Дело № 2а-1-2690/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего Желтиковой О.Е.
при секретаре Лыковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 12 мая 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги к УФССП России по Калужской области, Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области Коваленкову В.В. об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
24 февраля 2022 года Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги (далее по тексту – УЖКХ г.Калуги) обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Калужской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП в размере 50 000 рублей, указав, что решением суда на УЖКХ г.Калуги возложена обязанность заключить с Ульяшиной С.Н. договор социального найма, на жилое помещение, расположенные по адресу: , однако в ходе исполнительного производства выяснилось, что жилое помещение - в указанном доме не включено в реестр муниципального жилья МО «Город Калуга». С целью исполнения решения суда необходимо включить в реестр муниципального имущества указанное жилое помещение, для чего необходимо установление собственников в отношении объектов недвижимости. Административным истцом с этой целью направлены запросы в КП «БТИ», Управление Росреестра по Калужской области, министерство экономического развития и промышленности Калужской области, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях. При поступлении ответов из указанных организаций будет возможным рассмотреть вопрос по приему в муниципальную собственность жилых помещений в рамках ст.225 ГК РФ. В дальнейшем, постановка объектов недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного возможна исключительно при условии государственного кадастрового учета объекта предусматривающего наличие технического плана. Только после постановки объектов на государственный кадастровый четом по истечении одного года с даты постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества административным истцу возможно будет инициировать процедуру признания права муниципальной собственности на указанные объекты в судебном порядке. Ориентировочный срок принятия бесхозяйных объектов в муниципальную собственность составляет от полутора до двух лет. Данные обстоятельства делают невозможным исполнение требований исполнительного документа в течении пяти дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца УЖКХ города Калуги по доверенности Яковенко Т.А. административные исковые требования поддержала.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МООИП УФССП России по Калужской области Коваленков В.В., действующий в том числе по доверенности от МООИП УФССП России по Калужской области, в судебном заседании в иске просил отказать.
Представитель административного ответчика УФССП России по Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Заинтересованные лица Ульяшина С.И. и Ульяшин М.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежаще.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего дела, материалы приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ на УЖКХ г.Калуги возложена обязанность по заключению с Ульяшиной С.Н. договора социального найма жилого помещения общей площадью 488,4 кв.м, жилой площадью 27,6 кв.м., расположенного по адресу, включив в договор в качестве членов семьи нанимателя Ульяшина М.И. и ФИО5
На основании выданного Калужским районный судом ДД.ММ.ГГГГ исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, в отношении должника УЖКХ г.Калуги и должнику установлен пятидневный срок с момента получения копии постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно программе АИС ФССП России по Калужской области копия указанного постановления направлена в адрес УЖКХ г.Калуги в тот же день судебным приставом-исполнителем.
Как следует из материалов дела, в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа исполнены не были.
Во исполнение запроса судебного пристава-исполнителя о причинах неисполнения решения суда УЖКХ г.Калуги ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за № о том, что УЖКХ г.Калуги подготовлен проект договора социального найма жилого помещения по адресу: , для подписания данного договора Ульяшина С.Н. не явилась.
Как следует из пояснений представителя административного истца, в ходе исполнения решения суда выяснилось, что подготовленный проект договора социального найма не может быть подписан сторонами ввиду того, что указанное жилое помещение не является собственностью МО «Город Калуга» и УЖКХ г.Калуги начата работа по включению указанного жилого помещения в реестр муниципальной собственности МО «Город Калуга», о чем также УЖКХ г.Калуги был дан ответ судебному приставу-исполнителю Коваленкову В.В. ДД.ММ.ГГГГ за №.
Впоследствии, а именно: ДД.ММ.ГГГГ, УЖКХ г.Калуги вновь направило ответ на запрос судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Калужской области Коваленкову В.В. о ходе исполнительного производства, сообщив, что после включения данного жилого помещения в реестр муниципальной собственности МО «Город Калуга» договор социального найма жилого дома по адресу: , будет зарегистрирован и подписан, также в ответе УЖКХ г.Калуги сообщило о направлении запроса в Управление экономики и имущественных отношений г.Калуги о возможных сроках включения вышеуказанного жилого помещения в реестр муниципальной собственности МО «Город Калуга».
В письменном ответе на предупреждение судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ УЖКХ г.Калуги сообщило, что жилое помещение, расположенное по адресу: , не включено в реестр муниципального образования «Город Калуга»; управлением проводится работа по включению указанного жилого помещения в реестр.
Так, из письма УЖКХ г.Калуги, направленного в адрес заместителя Городского Головы - начальника управления экономики и имущественных отношений г.Калуги от 06.10.2021 года следует, что УЖКХ г.Калуги просило рассмотреть вопрос о заключении договора социального найма жилых помещений по адресам: , и включении данных жилых помещений в реестр муниципального имущества МО «Город Калуга».
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление экономики и имущественных отношений г.Калуги сообщило, что для включения в реестр муниципального имущества МО «Город Калуга» жилых помещений, расположенных по адресу: , необходимо уточнить общие площади и номера квартир (номера по экспликации на поэтажном плане) в соответствии с новым техническим паспортом (после проведенной инвентаризации жилого в , ранее являвшимся общежитием) с приложением актуальной технической документации.
Из письма УЖКХ г.Калуги, направленного в адрес заместителя Городского Головы - начальника управления экономики и имущественных отношений г.Калуги от ДД.ММ.ГГГГ следует, что УЖКХ г.Калуги повторно обратилось в управление с просьбой о рассмотрении вопроса о включении жилого помещения в реестр муниципального имущества МО «Город Калуга», приложив к данному письму в том числе копию решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ с УЖКХ г.Калуги взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются их пояснениями и письменными материалами дела.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного выше срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 названного Федерального закона).
В силу части 7 данной статьи при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, неисполнение исполнительного документа добровольно в установленный срок само по себе не является основанием для взыскания исполнительского сбора. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г.Калуги, утвержденного решением Городской Думы г.Калуги от ДД.ММ.ГГГГ№, УЖКХ г.Калуги является структурным подразделением Городской Управы г.Калуги и осуществляет функции наймодателя муниципальных жилых помещений, в том числе заключает договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из пояснений административного истца следует, что заключение договора социального найма жилого помещения возможна только на жилые помещения, имеющиеся в реестре муниципальной собственности, поскольку квартира по , не включена в реестр муниципального имущества МО «Город Калуга», то перед заключением договора социального найма необходимо провести работу по принятию бесхозяйного имущества в собственность, данная процедура проводится с соблюдением норм Положения о порядке, учета, содержания бесхозяйных движимых и недвижимых вещей и их оформлении в собственность МО «Город Калуга», утвержденного постановлением Городской Управы г.Калуги от ДД.ММ.ГГГГ№-п. только после получения ответов о возможных собственниках данного объекта, возможно будет провести процедуру по приему в муниципальную собственность жилого помещения в рамках ст.225 ГК РФ, ориентировочный срок принятия бесхозяйных объектов в муниципальную собственность составляет от 1,5 до 2 лет.
Исходя из изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела, учитывая особенности правового положения УЖКХ города Калуги, принимая во внимание процедуру и срок принятия объекта в муниципальную собственность, а также принятые должником меры с целью исполнения решения суда, а также с учетом срока исполнения требований исполнительного документа и с момента его получения административным ответчиком, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку последним принимаются последовательные меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, что свидетельствует об отсутствии вины должника.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги удовлетворить.
Освободить Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения через Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Мотивированное решение составлено 01 июня 2022 года.