Дело № 2а-1-253/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Карсун 22 сентября 2017 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,
при секретаре Ахметшиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивировав свои требования следующим. На налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ он обязан уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности следующие объекты налогообложения: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1098 кв.м, дата регистрации права 15.10.2002; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 298 кв.м, дата регистрации права 25.11.2008; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 108 кв.м, дата регистрации права 11.05.2011; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1288 кв.м, дата регистрации права 19.10.2011; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 106 кв.м, дата регистрации права 19.10.2011; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 36 кв.м, дата регистрации права 08.12.2007; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 737 кв.м, дата регистрации права 17.04.2014; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 54 кв.м, дата регистрации права 24.10.2014; земельный участок по адресу: <адрес>, примыкает к АЗС, кадастровый №, площадью 4405 кв.м, дата регистрации права 10.09.2013. Налоговые уведомления на уплату налога были направлены в адрес налогоплательщика почтой, в установленный срок налог не оплачен. На сегодняшний день за ФИО1 числится задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 26367,40 рублей. В связи с неуплатой налога на основании ст. 69 Налогового кодекса РФ ФИО1 выставлено требование от 22.12.2016 № об уплате налога, в котором сообщалось ответчику о наличии у него задолженности по налогам и сумме начисленных на недоимку пеней, однако до настоящего времени в нарушение п.п. 1 п.1 ст. 23 НК РФ задолженность не погашена в установленном порядке, срок добровольной уплаты истек. На основании изложенного просит взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2015 год в общей сумме 26367,40 рублей, в том числе: земельный налог в сумме 26166 рублей, пени на задолженность по земельному налогу в размере 201,40 рублей.
Представитель истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Из представленного им письменного отзыва на возражения ответчика следует, что по земельному участку с кадастровым номером № начислен налог с кадастровой стоимости 1488847 рублей. В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущем периоде, поэтому кадастровая стоимость в размере 341335,26 рублей действительна на 01.01.2016 и будет учтена при начислении земельного налога за 2016 год.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал частично, суду пояснил, что не согласен с размером налога, исчисленного на земельный участок по адресу: <адрес>. Поскольку в августе 2015 года он написал заявление и перевел данный участок на другой вил использования, у него изменилась кадастровая стоимость, поэтому должен быть произведен перерасчет налога за 2015 год с указанного времени по другой кадастровой стоимости и с применением другой налоговой ставки. Земельный участок кадастровым номером № в <адрес> у него в собственности имеется, но не на <адрес>. Земельный налог по земельному участку в <адрес> он уплатил, о чем имеется квитанция. Расчет налога по другим участкам он не оспаривает, налог им не уплачен.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании статьи 9 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление либо требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
На основании п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
В свою очередь ст. 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. ст. 391, 396 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11.09.2017 ФИО1 в 2015 году принадлежали на праве собственности: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1098 кв.м, дата регистрации права 15.10.2002, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: существующая усадебная застройка; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 298 кв.м, дата регистрации права 25.11.2008, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-деловых целей; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 108 кв.м, дата регистрации права 11.05.2011, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-деловых целей (под торговую точку); земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 1288 кв.м, дата регистрации права 24.09.2012, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-деловых целей (под зданием СТО); земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 106 кв.м, дата регистрации права 19.10.2011, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для размещения административного здания; земельный участок по адресу: <адрес>, примерно в 13 м по направлению на северо-восток от <адрес>, кадастровый №, площадью 36 кв.м, дата регистрации права 08.12.2007, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: под строительство салона сотовой связи; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 737 кв.м, дата регистрации права 17.04.2014, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-деловых целей; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадью 54 кв.м, дата регистрации права 24.10.2014, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для размещения производственной базы; земельный участок по адресу: <адрес>, примыкает к АЗС, кадастровый №, площадью 4405 кв.м, дата регистрации права 10.09.2013, вид разрешенного использования: земли населенных пунктов, назначение: для общественно-деловых целей.
Решениями Совета депутатов муниципального образования Карсунское городское поселение от 28.10.2010 №, от 21.11.2014 № в 2015 году на территории МО Карсунское городское поселение была установлена ставка земельного налога в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков. Уплата налога налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, должна производиться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением Совета депутатов муниципального образования Базароносызганского городского поселения от 17.11.2014 № «О земельном налоге» на территории поселения установлены налоговые ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых под производственными объектами и административными зданиями коммерческого назначения – 0,30% от кадастровой стоимости, в отношении прочих земельных участков- 1% от кадастровой стоимости. Уплата налога налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, должна производиться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением Совета депутатов муниципального образования Урено-Карлинского сельского поселения от 21.11.2014 № «Об установлении земельного налога» на территории МО «Урено-Карлинское сельское поселение» в 2015 году была установлена ставка земельного налога в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков. Уплата налога налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, должна производиться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Решением Совета депутатов муниципального образования Новопогореловское сельское поселение от 21.11.2014 № «О земельном налоге» на территории МО «Новопогореловское сельское поселение» в 2015 году была установлена ставка земельного налога в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков. Уплата налога налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, должна производиться не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что ФИО1 было направлено налоговое уведомление № об уплате налогов за 2015 г. в общей сумме 132438,78 рублей, в том числе земельного налога в сумме 125723,9 рублей в срок до 01.12.2016, в том числе начислено: по земельному участку с кадастровым номером № - 2411 руб. (160765х1,5%), по земельному участку с кадастровым номером № - 22333 руб. (1488847х1,5%), по земельному участку с кадастровым номером № - 732 руб. (48814х1,5%), по земельному участку с кадастровым номером № - 419 руб. (48814х1,5%), по земельному участку с кадастровым номером № - 4494 руб. (344340х1,5%), по земельному участку с кадастровым номером № - 109 руб. (109246х0,10%), по земельному участку с кадастровым номером № - 19543 руб. (1302864х1,5%), по земельному участку с кадастровым номером № - 76350 руб. (5089998х1,5%).
В связи с неуплатой земельного налога ФИО1 заказным письмом направлялось требование № об уплате налогов, в том числе земельного налога за 2015 г. в размере 26166 рублей (419 руб. + 4493,36 руб. + 23336 руб. + 2411 руб.) и пеней по земельному налогу в сумме 204,39 рублей (2,79 руб.+ 29,96 руб.+ 16,07 руб.+ 155,57 руб.).
В установленный срок задолженность по земельному налогу и пени административным ответчиком в полном объеме не уплачена, что не оспаривается им самим.
Вместе с тем судом установлено, что при расчете земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: под административное здание (ОКТМО №), налоговым органом применена налоговая ставка 1,5%, что противоречит решению Совета депутатов муниципального образования Базарносызганского городского поселения от 17.11.2014 № «О земельном налоге», которым на территории поселения установлена налоговая ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под производственными объектами и административными зданиями коммерческого назначения – 0,30% от кадастровой стоимости.
В связи с изложенным земельный налог за 2015 год по указанному объекту недвижимости должен составлять 482,30 рублей (160765 х 0,30%). Общая сумма земельного налога за 2015 год, необходимого к уплате, составит 123795,31 рублей.
Из представленных ФИО1 в судебное заседание платежных документов следует, что им уплачен земельный налог 09.03.2017 в сумме 4493,36 руб. на ОКТМО №, 28.11.2016 – 95064,54 руб. на ОКТМО №, 22.09.2017 - 2411 руб. на ОКТМО №, а всего в общей сумме 101968,90 рублей.
Рассматривая довод ответчика о неправильном исчислении налога по земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
Согласно налоговому уведомлению № по данному объекту налог исчислен с кадастровой стоимости 1488847 рублей с применением ставки 1,50% за полный календарный год в сумме 22333 рубля.
Из представленной ФИО1 кадастровой выписки от 24.08.2015 установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование под существующую усадебную постройку и кадастровую стоимость 341335,26 рублей.
Из объяснений ФИО1 следует, что 24.08.2015 зарегистрировано изменение назначения земельного участка, в связи с чем произошло изменение его кадастровой стоимости, что является основанием для перерасчета земельного налога за 2015 год по указанному объекту.
Данный довод ответчика о перерасчете земельного налога суд находит необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Исходя из вышеперечисленных положений закона, изменение кадастровой стоимости, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по налогу (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации). При исчислении налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.
Данная позиция приведена также в письме ФНС России от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@ «О расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка», письме Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593 и согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.02.2017 № 212-О.
Поскольку у суда отсутствуют сведения о том, что изменение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в 2015 году связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, либо произведено на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда, оснований для перерасчета начисленного земельного налога по данному объекту суд не находит.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области в части взыскания с ответчика задолженности по земельному налогу за 2015 год подлежат частичному удовлетворению в сумме 21826,41 рублей.
В п. 1 ст. 72 Налогового кодекса РФ указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 4 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ).
Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Следовательно, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, исполнение которой не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поскольку судом установлено, что в срок для добровольного исполнения (до 01.12.2016) ФИО1 свою обязанность по уплате земельного налога не исполнил, с административного ответчика в пользу административного истца следует взыскать пени, начисленные на задолженность по земельному налогу за 2015 год, за период просрочки с 02.12.2016 по 21.12.2016, в размере 186,93 рублей (482,30 х 0,00033333 х 20 + 23336 х 0,00033333 х 20 + 4493,36 х 0,00033333 х 20).
В силу со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 860,70 рублей, исчисленная исходя из удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 46, 175-180, 290 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 21826,41 рублей, пени на задолженность по земельному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в размере 186,93 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 860,70 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Н.В. Лобина