ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-177/2022 от 04.10.2022 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

дело №2а-1-177/2022

уникальный идентификатор дела

73RS0018-01-2022-000292-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Радищево Радищевского 04 октября 2022 года

района Ульяновской области

Радищевский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Николаевой Н.М.,

при секретаре Грачевой Е.В.,

с участием: административного истца – помощника прокурора Радищевского района Ульяновской области Табакова А.А.,

административного ответчика - представителя администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области Гусева А.В.,

в отсутствие административного ответчика - представителя администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Ульяновской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» в срок до 01.06.2023, в соответствии с правилами, предусмотренными постановлением правительства РФ от 05.09.2013 №782,

установил:

прокурор Радищевского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском.

Требование мотивировано тем, что прокуратурой района проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере при организации водоснабжения и водоотведения. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В рамках заключенного соглашения между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области о передаче (принятии) осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, полномочия, предусмотренные п.4 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст.14 указанного закона, переданы на уровень сельского поселения (соглашение №1 между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области от 30.12.2021). Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений. Пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 №416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждены правила разработки и утверждениям схем водоснабжения и водоотведения и требования к их содержанию. Указанными правилами определяется порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений. Вместе с тем, в рамках проведенной проверки установлено, что схемы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области, с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782 « О схемах водоснабжения и водоотведения» не разработаны и не утверждены. По результатам ранее проведенной проверки прокуратурой района в адрес ответчиков были внесены представления об устранении нарушений закона, вместе с тем, до настоящего времени должным мер к устранению нарушений не принято. Индивидуализировать лиц, проживающих на территории указанного поселения в силу объективных причин не представляется возможным (рождение, смерть, переезд, смена собственника жилого помещения и т.д.).

Наряду с указанным выше, в административном исковом заявлении приведены правовые нормы, обосновывающие административные исковые требования.

Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» в срок до 01.06.2023, в соответствии с правила, предусмотренными постановлением правительства РФ от 05.09.2013 №782.

В судебном заседании помощник прокурора Табаков А.А. административные исковые требования полностью поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации МО «Радищевский район» Гусев А.В. административные исковые требования признал в полном объеме, пояснив федеральным законодательством полномочия по разработке схем водоснабжения возложены на органы местного самоуправления муниципального района.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Дмитриевское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, вместе с тем о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В письменной отзыве исковые требования не признали, пояснив что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. От 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по организации в границах поселения электро-,тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, установленных законодательством РФ не относится к полномочиям сельского поселения. Из пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416 –ФЗ (в ред. От 01.05.2022) «О водоснабжении и водоотведении» следует, что утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Соглашение от 30.12.2021 №1 заключенное между администрацией муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией муниципального образования Дмитриевское е сельское поселение Радищевского района Ульяновской области о передаче (принятии) осуществления полномочия по решению вопроса местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ имеет срок действия с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно. Объем финансовых средств (межбюджетных трансфертов), предоставляемых из бюджета муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области для осуществления полномочий, предусмотренных соглашением, в 2022 году составляет 100 рублей, что является недостаточным для полноценного исполнения полномочий, установленных законодательством РФ. В связи с вышеизложенным, считаем, что разрабатывать и утверждать схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Дмитриевское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области поселение не обязано.

Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Радищевского районного суда Ульяновской области - radishevskiy.uln.sudrf.ru.

В силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Судом, с учетом мнения участников процесса, определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся вышеуказанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного закона решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района

Частью 1 и 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что полномочия органов местного самоуправления, включая утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законодательно определено, что утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений является вопросом местного значения муниципального района.

Согласно ст. 38 указанного Закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения поселений утверждаются органами местного самоуправления.

Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 №782 схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 - 4 Требований схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.

В схемах водоснабжения и водоотведения должны содержаться плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения и значения этих показателей с разбивкой по годам, определяемые в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 5 Требований Схема водоснабжения поселения, городского округа включает в себя следующие разделы: а) технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; б) направления развития централизованных систем водоснабжения; в) баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; д) экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; е) оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения; ж) плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Пунктами 6 - 9, 11 - 14 Требований предусмотрено содержание указанных разделов, а пунктом 10 предусмотрены задачи, решение которых подлежит обеспечению при обосновании предложений по строительству, реконструкции и выводу из эксплуатации объектов централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа.

Согласно пункту 15 Требований Схема водоотведения включает в себя следующие разделы: а) существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа; б) балансы сточных вод в системе водоотведения; в) прогноз объема сточных вод; г) предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения; д) экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения; е) оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения; ж) плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения; з) перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.

Пунктами 16 - 19, 21 - 24 Требований предусмотрено содержание указанных разделов, а пунктом 20 предусмотрены задачи, решение которых подлежит обеспечению при обосновании предложений по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения.

Согласно ст. 1 Соглашения №1 от 30.12.2021 заключенного между администрацией МО «Радищевский район» Ульяновской области и администрацией МО «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области последним переданы полномочия района в части организации в границах поселения электро-, тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Срок соглашения до 31.12.2022 (л.д. 21-24).

Судом установлено, что соответствующие Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Дмитриевское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области, отвечающие указанным требованиям действующего законодательства, уполномоченным органом не разработаны, в установленном порядке не утверждены.

При этом имеющееся в материалах дела соглашение о передаче части полномочий в соответствии с которыми администрация муниципального образования «Радищевский район» передала администрации муниципального образования Дмитриевское сельское поселение полномочия по организации в границах организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ не предусматривают передачи на уровень поселений полномочия по разработке и утверждению Схемы водоснабжения и водоотведения поселения. Сами по себе действия по разработке и утверждению соответствующего нормативно-правового акта, к вопросам организации водоснабжения населения и водоотведения не относятся. Межбюджетные трансферты в соответствии с ч. 4 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не передавались.

Таким образом, требования об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» в срок до 01.06.2023 к администрации МО «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, принимая во внимание, что отвечающие требованиям законодательства Схемы водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области не разработаны и не утверждены, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на территории поселений на улучшение качества жизни путем получения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, административные исковые требования к администрации МО «Радищевский район» Ульяновской области подлежат удовлетворению.

Указанный административным истцом срок выполнения данных требований в срок до 01.06.2023 с момента вступления решения в законную силу суд также признает разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» в срок до 01.06.2023, в соответствии с правила, предусмотренными постановлением правительства РФ от 05.09.2013 №782, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» в срок до 01.06.2023, в соответствии с правила, предусмотренными постановлением правительства РФ от 05.09.2013 №.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» Радищевского района Ульяновской области об обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Дмитриевское сельское поселение» в срок до 01.06.2023, в соответствии с правила, предусмотренными постановлением правительства РФ от 05.09.2013 №782 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Радищевский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 07.10.2022.

Судья Н.М. Николаева