ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-270/2021 от 15.06.2021 Сухиничского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-270/ 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Мещовск 15 июня 2021 года

Сухиничский районный суд Калужской области под председательством судьи Журковой Т.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 1 по Калужской области к Касымовой Сайёре Ахмадовне о взыскании задолженности по сборам и пени,

у с т а н о в и л:

18 мая 2021 года в Сухиничский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 1 по Калужской области к Касымовой С.А. о взыскании задолженности по торговому сбору и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Касымова С.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла торговую деятельность на территории г. Москвы. В соответствии со ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом г. Москвы от 17 декабря 2014 года №62, Касымова С.А. являлась плательщиком торгового сбора.

Статус индивидуального предпринимателя ответчик имела с 10 апреля 2017 года по 04 декабря 2019 года.

Функции по приему уведомлений о постановке на учет, снятии с учета плательщиков торгового сбора, их обработке, а также приему и обработке информации, получаемой от уполномоченного органа, возлагаются на налоговые органы.

В адрес Касымовой А.С. выставлены требования: от 04 февраля 2020 года №61768, от 02 июня 2020 года №78781, от 15 июня 2020 года №87437, которые в установленные сроки не исполнены.

Административный истец обратился к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №43 Сухиничского судебного района инспекции отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по причине пропуска шестимесячного процессуального срока, установленного ст.48 НК РФ.

Административный истец, указывая, что преследует цели защиты бюджетов всех уровней, просит восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Касымовой С.А. задолженность по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения в размере 40 500 руб. 00 копеек и пени в сумме 12 315 руб. 05 копеек, а всего - 52 815 руб. 05 коп.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 410 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 411 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Согласно пункту 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

В силу пункта 1 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

В целях настоящей главы к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (пункт 2).

Под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подпункт 2 пункта 4 статьи 413 НК РФ).

В соответствии со статьей 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (пункт 2 статьи 418 НК РФ).

Законом города Москвы от 17 декабря 2014 года N 62 "О торговом сборе" урегулированы вопросы установления торгового сбора, ставки торгового сбора, льгот по торговому сбору и определен орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.

Пункт 1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора).

Согласно п.п.1 и 2, 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, соответствующие пени и штрафы. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с п.п.1, 2 и 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В период с 10 апреля 2017 года по 04 декабря 2019 года Касымова С.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с положениями статьи 411 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона города Москвы от 17 декабря 2014 года N 62 «О торговом сборе» на административного ответчика была возложена обязанность по уплате торгового сбора.

Поскольку данная обязанность Касымовой С.А. своевременно исполнена не была, налоговым органом в адрес административного ответчика выставлены требования:

от 04 февраля 2020 года №61768 со сроком исполнения - до 10 марта 2020 года об уплате задолженности по торговому сбору в сумме 40 500 рублей и пени в сумме 59 руб. 06 коп., на общую сумму 40 559 руб. 06 коп.;

от 02 июня 2020 года №78781 со сроком исполнения - до 06 июля 2020 года об уплате пени в сумме 11 773 руб. 39 коп., начисленной в связи с наличием недоимки по торговому сбору в сумме 40 500 рублей;

от 15 июня 2020 года №87437 со сроком исполнения - до 17 июля 2020 года об уплате пени в сумме 482 руб. 60 коп., начисленной в связи с наличием недоимки по торговому сбору в сумме 40 500 рублей.

Указанные требования выставлены в адрес административного ответчика- физического лица.

В установленный в требованиях срок обязательства по погашению задолженности административным ответчиком не исполнены.

Согласно положений статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей. Исключением является случай, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

По делу установлено, что административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Как указано выше, срок исполнения требования №61768 от 04 февраля 2020 года об уплате задолженности на общую сумму 40 559 руб. 06 коп. был установлен для административного ответчика до 10 марта 2020 года. Шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании необходимо исчислять с момента истечения установленного данным требованием срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке.

Следовательно, согласно положений ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. №243-ФЗ от 03.07.2016 года ), с заявлением о принудительном взыскании с Касымовой С.А. образовавшейся задолженности на общую сумму 40 559 руб. 06 коп копейки в связи с неисполнением требования №61768 от 04 февраля 2020 года налоговый орган должен был обратиться в срок до 10 сентября 2020 года включительно.

Как указано выше, срок исполнения требования №78781 от 02 июня 2020 года об уплате задолженности на общую сумму 11773 руб. 39 коп. был установлен для административного ответчика до 06 июля 2020 года. Шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании необходимо исчислять с момента истечения установленного данным требованием срока исполнения требования об уплате обязательного платежа в добровольном порядке.

Следовательно, согласно положений ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, с заявлением о принудительном взыскании с Касымовой С.А. образовавшейся задолженности на общую сумму 11773 руб. 39 коп копейки в связи с неисполнением требования №78781 от 02 июня 2020 года налоговый орган должен был обратиться в срок до 06 января 2021 года включительно.

Как указано выше, срок исполнения требования №87436 от 15 июня 2020 года об уплате задолженности на общую сумму 482 руб. 60 коп. был установлен для административного ответчика до 17 июля 2020 года. Срок на обращение в суд с заявлением о взыскании в связи с неисполнением данного требования необходимо исчислять отдельно от строка по требованиям №61768 от 04 февраля 2020 и №78781 от 02 июня 2020 года.

Определением мирового судьи судебного участка №43 Сухиничского судебного района Калужской области от 02 февраля 2021 года административному истцу отказано в принятии направленного в суд 02 февраля 2021 года заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Касымовой С.А. задолженности по требованиям №61768 от 04 февраля 2020 года, №78781 от 02 июня 2020 года, №87436 от 15 июня 2020 года в связи с пропуском процессуального срока на обращение в суд.

В силу ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Из представленных материалов следует, что данное административное исковое заявление направлено в суд 17 мая 2021 года, то есть с соблюдением установленного ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения с административным иском в суд.

Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производств», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в том числе, установленного в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30.01.2020 N20-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мацедонского Дмитрия Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 95, пунктом 3 части 3 статьи 123.4 и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить данное требование в порядке искового производства.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части требований о взыскании с Касымовой С.А. задолженности, образовавшейся в связи с неисполнением ею требования №61768 от 04 февраля 2020 года, поскольку период пропуска процессуального срока на обращение в суд, истекшего 11 сентября 2020 года, является значительным.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в данной части.

Вместе с тем, по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.

Обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Судом установлено, что налоговым органом надлежащим образом исполнены обязанности по принятию мер к принудительному взысканию пени в связи с неуплатой торгового сбора, административному ответчику своевременно направлены требования №78781 от 02 июня 2020 года и №87437 от 15 июня 2020 года об уплате пени.

Расчет размера пени, представленный налоговым органом, судом проверен, подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

.

Принимая во внимание изложенное, незначительные периоды пропуска установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения в судебные органы, а также учитывая, что налоговым органом последовательно принимались предусмотренные законом меры ко взысканию с административного ответчика недоимки, были предприняты последовательные действия по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность по налогам и сборам, предшествующие обращению в суд, а также учитывая необходимость своевременного поступления в бюджеты налоговых платежей, суд, руководствуясь абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным восстановить указанный процессуальный срок в отношении требований №78781 от 02 июня 2020 года и №87437 от 15 июня 2020 года и принять в данной части решение об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями п.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган включает в предмет иска все неисполненные требования, имеющие место на дату обращения в суд. Следовательно, налоговый орган в рамках настоящего спора вправе требовать взыскания указанной задолженности.

В соответствии с ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациигосударственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с Касымовой С.А. подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в соответствии с п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ в размере 490 руб. 24 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.
175-180,290,291-294, 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с Касымовой Сайёры Ахмадовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> задолженность в связи с неуплатой пени на сумму торгового сбора: 12 255(двенадцать тысяч двести пятьдесят пять) рублей 99 копеек.

Взыскать с Касымовой Сайёры Ахмадовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>

государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 490 /четыреста девяносто / рублей 24 копейки.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Сухиничский районный суд Калужской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья Т.В. Журкова