ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-22/20 от 28.02.2020 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-1-22/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун 28 февраля 2020 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

при секретарях Ахметшиной А.Р., Пресняковой Е.С., Третновой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование иска указано, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, которая в соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ обязана уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик имел в собственности следующие объекты налогообложения: жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 51,50 кв.м, дата регистрации права 17.11.2010, дата утраты права 25.12.2017. Налоговые уведомления на уплату налога были направлены в адрес налогоплательщика. В связи с неуплатой налога на основании ст. 69 НК РФ ФИО1 выставлено требование от 30.01.2019 № 4333 об уплате налогов, в котором сообщалось административному ответчику о наличии у него задолженности и сумме начисленной на сумму недоимки пени, однако до настоящего времени в нарушение п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ задолженность не погашена в установленном порядке, срок добровольной уплаты истек. На сегодняшний день подлежит уплате задолженность в сумме 2336, 74 рублей. На основании изложенного административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество за 2015, 2017 г.г. в сумме 2288 рублей, пени в размере 48,74 рублей.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, из представленного им письменного отзыва следует, что ФИО1 была предоставлена льгота по налогу на имущество в связи с наступлением пенсионного возраста на объект, расположенный по адресу: <адрес>, сведения о льготе внесены 15.12.2017 Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области, в Межрайонную ИФНС России № 4 по Ульяновской области заявление о предоставлении льготы от ФИО1 не поступало.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что неоднократно обращалась в налоговую инспекцию № 4 с заявлением о предоставлении ей налоговой льготы на жилой дом по адресу: <адрес>, но ответа не получала. С заявлением о предоставлении льготы она также обращалась в Межрайонную ИФНС № 2, куда ее направили из инспекции № 4 и откуда ей было получено уведомление о предоставлении льготы по указанному объекту. Льгота на жилой дом в р.п. Карсун ей не нужна, так как у нее имеется переплата по налогу на имущество, и она надеялась, что налог на Карсунские объекты будет погашаться этой переплатой. Налоги на другое недвижимое имущество ей уплачены, задолженности нет.

На основании ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании статьи 9 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление либо требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно п. 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение.

В силу ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п. 10 ч. 1, частями 2, 3, 4, 6, 7 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу имеют, в том числе налогоплательщики - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в числе прочих в отношении следующих видов объектов налогообложения: квартира, часть квартиры или комната; жилой дом или часть жилого дома.

Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса. В случае, если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2, 3, 10, 10.1, 12, 15 пункта 1 настоящей статьи, и имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Согласно ст. 361.1 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно представленным административным истцом сведениям ответчику в 2015 и 2017 г.г. принадлежало следующее недвижимое имущество: жилой дом по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 51,5 кв.м, дата регистрации права 17.11.2010; дата прекращения права – 25.12.2017; жилой дом по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 35622444 от 11.09.2018 об уплате в срок не позднее 03.12.2018 налога на имущество за 2015 г. в сумме 1914 рублей за объект налогообложения – жилой дом по адресу: <адрес>.

Кроме этого ответчику было направлено налоговое уведомление № 10206814 от 26.06.2018 об уплате в срок не позднее 03.12.2018 в числе прочих налога на имущество за 2017 г. в сумме 2378 рублей за объект налогообложения – жилой дом по адресу: <адрес>.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов ФИО1 направлено требование № 4333, которым в срок до 14.03.2019 было предложено уплатить налог на имущество в сумме 3334 рубля и пени по нему – 48,74 рублей.

Как следует из искового заявления, у ответчика имеется задолженность по налогу на имущество за 2015, 2017 г. по вышеуказанному объекту налогообложения в сумме 2288 рублей.

Вместе с тем судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика ФИО1 предоставлена налоговая льгота как пенсионеру по старости (возрасту) с 29.06.2015 по объекту налогообложения – жилому дому, расположенного по адресу: <адрес>, что следует из уведомления № 11730316 от 25.10.2018 и сопроводительного письма к нему, направленных в адрес ответчика ФИО1.

При указанных обстоятельствах предоставление Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области налоговой льготы ФИО1 по своему усмотрению на жилой дом по адресу: <адрес> является безосновательным и противоречит положениям статей 407, 361.1 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение в пределах заявленных административным истцом исковых требований.

Таким образом, оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по налогу на имущество, исчисленного на объект налогообложения – жилой дом по адресу: <адрес>, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 46, 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина

Мотивированное решение изготовлено 04.03.2020