прокофьева
Дело № 2а-1-154/2020