ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-2885/2022 от 22.04.2022 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело №2а-1-2885/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2022 года город Калуга

Калужский районный суд Калужской области в составе:

председательствующего судьи Илюшкиной О.И.,

при секретаре Шумейко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Московскому округу города Калуги к Ратниковой Марине Константиновне о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

24 февраля 2022 года административный истец обратился в суд с указанным иском, уточнив требования, просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год, 2016 год, 2017 год и 2018 год в размере 3 600 рублей и пени – 58 рублей 03 копейки; задолженность по земельному налогу за 2016 года, 2017 года и 2018 год в размере 1 897 рублей и пени – 30 рублей 35 копеек; задолженность по налогу на имущество сельских поселений за 2014 год, 2016 год и 2017 год в размере 328 рублей и пени – 4 рубля 55 копеек; задолженность по пени по налогу на имущество городских округов в размере 3 рубля 01 копейки.

Представитель административного истца в судебном заседании по доверенности Синдеева О.А. уточненные требования поддержала.

В судебном заседании административный ответчик Ратникова М.К. против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на пропуск срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, при этом сумму задолженности не оспаривала.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы дела №2а-2296/2021 судебного участка №13 Калужского судебного района Калужской области, приходит к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, признаются налогоплательщиками транспортного налога.

В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сроки и порядок уплаты транспортного налога определены статье 3 Закона Калужской области от 26 ноября 2002 года № 156-ОЗ «О транспортном налоге на территории Калужской области». Налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с требованиями ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что Ратникова М.К. на 2014 год являлась собственником транспортного средства АУДИ 80, государственный регистрационный знак и на 2019 год собственником транспортного средства FORD FOCUS, государственный регистрационный знак .

На основании ст. 356 Налогового кодекса РФ и ст. 7 Закона Калужской области «О транспортном налоге на территории Калужской области» № 156-03 от 26.11.2002 года ответчику начислен транспортный налог за 2014 год в размере 900 рублей, за 2016 год – 900 рублей, за 2017 год – 900 рублей, за 2018 год – 900 рублей, за 2019 год – 150 рублей (автомобиль АУДИ 80) и 2 292 рубля (автомобиль FORD FOCUS), а всего в размере 6 042 рубля.

В адрес ответчика налоговым органом были направлены налоговые уведомления №430603 от 09 мая 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год, №565917 от 02 июля 2017 года об уплате транспортного налога за 2016 год, №28742558 от 08 июля 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год, №5524701 от 27 июня 2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год.

В установленный в уведомлении срок транспортный налог уплачен не был, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 Налогового Кодекса Российской Федерации ответчику начислены пени.

Налоговый орган выставил и направил в адрес административного ответчика требование от 10 ноября 2015 года №47326 об уплате задолженности по налогам, со сроком уплаты до 25 января 2016 года, требование от 27 апреля 2018 года №8796 об уплате задолженности по налогам, со сроком уплаты до 05 июня 2018 года; требование от 28 января 2019 года №5306 об уплате задолженности по налогам, со сроком уплаты до 26 февраля 2019 года; требование от 25 декабря 2019 года №28867 об уплате задолженности по налогам, со сроком уплаты до 28 января 2020 года.

Из материалов дела также следует, что ответчику на праве собственности принадлежат квартира с кадастровым номером 40:26:000362:609, расположенная по адресу: <адрес>; квартира (1/4 доля в праве собственности) с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>; жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

На основании ст.ст. 1 - 3 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (с.1).

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи (ст.2).

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (ст.3)

Постановлением Городской Думы МО «Город Калуга» от 26.10.2005 года №202 «О местных налогах, действующих на территории муниципального образования «Город Калуга» установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности физических лиц.

Согласно представленных документов ответчику, на основании п.1 ст. 23, п.1 ст. 45, ст.400-409 НК РФ и постановления Городской Думы МО «Город Калуга» от 26.10.2005 года №202 «О местных налогах, действующих на территории муниципального образования «Город Калуга», был начислен налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2014 год в размере 134 рубля, за 2016 год в размере 178 рублей, за 2017 год в размере 16 рублей, и налог на имущество физических лиц по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городского округа за 2019 год в размере 116 рублей.

В связи с тем, что своевременно данный налог уплачен не был ответчику начислена пеня в размере 3 рубля 01 копейка (налог на имущество физических лиц городских округов), 4 рубля 55 копеек (налог на имущество физических лиц сельских округов).

В силу части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата.

Лица, обладающие на праве собственности земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, признаются налогоплательщиками земельного налога (ч. 1 ст. 388 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Уплата налога физическими лицами производится в соответствии со ст. 397 НК РФ на основании налогового уведомления, вручаемого налоговым органом, не позднее 1 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, ответчику начислен земельный налог за 2016-2019 годы в размере 2 477 рублей, которые своевременно ответчиком уплачены не были, что повлекло за собой начисление пени в размере 30 рублей 35 копеек.

12 февраля 2018 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое требование №4501 об уплате налога и пени не позднее 09 апреля 2018 года; 09 февраля 2019 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое требование №23719 об уплате налога и пени не позднее 04 апреля 2019 года; 25 декабря 2019 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое требование №45824 об уплате налога и пени не позднее 24 января 2020 года; 10 декабря 2020 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое требование №28124 об уплате налога и пени не позднее 12 января 2021 года; 03 сентября 2020 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое требование №38842 об уплате налога и пени не позднее 05 ноября 2020 года; 25 июня 2019 года налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое требование №21543 об уплате налога и пени не позднее 03 сентября 2019 года. Однако в установленный срок указанное требование не исполнено.

Частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

Принудительный порядок взыскания недоимки по налогу с физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с приведенной нормой закона в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

17 декабря 2021 года мировым судьей судебного участка №13 в отношении должника был вынесен судебный приказ №2А-2296/2021 о взыскании транспортного налога, налога на имущество, земельного налога и пени на общую сумму 9 085 рублей 94 копейки.

Однако на основании возражений должника согласно определению мирового судьи от 19 января 2022 года судебный приказ от 17 декабря 2021 года отменен.

Доводы административного ответчика о пропуске срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, суд находит несостоятельными в связи со следующим.

По общему правилу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести, месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Вопрос соблюдения налоговым органом указанного срока проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, истечение данного срока препятствует выдаче судебного приказа (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).

В данном случае, рассмотрев заявление о выдаче судебного приказа, мировой судья вынес судебный приказ о взыскании обязательных платежей, при этом не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропуска процессуального срока.

Срок на обращение в суд в порядке административного искового производства, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекций не пропущен, соответствующее требование предъявлено в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, сроки, установленные ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения налогового органа в суд, административным истцом соблюдены.

Согласно уточненному расчету и дополнительным пояснениям истца, 19 ноября 2021 года и 30 ноября 2021 года ответчиком частично уплачены налоги и пени, в связи с чем размер неуплаты налогов и пени составляет по транспортному налогу 3 600 рублей и пени – 58 рублей 03 копейки; по земельному налогу 1 897 рублей и пени – 30 рублей 35 копеек; по налогу на имущество сельских поселений 328 рублей и пени – 4 рубля 55 копеек; пени по налогу на имущество городских округов в размере 3 рубля 01 копейки.

Уточненный расчет задолженности и пени, представленный истцом, суд находит верным, ответчиком он не оспорен.

Установлено, что до настоящего времени задолженность по налогам и пени ответчиком не погашена.

Данное обстоятельство подтверждается письменными материалами дела. Доказательств обратному ответчиком не предоставлено.

На основании изложенного, в силу вышеназванных норм материального права суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Согласно ст. 144 КАС РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ИФНС России по Московскому округу города Калуги удовлетворить.

Взыскать с Ратниковой Марины Константиновны (ИНН 402803430679) в пользу ИФНС России по Московскому округу города Калуги задолженность по транспортному налогу за 2014 год, 2016 год, 2017 год и 2018 год в размере 3 600 рублей и пени – 58 рублей 03 копейки; задолженность по земельному налогу за 2016 года, 2017 года и 2018 год в размере 1 897 рублей и пени – 30 рублей 35 копеек; задолженность по налогу на имущество сельских поселений за 2014 год, 2016 год и 2017 год в размере 328 рублей и пени – 4 рубля 55 копеек; задолженность по пени по налогу на имущество городских округов в размере 3 рубля 01 копейки, а всего 5 920 рублей 94 копейки.

Взыскать с Ратниковой Марины Константиновны (ИНН 402803430679) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суда Калужской области.

Председательствующий О.И. Илюшкина

Мотивированное решение

составлено 20 мая 2022 года.