ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-196/2021 от 10.09.2021 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2021 г. пгт. Спирово, ул. Пушкина, д. 93

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Спирово Спировского района Тверской области) в составе председательствующего судьи Некрасова Р.Ю.,

при помощнике судьи Орловой Л.А., ведущей протокол судебного заседания по поручению председательствующего,

с участием помощника прокурора Спировского района Тверской области Ивановой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Спировского района Тверской области, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к Администрации Спировского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и изданию, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги: предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность,

установил:

Прокурор Спировского района Тверской области, действия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Спировского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и изданию, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность и возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги: предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.

В обоснование административного иска прокурор указал, что Федеральным законодательством на администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «район» возложена обязанность по предоставлению следующей муниципальной услуги: предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность (статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 173 Перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р). В нарушение перечисленных норм федерального законодательства администрацией не приняты надлежащие и своевременные меры по разработке и принятию административного регламента. Непринятие мер к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги препятствует эффективной реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом. В результате бездействия органа местного самоуправления по принятию порядка предоставления муниципальной услуги ущемляются права заявителей - физических и юридических лиц, обращающихся за предоставлением муниципальных услуг, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, получение услуг в соответствии со стандартом предоставления, что противоречит одному из принципов противодействия коррупции - публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. В силу пунктов 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; административный регламент нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Данное положение согласуется с правом заявителей на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, закрепленном в статье 5 этого Закона. В силу части 1 статьи 13 указанного Закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15 статьи 13 названного Федерального закона). Частью 1 статьи 29 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплено, что административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого Федерального закона. Данный Федеральный закон вступил в силу 30 июля 2010 года. Таким образом, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в срок до 30 июля 2012 года. Правовые, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, к вопросам местного значения района относится, помимо прочего владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района (статьи 15 и 51 Федерального закона). Перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, определен статьей 50 Федерального закона. Исходя из статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности, в том числе районам является муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с законами. Частью 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, возложение на органы местного самоуправления обязанности организации управления муниципальной собственностью предусматривает необходимость регламентации ими вопросов, связанных с порядком использования имущества, взаимодействия с гражданами, юридическими лицами, иными органами власти.

В судебном заседании помощник прокурора Иванова К.Н. заявленные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – администрации Спировского района Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещались надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело без участия ее представителя. В представленном суду письменном отзыве глава Спировского района ФИО1 против удовлетворения административных исковых требований возражал, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты, разработка которых предусмотрена указанным федеральным законом, подлежат разработке и утверждению в течение двух лет со дня вступления в силу федерального закона, то есть до 30.07.2012. В настоящее время Администрацией Спировского района Тверской области административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность, находится в стадии разработки проекта. За период 2019-2021 годов обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, по вопросам предоставления в собственность арендуемого указанными лицами недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в Администрацию Спировского района Тверской области не поступало, в связи с чем, отсутствие административного регламента не является препятствием для оказания муниципальной услуги. Учитывая Закон Тверской области от 05.04.2021 № 19-30 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Спировский муниципальный район, путём объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» принятие соответствующего административного регламента Администрацией Спировского района Тверской области нецелесообразно до формирования органов местного самоуправления Спировского муниципального округа.

Изучив представленные материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно пунктов 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (деле по тексту – Федерального закона) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Данное положение согласуется с правом заявителей на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления муниципальной услуги, закрепленном в статье 5 указанного Федерального закона.

В силу части 1 статьи 13 указанного Федерального закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией (часть 15 статьи 13 названного Федерального закона).

Частью 1 статьи 29 Федерального закона закреплено, что административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу этого Федерального закона.

Данный Федеральный закон вступил в силу 30 июля 2010 года. Таким образом, административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в срок до 30 июля 2012 года.

Правовые, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, к вопросам местного значения района относится, помимо прочего владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района (статьи 15 и 51 Федерального закона).

Перечень имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, определен статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Исходя из статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности, в том числе районам, является муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с законами.

Частью 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, возложение на органы местного самоуправления обязанности организации управления муниципальной собственностью предусматривает необходимость регламентации ими вопросов, связанных с порядком использования имущества, взаимодействия с гражданами, юридическими лицами, иными органами власти.

Федеральным законодательством на администрацию как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «район» возложена обязанность по предоставлению следующей муниципальной услуги: предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность (статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 173 Перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18 сентября 2019 года № 2113-р).

По сведениям, представленным прокурором, административный регламент оказания муниципальной услуги в рамках полномочий в области собственности до настоящего времени администрацией Спировского района не разработан и не издан.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются, сведений об устранении им указанных нарушений суду не представлено.

Доводы административного ответчика о том, что поскольку за период 2019-2021 годов обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, по вопросам предоставления в собственность арендуемого указанными лицами недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в Администрацию Спировского района Тверской области не поступало, в связи с чем, отсутствие административного регламента не является препятствием для оказания муниципальной услуги, суд находит несостоятельными.

Наличие Закона Тверской области от 05.04.2021 № 19-30 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Спировский муниципальный район, путём объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» не освобождает администрацию Спировского района Тверской области от выполнения требований законодательства.

Непринятие мер к разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги препятствует эффективной реализации органом местного самоуправления полномочий, возложенных законом. В результате бездействия органа местного самоуправления по принятию порядка предоставления муниципальной услуги ущемляются права заявителей - физических и юридических лиц, обращающихся за предоставлением муниципальных услуг, на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, получение услуг в соответствии со стандартом предоставления, что противоречит одному из принципов противодействия коррупции - публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы жителей муниципального образования и иных лиц, индивидуализировать круг которых не представляется возможным в связи с постоянным изменением и перемещением граждан, указанное исковое заявление правомерно предъявлено прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно – присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконным бездействия и обязании разработать и утвердить административный регламент оказания муниципальной услуги в рамках полномочий в области собственности являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд полагает указанный прокурором в иске срок достаточным для исполнения решения суда, и считает необходимым установить ответчику срок исполнения требований, заявленных истцом, в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

административный иск прокурора Спировского района Тверской области, поданный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к администрации Спировского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Спировского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и изданию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административного регламента предоставления муниципальной услуги: предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.

Обязать администрацию Спировского района Тверской области в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административный регламент предоставления муниципальной услуги: предоставление недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить в Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Спирово Спировского района Тверской области) и в прокуратуру Спировского района Тверской области в течение месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Спирово Спировского района Тверской области) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Р.Ю. Некрасов

Мотивированное решение составлено 20 сентября 2021 года

1версия для печатиДело № 2а-1-196/2021 ~ М-1-162/2021 (Решения)