ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-196/19 от 06.06.2019 Аркадакского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-1-196/2019

64RS0003-01-2019-000348-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2019 года г. Аркадак

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Конышевой И.Н.,

при секретаре Симакиной С.Н.,

с участием помощника прокурора Аркадакского района Валькова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Аркадакского районного суда Саратовской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аркадакского района Саратовской области к администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности проведения паспортизации и государственной регистрации автомобильных дорог общего пользования местного значения,

установил:

Прокурор Аркадакского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области и возложении обязанности провести паспортизацию и государственную регистрацию автомобильных дорог общего пользования местного значения. В обоснование требований указал, что прокуратурой Аркадакского района Саратовской области в мае 2019 года проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности должностными лицами администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области. 08 июля 2016 года в адрес главы администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области внесено представление № 35-2016, по результатам рассмотрения которого в адрес прокуратуры района была представлена информация, согласно которой конкретных мер по проведению паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения и их государственной регистрации не принято.

Проведенной проверкой установлено, что в реестр муниципальной собственности муниципального образования г. Аркадак включены следующие объекты транспортной инфраструктуры: улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Ленина протяженностью 2,600 км; улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак ул. Букоткина протяженностью 0,750 км; улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Революции протяженностью 0,400 км. Все объекты находятся в казне.

Статьей 32 Устава муниципального образования г. Аркадак определено, что исполнение полномочий исполнительно – распорядительного органа муниципального образования город Аркадак Аркадакского муниципального района возлагается на администрацию Аркадакского муниципального района Саратовской области.

В ходе проверки выявлено отсутствие технического паспорта автомобильных дорог общего пользования, в частности улично-дорожной сети по адресу: г. Аркадак, ул. Ленина протяженностью 2,600 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак ул. Букоткина протяженностью 0,750 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Революции протяженностью 0,400 км, что крайне негативно сказывается на их состоянии и как следствие на состоянии безопасности дорожного движения. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, обязать администрацию муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области провести паспортизацию и государственную регистрацию следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения: улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Ленина протяженностью 2,600 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак ул. Букоткина протяженностью 0,750 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Революции протяженностью 0,400 км.

В судебном заседании помощник прокурора Аркадакского районного района поддержал требования.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования признал.

Суд, заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частью 4 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

К ним относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В силу ст. 6, 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Аркадакского района Саратовской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В ходе проведения проверки установлено, что согласно выписки из реестра муниципальной собственности улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Ленина протяженностью 2,600 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак ул. Букоткина протяженностью 0,750 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Революции протяженностью 0,400 км включены в перечень объектов, находящихся в собственности муниципального образования город Аркадак по состоянию на 29 мая 2019 года, паспортизация указанных дорог не проведена.

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

Улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Ленина протяженностью 2,600 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак ул. Букоткина протяженностью 0,750 км, улично-дорожная сеть по адресу: г. Аркадак, ул. Революции протяженностью 0,400 км находятся в собственности муниципального образования город Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области.

Статьей 32 Устава муниципального образования город Аркадак определено, что исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Аркадак Аркадакского муниципального района Саратовской области возлагается на администрацию муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области.

Администрация муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области бремени содержания указанных автодорог не осуществляет, при этом, как выявлено в ходе проверки прокуратурой Аркадакского района Саратовской области соблюдение требований действующего законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, технический паспорт, является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений и необходимый для обеспечения безопасности дорожного движения, отсутствует.

В связи с изложенным, административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 283-285 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования прокурора Аркадакского района Саратовской области к администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности проведения паспортизации и государственной регистрации автомобильных дорог общего пользования местного значения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области в части не проведения паспортизации и государственной регистрации автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Возложить на администрацию муниципального образования Аркадакского муниципального района Саратовской области обязанность по проведению паспортизации и государственной регистрации следующих автомобильных дорог общего пользования местного значения:

- улично-дорожная сеть по адресу: Саратовская область, город Аркадак, улица Ленина протяженностью 2,600 км;

- улично-дорожная сеть по адресу: Саратовская область, город Аркадак, улица Букоткина протяженностью 0,750 км;

- улично-дорожная сеть по адресу: Саратовская область, город Аркадак, улица Революции протяженностью 0,400 км.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Аркадакский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.Н. Конышева

Мотивированный текст решения изготовлен 07 июня 2019 года.

Председательствующий И.Н. Конышева