ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-203/2017 от 08.06.2017 Базарно-карабулакского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-203/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2017 года рабочий поселок Базарный Карабулак

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Лаптева Д.Г.

при секретаре Темновой И.Ю.

с участием старшего помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серова Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании бездействия министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившегося в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения- памятника природы «Родник «Серебряный» и об установлении ее границ, возложении обязанности подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области,

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском, в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании бездействия, выразившееся в непринятии мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Родник «Серебряный» установлении ее границ, незаконным, возложении обязанности по принятию мер, направленных на создание охранной зоны памятника природы, установление ее границ и разработке положения о реестре недвижимости, сведений о зоне с особыми условиями использования территорий.

В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что в рамках проведения проверки деятельности министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области на предмет исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях были установлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер, направленных на создание охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, установление их границ и разработку положений о них. Так, согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области», на территории Базарно-Карабулакского района Саратовской области образована особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Родник «Серебряный», которая находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области. В нарушение требований закона до настоящего времени охранная зона для данной особо охраняемой природной территории не определена, ее границы не установлены, сведения о границах охранной зоны не внесены в единый государственный реестр недвижимости, что способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на особо охраняемые природные территории. По данному факту Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области было вынесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако административным ответчиком не принято действенных мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Родник «Серебряный» и установление ее границ, а также определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах данной охранной зоны. Бездействие административного ответчика нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на указанной особо охраняемой природной территории, на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, поскольку отсутствие охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Родник «Серебряный» и сведений в едином государственном реестре недвижимости о ее границах способствует неблагоприятным антропогенным воздействиям на таковую.

В ходе рассмотрения дела, административный истец – Саратовский природоохранный прокурор, в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) уточнил административные исковые требования и просил признать бездействия министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившегося в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Родник «Серебряный» и об установлении ее границ, возложить обязанность на министерство в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности - старший помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области Серов Р.Н. уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, административные исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 КАС РФ суд принимает признание административным ответчиком административного иска, поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Выслушав старшего помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Саратовской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с пунктами «в», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст.94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе особо охраняемые природные территории.

На основании ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекта, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Согласно ст. 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Согласно подп. «б» п. 11 данной статьи решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», из положений которых следует, что решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 6 Устава (Основного Закона) Саратовской области высшим должностным лицом Саратовской области является Губернатор Саратовской области. Правительство Саратовской области является постоянно действующим высшим коллегиальным органом исполнительной власти области (ст. 59 Устава Саратовской области). Как следует из положений п. 12.10 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 08 октября 2013 года № 537-П, одной из основных задач Министерства в сфере использования, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий регионального значения является подготовка предложений о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ. В силу подп. 1 п. 13.3 данного Положения на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области возложена обязанность по подготовке проектов законов и нормативных правовых актов области с целью обеспечения своей деятельности. Как следует из материалов административного дела прокурорской проверкой установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Саратовской области от 01 ноября 2007 года № 385-П «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области», на территории Базарно-Карабулакского района Саратовской области образована особо охраняемая природная территория регионального значения - памятник природы «Родник «Серебряный», которая находится в ведении министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области. Вместе с тем, в нарушение требований закона до настоящего времени охранная зона для данной особо охраняемой природной территории не определена, ее границы не установлены. По данному факту Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Вместе с тем, из ответа на представление Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры следует, что, министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не принято действенных мер, направленных на создание охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Родник «Серебряный». Проанализировав исследованные доказательства, суд пришел к выводу, что бездействие административного ответчика-министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Родник «Серебряный», нарушает право неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд находит доводы административного истца полностью подтвержденными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а потому полагает необходимым возложить на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Родник «Серебряный» и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области, в этой связи административные исковые требования подлежит удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174, 175, 177, 180, 227 КАС РФ, суд решил: Административные исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившегося в неподготовке предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения- памятника природы «Родник «Серебряный» и об установлении ее границ. Обязать министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения и об установлении ее границ и передать их в Правительство Саратовской области. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области. Председательствующий судья Д.Г. Лаптев