ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-283/19 от 06.09.2019 Карсунского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-1-283/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун 6 сентября 2019 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

при секретаре Гришиной М.А.,

с участием помощника прокурора Карсунского района Ульяновской области Шарафутдинова Р.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Карсунского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о возложении обязанности по обеспечению пожарно-химической станции в Карсунском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (ОГБУ «Пожарная безопасность») о возложении обязанности по обеспечению пожарно-химической станции в Карсунском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием. В обоснование требований указал, что прокуратурой Карсунского района Ульяновской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, по результатам которой выявлены нарушения требований закона. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417). Часть 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Установлено, что в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы» в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями ст. 53.8 ЛК РФ при Минприроды Ульяновской области создано ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (ОГБУ «Пожарная безопасность») для осуществления функций по тушению лесных пожаров и выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием. ОГБУ «Пожарная безопасность» имеет 19 структурных подразделений - пожарно-химические станции (ПХС) на территориях 17 лесничеств Ульяновской области, в том числе одно подразделение на территории Карсунского района. Указанная пожарно-химическая станция относится к 1 типу и находится в ведении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области. ПХС расположена по адресу: <адрес>. Деятельность ПХС заключается в выполнении работ, оказании услуг в сфере лесного хозяйства, природопользования и экологии, а так же для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах. При этом проверка показала, что в пожарно-химической станции трудоустроены руководитель и водитель, тогда как в соответствии с приложением № 1 Положения в ПХС на постоянной основе должен находиться тракторист-машинист. Вопреки этому же приложению на пожароопасный период на работу принимается 3 рабочих, тогда как предусмотрено от 6 до 12. Неукомплектованность работниками ПХС ставит под сомнение выполнение возложенных на данную станцию задач по тушению лесных пожаров. В нарушение п. 4 раздела 6 Положения ПХС не обеспечена собственным помещением для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС, отсутствует отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин. В нарушение п. 4 раздела 6 Положения и приложения № 2 в ПХС отсутствуют как стационарная радиостанция, так и возимые в количестве 3 единиц и носимые в количестве 4 единиц, обеспечивающие радиосвязь, тяжелый мотоцикл с коляской, прибор для измерения пожарной опасности погоды или осадкомер, психрометр. Ранее по данному факту прокуратурой района в адрес начальника ОГБУ «Пожарная безопасность» вносилось представление об устранении нарушений закона, однако, как показала проверка, нарушения не были устранены. Не укомплектование ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, уточнив заявленные требования в ходе рассмотрения дела, административный истец просил суд обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обеспечить в срок не позднее 6 месяцев пожарно-химическую станцию в Карсунском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167, а именно: собственным помещением для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; обеспечить отапливаемым гаражом для автоцистерн, крытыми стоянками для автотранспорта, тракторов и других машин; обеспечить стационарной радиостанцией, тяжелым мотоциклом с коляской, прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром.

Представитель истца Шарафутдинов Р.Ш. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования.

Представитель ответчика - Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - ОГБУ «Пожарная безопасность» в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела без его участия. В представленном в суд отзыве указал, что организация работы ОГБУ «Пожарная безопасность» и имеющих в составе пожарно-химических станций на момент проверки прокуратуры Карсунского района осуществлялась на основании приказа Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, а также доведенного в ОГБУ ежегодного финансирования. В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 утверждены и действуют нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, то есть, требования, указанные в вышеназванном приказе № 167, являются недействительными. В связи с изложенным просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

В силу ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно п. 7.2 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе отнесена организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти в Ульяновской области по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению государственного пожарного надзора в лесах согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П является Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (Минприроды Ульяновской области) (п.2.1 Положения).

Минприроды Ульяновской области является учредителем ОГБУ «Пожарная безопасность», которое создано для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий учредителя и является специализированным учреждением, созданным для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы» в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации при Минприроды Ульяновской области создано ОГБУ «Пожарная безопасность» для осуществления функций по тушению лесных пожаров и выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием.

Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» утверждено Положение о пожарно-химических станциях и установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.

В соответствии с п. 1 раздела VI Положения ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

В приложении 2 к п. 1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

Положение о ПХС утверждено Федеральной службой лесного хозяйства России приказом № 167 от 19.12.1997 во исполнение Лесного кодекса РФ, Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в лесах РФ, а также в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров.

В соответствии с Положением о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.07.1994 №808 (в редакции, действующей на момент издания Положения о ПХС) Федеральная служба лесного хозяйства России является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Таким образом, Положение о ПХС и приложения к нему приняты и утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий, является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению.

Буквальное толкование пункта 1 раздела IV Положения о ПХС свидетельствует о том, что обозначение законодателем Перечня в качестве примерного связано с зависимостью определенного вида и количества пожарной техники, оборудования, закрепляемых за ПХС, от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, но не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.

Согласно п. 4 раздела VI Положения о ПХС пожарно-химические станции должны иметь: помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин или для размещения лошадей, причалы для водных средств транспорта; оборудование и инструмент для ремонта пожарной техники; устойчивую телефонную связь общего пользования с конторами лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), лесничества, авиаотделения, бригадами, расположенными вне станции, с временем установления связи до 5 мин. (при установлении связи с конкретным подразделением за время более 5 мин. обязательным является наличие радиосвязи); радиосвязь с подвижной пожарной техникой, патрульным наземным, водным транспортом, воздушными судами авиалесоохраны, с наблюдательными пунктами и вышками, не имеющими телефонной связи.

В соответствии с приложением 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС ПХС I типа должна быть оснащена, кроме прочего тяжелым мотоциклом с коляской на 22 - 32 л.с., радиостанцией стационарной - 1 шт., прибором для измерения пожарной опасности (УСП-1) или осадкомером, психрометром.

Материалами дела установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено отсутствие у ПХС в Карсунском районе собственного помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемого гаража для автоцистерн, крытых стоянок для автотранспорта; тяжелого мотоцикла с коляской, стационарной радиостанции, прибора для измерения пожарной опасности погоды. Факт отсутствия в ПХС Карсунского района вышеперечисленного имущества и оборудования подтверждается ответом ОГБУ «Пожарная безопасность» на преставление прокуратуры и не оспаривался ответчиками в судебном заседании.

Довод ответчика ОГБУ «Пожарная безопасность» о том, что в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р требования, указанные в приказе Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, является недействительными, суд находит несостоятельным, поскольку вышеуказанное распоряжение Правительства РФ устанавливает нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, тогда как приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 регулируется порядок формирования и обеспечения пожарно-химических станций, данный приказ на момент рассмотрения дела не отменен, следовательно, является действующим.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Административным истцом указан срок для удовлетворения ответчиком заявленных требований – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который суд находит разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Карсунского района Ульяновской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о возложении обязанности по обеспечению пожарно-химической станции в Карсунском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием удовлетворить.

Обязать Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обеспечить пожарно-химическую станцию в Карсунском районе собственным помещением для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемым гаражом для автоцистерн; крытыми стоянками для автотранспорта, тракторов и других машин; стационарной радиостанцией; тяжелым мотоциклом с коляской; прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» по обеспечению пожарно-химической станции в Карсунском районе собственным помещением для размещения личного состава команд, хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС; отапливаемым гаражом для автоцистерн; крытыми стоянками для автотранспорта, тракторов и других машин; стационарной радиостанцией; тяжелым мотоциклом с коляской; прибором для изменения пожарной опасности погоды (УСП-1) или осадкомером, психрометром.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина