ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-176/19УИД400008-01-2019-000140-49 от 08.01.2019 Жуковского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-176/2019 УИД 40RS0008-01-2019-000140-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Жуковский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Лобзовой Л.В.,

при секретаре Трофимове Д.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда

27 марта 2019 года

гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, государственному регистратору ФИО4 о признании решения о приостановлении государственного учета и государственной регистрации права незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

11.02.2019 года административный истец ФИО3 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным содержащееся в Уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 30.11.2018 за , 40/007/003/2018-7370 решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: хозблока общей площадью 5,9 кв.м.. расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район. д. <адрес>, участок .

Административный истец, будучи надлежащим образом, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца – ФИО1 в обоснование заявленных исковых требований указал, что 20.11.2018 года административный истец обратился к административным ответчикам с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: хозблок общей площадью 5,9 кв.м., расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, д. <адрес>, участок . К заявлению был приложен технический план. Решением административного ответчика, содержащегося в уведомлении от 30.11.2018 осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вышеуказанного объекта недвижимости было приостановлено на три месяца с 30.11.2018 по 28.02.2019 по основаниям, предусмотренным пунктами 7,9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, не представлены документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам. Основанием явилось и то, что административному истцу необходимо предоставить разрешение на ввод объекта учета в эксплуатацию, а сведения об объекте учета в техническом плане необходимо указывать на основании представленной проектной документации такого объекта. Административный истец считает, что решение является незаконным, поскольку хозблок является вспомогательным сооружением, расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства и разрешения на строительство данного объекта не требуется, как не требуется и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области ФИО2 исковые требования не признал и пояснил, что указанное нежилое строение построено на земельном участке, имеющем разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, на земельном участке не зарегистрировано основное строение жилой дом, как основной объект права, поэтому представленных документов для регистрации не достаточно.

Административный ответчик государственный регистратор ФИО4 будучи надлежащим образом, извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, об уважительной причине своей неявки суду не сообщила.

Заинтересованное лицо – администрация МР <адрес>» Калужской области извещена о времени и месте слушания дела надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечила, направила отзыв, в котором ходатайствовала об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

06.06.2018 года между администрацией МР «Жуковский район» и административным истцом ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка , расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, СП <адрес>, д. <адрес>, участок , с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, на срок по 06.06.2038 год.

20.11.2018 административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и о государственном учете недвижимого имущества. К заявлениям были приложены технический план здания, договор аренды земельного участка, квитанция об оплате госпошлины.

30.11.2018 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области вынесло уведомление в адрес административного истца о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: хозблок, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, <адрес> на основании п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Основанием для приостановления явилось то обстоятельство что административным истцом не представлены документы о разрешении на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»: представлена декларация об объекте недвижимости, однако в соответствии с п. 20 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной проектной документации такого здания, либо на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, технического плана и (или) акта о приеме в эксплуатацию. Отсутствуют основания для определения объекта недвижимости в качестве вспомогательного объекта, т.к. на земельном участке отсутствует основное строение к которому хозблок выполняет вспомогательную функцию.

В соответствии с п.10 ст. 40 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 17 данной нормы выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Из материалов регистрационного дела следует, что заявление о выдаче разрешения на строительства спорного объекта и на ввод его в эксплуатацию административный истец не подавал, данный факт административным истцом не отрицается.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Применение указанной нормы права разъяснено Минрегионом России в Письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 <О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства>, в соответствии с которым под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Аналогичная позиция выражена в Письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 24.06.2016 N 10-2527-КЛ "Для сведения и учета в работе" (вместе с Письмо> Росреестра от 13.05.2016 N 14-03808/16 "О рассмотрении обращения").

Приказом Росстандарта от 23 декабря 2010 г. N 1059-ст применение указанного ГОСТа на территории РФ прекращено с 1 сентября 2011 г. в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 54257-2010 для добровольного применения.

Однако после указанной даты действуют аналогичные нормы права.

В силу ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 135 Гражданского кодекса РФ, по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи.

В соответствии с Приложением А Межгосударственного стандарта ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2014 г. N 1974-ст) настоящий стандарт устанавливает классификацию сооружений.

Таким образом, по смыслу закона сооружениями вспомогательного использования (вспомогательными сооружениями) следует считать разного рода сооружения пониженного уровня комфортности, в частности, теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112- ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Данным классификатором, в том числе предусмотрены следующие виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных).

На земельном участке с кадастровым номером 40:07:141502:75 не зарегистрировано основное строение, к которому бы хозблок относится как вспомогательный объект. В силу части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Установив при проведении правовой экспертизы наличие оснований для приостановления государственной регистрации прав, государственный регистратор вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации прав (подпункт 2 пункта 4 статьи 29 Закона N 218-ФЗ), исчерпывающий перечень оснований для которой приведен в статье 26 Закона N 218-ФЗ и включает в себя, в том числе несоответствие формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7).

Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона N 218-ФЗ, форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).

В частности, согласно пункту 20 Требований по общему правилу основанием для указания в техническом плане сведений о здании (сооружении), за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади является представленная заказчиком кадастровых работ проектная документация, документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, технический паспорт такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденный в установленном федеральным законом порядке акт о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта (части 1 - 12 пункта 20 Требований).

Действительно как следует из подпункта 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.

Между тем приведенная правовая норма в данной конкретной ситуации не могла быть принята во внимание административным ответчиком, поскольку из материалов, представленных на государственную регистрацию, со всей очевидностью не следовало, что возможно положительное разрешение вопроса о необязательности получения ответчиком разрешения на строительство и проектной документации для возведения строения на принадлежащем им земельном участке. А если выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрена действующим законодательством, то технический план не может быть подготовлен на основании декларации.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов, так как оспариваемым решением о приостановлении непосредственно на него не были возложены какие-либо обязанности, не создавались препятствия в осуществлении его прав; анализ содержания оспариваемого решения применительно к доводам административного иска свидетельствует о соблюдении административным ответчиком требований статей 26 и 29 Федерального закона N 218-ФЗ, регулирующих порядок приостановления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным содержащегося в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области от 30 ноября 2018 года , решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости: хозблок общей площадью 5,9 кв.м., расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, д. <адрес>, участок , отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Лобзова

а