Дело № 2а-1-1582/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Носова Д.В.,
при секретаре Гришукове О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 19 февраля 2021 года дело по административному иску Городской Управы города Калуги к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Калужской области, межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области ФИО1 об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
28 декабря 2020 года Городская Управа города Калуги обратилась в суд с административным исковым заявлением к ответчикам об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 41764/20/40052-ИП в размере 50 000 рублей, в обоснование указав, что по состоянию на июль месяц 2020 года необходимо было осуществить регистрационные действия в отношении 115 объектов недвижимого имущества. Вместе с тем, подача заявок о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества возможна только посредством электронного ресурса «Технокад-муниципалитет», который в свою очередь был приобретён и установлен в конце августа 2020 года. После установки программного обеспечения «Технокад-муниципалитет», 14 сентября 2020 года соответствующее заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения, расположенного в <адрес> на ручье правого притока <адрес>), было подано в Росреестр по <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 уточненные исковые требования поддержала.
Судебный пристав-исполнитель МООИП УФССП России по Калужской области ФИО1 против удовлетворения административного иска возражал.
Представители МООИП УФССП России по Калужской области, УФССП России по Калужской области, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась.
Суд, изучив материалы настоящего дела, гражданское дело № 2-1-785/2020, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 14 января 2020 года постановлено: «Исковое заявление заместителя прокурора города Калуги в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать Городскую Управу города Калуги обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения - (верхняя водопроводная плотина), расположенного в <адрес> на ручье правого притока <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ».
01 декабря 2020 года на основании исполнительного листа выданного по указанному гражданскому делу судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области возбуждено исполнительное производство № 41764/20/40052-ИП, которым должнику Городской Управе города Калуги установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного листа.
Решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок должником не исполнено.
11 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено по вышеуказанному исполнительному производству постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Установленные обстоятельства подтверждаются материалами дела объяснениями сторон и ими не оспаривались.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью 2 статьи 112 названного Закона предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 7 названного Закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный срок само по себе не является основанием для взыскания исполнительского сбора. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В обоснование доводов административного искового заявления истец ссылался на то, что в установленный срок исполнить постановление суда не представлялось возможным ввиду того, что по состоянию на июль месяц 2020 года необходимо было осуществить регистрационные действия в отношении 115 объектов недвижимого имущества. Вместе с тем, подача заявок о постановке объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества возможна только посредством электронного ресурса «Технокад-муниципалитет», который в свою очередь был приобретён и установлен в конце августа 2020 года. После установки программного обеспечения «Технокад-муниципалитет», 14 сентября 2020 года соответствующее заявление о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения (верхняя водопроводная плотина), расположенного в д. <адрес> на ручье правого притока <адрес> было подано в Управление Росреестра по Калужской области, которым, в свою очередь, 08 октября 2020 года направлено административному истцу уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета до 11 января 2021 года ввиду выявленных недостатков технического плана на сооружение.
Изложенное свидетельствует о том, что должником приняты все меры, необходимые для исполнения требований исполнительного документа в кратчайший срок.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, по мнению суда, имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительного сбора, поскольку у должника не имелось реальной возможности для выполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принудительное исполнение должником возложенной на него решением суда обязанности требует временных затрат, превышающих 5-дневный срок.
По смыслу приведенных нормативных положений, решение об освобождении от исполнительского сбора, взысканного в связи с нарушением установленных сроков исполнения исполнительного документа, может быть принято и в том случае, если будут установлены обстоятельства, объективно препятствующие исполнению решения суда и находящиеся вне контроля должника.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, а также учитывая, что в ходе рассмотрения данного дела судом не установлено, что у Городской Управы города Калуги имелась реальная возможность в течение пяти дней с момента возбуждения исполнительного производства исполнить решение суда, суд полагает, что судебный пристав-исполнитель вынес постановления о взыскании исполнительского сбора без учета всех обстоятельств, возникших в ходе исполнительного производства, и приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Городской Управы города Калуги об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Городскую Управу города Калуги от взыскания исполнительского сбора, установленного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области постановлением от 11 декабря 2020 года на сумму 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 41764/20/40052-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Д.В. Носов
В окончательной форме решение принято 24 февраля 2021 года.