ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-186/20 от 09.06.2020 Майнского районного суда (Ульяновская область)

УИД 73RS0011-01-2020-000129-84

Дело № 2а-1-186/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

9 июня 2020 года р.п. Майна

Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Писаревой Н.В., при секретаре Воржецовой Л.А., с участием представителя административного ответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области и представителя заинтересованного лица Отдела судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Старостиной Т.Н., судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Прокофьевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области к Отделу судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области (далее Администрация МО «Игнатовское городское поселение») обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее судебный пристав-исполнитель ОСП по Майнскому району) об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указано, что решением Майнского районного суда Ульяновской области по делу *** вступившим в законную силу 17 мая 2019 года, Администрация МО «Игнатовское городское поселение» обязана в срок до 1 сентября 2019 года произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ***, по устранению просадки фундамента дома с правой стороны, трещины на фасадной стене дома, восстановление оконного проема и оконной рамы. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Майнскому району Прокофьевой И.Ю. возбуждено исполнительное производство *** от 6 сентября 2019 года. 18 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Муниципальное учреждение Администрация МО «Игнатовское городское поселение» является органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность в рамках лимитов бюджетных ассигнований. Администрация МО «Игнатовское городское поселение» своевременно предпринимала весь комплекс мер, направленный на исполнение решения суда, а именно: выделение необходимых денежных средств в бюджете муниципального образования, размещение ТЭЗ на портале госзакупок. В виду отсутствия желающих заключить контракт на ремонт помещения, выполнить решение своевременно не представилось возможным.

Ссылаясь на положения ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о том, что суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», Администрация МО «Игнатовское городское поселение» просила отменить вынесенное судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Прокофьевой И.Ю. постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Долбнин А.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области (далее УФССП по Ульяновской области), в качестве заинтересованного лица – Отдел судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее ОСП по Майнскому району).

Представитель административного ответчика УФССП по Ульяновской области, он же представитель заинтересованного лица – начальник ОСП по Майнскому району Старостина Т.Н., судебный пристав-исполнитель ОСП по Майнскому району Прокофьева И.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали. Из объяснений Старостиной Т.Н. и Прокофьевой И.Ю. в судебном заседании следует, что 6 сентября 2019 года в ОСП по Майнскому району поступил на исполнение исполнительный документ – исполнительный лист ****** от 17 мая 2019 года, выданный Майнским районным судом Ульяновской области об обязании должника Администрации МО «Игнатовское городское поселение» в срок до 1 сентября 2019 года провести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ***, по устранениею просадки фундамента дома с правой стороны, трещины на фасадной стене дома, восстановлению оконного проема и оконной рамы на фасадной стене дома. 6 сентября 2019 года на основании данного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство ******, постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 11 сентября 2019 года. Постановление о возбуждении исполнительного производства должником не обжаловано. Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 18 сентября 2019 года. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не представлено.

24 сентября 2019 года глава Администрации МО «Игнатовское городское поселение» дал объяснения о том, что решение суда не исполнено должником по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения, и ввиду отсутствия подрядной организации для проведения капитального ремонта помещения.

Определением Майнского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2019 года должнику предоставлена отсрочка исполнения решения до 31 декабря 2019 года.

После окончания срока отсрочки судебным приставом-исполнителем установлено, что никакие работы по ремонту помещения не производились, сведений о том, что должником предпринимались меры по исполнению решения суда, в адрес ОСП по Майнскому району не поступали.

Должник был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Разъяснено о необходимости уведомить судебного пристава-исполнителя о наличии обстоятельств, препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.

18 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Майнскому району вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей в порядке п. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление о взыскании исполнительского сбора получено должником 18 февраля 2020 года.

В целях взыскания задолженности судебным приставом-исполнителем в отношении должника применены меры принудительного исполнения. 10 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. 16 марта 2020 года в отношении должника вынесено постановление о признании Администрации МО «Игнатовское городское поселение» виновной в совершении правонарушения, и назначен штраф в размере 30 000 рублей.

25 мая 2020 года проведена проверка исполнения решения суда, совершен выезд по адресу: ***, каких-либо работ по ремонту жилого помещения не проводилось. Часть дома в виду отсутствия опоры на земле (отмостки) просела, имеется большая сквозная трещина около оконного проема. Требования исполнительного документа должником не исполнены.

Административным истцом доказательств неправомерности постановления судебного пристава-исполнителя Прокофьевой И.Ю. о взыскании исполнительского сбора не представлено, просили в иске отказать.

Заслушав объяснения явившихся сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с приведенными нормами материального права и разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора либо освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

При этом законодателем ограничен размер, на который может быть уменьшен исполнительский сбор, одной четвертой частью от установленного законом размера.

Судом установлено, что решением Майнского районного суда Ульяновской области от 11 апреля 2019 года на Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области в срок до 1 сентября 2019 года возложена обязанность провести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: ***, по устранению просадки фундамента дома с правой стороны, трещины на фасадной стене дома, восстановлению оконного проема и оконной рамы на фасадной стене дома.

6 сентября 2019 года на основании указанного решения суда судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство ***-*** в отношении должника Администрации МО «Игнатовское городское поселение», должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Определением Майнского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2019 года Администрации МО «Игнатовское городское поселение» предоставлена отсрочка исполнения решения до 31 декабря 2019 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 февраля 2020 года с Администрации МО «Игнатовское городское поселение» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Исполнительский сбор является административной штрафной санкцией, выраженной в возложении на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство, то есть в рассматриваемом споре - административным истцом.

В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Административным истцом в ходе рассмотрения дела представлены сведения о том, что Администрацией МО «Игнатовское городское поселение» предпринимались меры к исполнению решения, в частности, размещалась информация о проведении электронного аукциона по строительным работам в отношении помещения, расположенного по адресу: ***.

С учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств и собранных по делу доказательств, степени вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа, финансового положения должника, представленных сведений, суд считает возможным уменьшить исполнительский сбор по данному делу до 37 500 рублей.

Оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Администрации муниципального образования «Игнатовское городское поселение» Майнского района Ульяновской области к Отделу судебных приставов по Майнскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.

Снизить размер исполнительского сбора по исполнительному производству *** до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд в течение месяца через Майнский районный суд Ульяновской области.

Судья Н.В. Писарева