ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-302/19 от 26.03.2019 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1-302/2019

УИД: 33RS0017-01-2019-000270-36

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

26 марта 2019 года

Собинский городской суд Владимирской области

в составе:

председательствующего Дементьевой В.В.,

при секретаре Бусуриной Е.А.,

с участием

административного истца и представителя административного истца

ФИО1,

представителя административных ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Собинка Владимирской области административное дело по административному иску ФИО3 к Совету народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск о признании незаконными протокола комиссии, решения о назначении на должность главы администрации города Лакинска, административному иску ФИО1 к Совету народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск о признании незаконными протокола комиссии, решения о назначении на должность главы администрации города Лакинска,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратился в суд с иском к Совету народных депутатов МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования г. Лакинск о признании незаконными протокола комиссии № 3 от 22.11.2018 года, решения № 102/12 от 23.11.2018 года «О назначении на должность главы администрации г. Лакинска ФИО4». В обоснование иска указано, что решением СНД МО г. Лакинск №70/10 от 25.10.2018 года назначен конкурс на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск, в связи с досрочной отставкой прежнего главы ФИО5 22.11.2018 года конкурсная комиссия отказала ему в выдвижении кандидатом, приняла решение, оформленное протоколом № 3, которым утвердила протокол конкурсных испытаний кандидатов и признала победителем ФИО4, на основании чего Советом было принято решение № 102/12 от 23.11.2018 года о назначении главой МО г. Лакинск ФИО4 Полагает, что комиссия и СНД не вправе были принимать названные решения, поскольку ФИО4 не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к таким претендентам частью 3 сатьи 33 Устава МО г. Лакинск и пунктом 2.2 части 5 решения СНД № 8/1 от 21.09.2015 года, поскольку он не имеет стажа муниципальной службы для замещения такой должности. Таким образом, СНД и комиссия грубо нарушили принцип равного доступа к муниципальной службе, поставив в неравные условия его, как претендента на замещение должности, и ФИО4, который не должен был быть признан победителем конкурсных испытаний и назначен на должность главы. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (т. 1 л.д. 5 - 7).

ФИО1 обратился в суд с иском к Совету народных депутатов МО г. Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования г. Лакинск о признании незаконными протокола комиссии № 3 от 22.11.2018 года, решения № 102/12 от 23.11.2018 года «О назначении на должность главы администрации г. Лакинска ФИО4». В обоснование иска указано, что решением СНД МО г. Лакинск №70/10 от 25.10.2018 года назначен конкурс на замещение должности главы администрации МО г. Лакинск, в связи с досрочной отставкой прежнего главы ФИО5 Он хотел принять участие в конкурсе, но по условиям конкурса необходимо наличие стажа муниципальной службы не менее 6 лет или стажа работы по специальности не менее 7 лет, указанного стажа он не имеет. 22.11.2018 года конкурсная комиссия приняла решение, оформленное протоколом № 3, которым утвердила протокол конкурсных испытаний кандидатов и признала победителем ФИО4, на основании чего Советом было принято решение № 102/12 от 23.11.2018 года о назначении главой МО г. Лакинск ФИО4 Полагает, что комиссия и СНД не вправе были принимать названные решения, поскольку ФИО4 не отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к таким претендентам частью 3 сатьи 33 Устава МО г. Лакинск и пунктом 2.2 части 5 решения СНД № 8/1 от 21.09.2015 года, поскольку он не имеет стажа муниципальной службы для замещения такой должности. СНД изменил условия конкурса после его проведения, а именно, внес изменения в п. 2.2 ч. 5 Положение, утвержденное СНД 21.09.2015 года № 8/1, приняв решение № 95/12 от 23.11.2018 года. Считает, что СНД и комиссия грубо нарушили принцип равного доступа к муниципальной службе, поставив в неравные условия его и неопределенный круг лиц, имеющий четырехлетний стаж муниципальной службы, но не имеющий шестилетнего стажа муниципальной службы, т.е. потенциальных претендентов на замещение должности, и ФИО4, который незаконно допущен к участию в конкурсе и признан его победителем, а также назначен на должность главы. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском (т. 2 л.д. 5 – 8).

Определением суда от 12 марта 2019 года административное дело № 2а-1-301/2019 по административному иску ФИО3 к Совету народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск и административное дело № 2а-1-302/2019 по административному иску ФИО1 к Совету народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск объединены в одно производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области ФИО4 (т. 1 л.д. 24 - 26).

В судебном заседании истец ФИО1, действующий от своего имени и от имени истца ФИО3, административный иск поддержал, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил. Дополнительно суду пояснил, что со стороны административных ответчиков имело место грубейшее нарушение принципа равенства граждан на участие в конкурсе и на равный доступ к муниципальной службе. Совет народных депутатов внес изменения в Положение о порядке проведения конкурса в части наличия стажа муниципальной службы после проведения конкурса, при этом изменения в Устав – высший муниципальный правовой акт не внесены. У него есть четырехлетний стаж муниципальной службы, но нет шестилетнего стажа, поэтому он не принимал участия в конкурсе, одним из условий которого являлось наличие шестилетнего стажа муниципальной службы. На заседании Совета он узнал, что к участию в конкурсе допущен ФИО4, который не отвечает таким требованиям, чем нарушены его права, права ФИО3 и остальных претендентов. Просил иски удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск ФИО2 административные иски не признал, суду пояснил, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и высшим нормативно-правовым актам. На момент проведения конкурса действовал Федеральный закон № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», которым предусмотрены квалификационные требования к должности главы администрации в виде наличия четырехлетнего стажа муниципальной службы. Конкурсная комиссия принимала заявления от всех кандидатов, в том числе от имеющих и не имеющих муниципального стажа. Конкурсная комиссия оценивала не только факт наличия стажа муниципальной службы, но и документы, конкурсную программу - концепцию развития города Лакинска, с каждым участником было проведено собеседование. Исходя из совокупности всех факторов, победу одержал ФИО4 Совет народных депутатов и конкурсная комиссия на момент принятии решения руководствовались исключительно нормами областного законодательства. Изменения в Устав не были внесены, поскольку бывший глава администрации ФИО5 досрочно сложил полномочия, и чтобы не нарушать права жителей г. Лакинска на решение вопросов местного значения и не затягивать процесс, было принято решение объявить конкурс с учетом действующих муниципальных норм, и в то же время комиссия руководствовалась нормами областного законодательства. Проверяли наличие муниципального стажа в четыре года. У ФИО4 стаж муниципальной службы составил более 4 лет, у ФИО3 муниципального и государственного стажа не было, диплом не соответствовал его специальности. Просил в удовлетворении исков отказать.

Заинтересованное лицо глава муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области ФИО4, извещенный о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва на иски следует, что заявив иск, ФИО3 каких-либо доводов о нарушении его прав и интересов не приводит. ФИО1 не являлся участником комиссии и участником конкурса, заинтересованности в заявленных требованиях не имеет, оспариваемые акты не нарушают его права, обращаться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц он не вправе. Поскольку на момент проведения конкурса он имел необходимый стаж (с 31.01.2014 года по 24.09.2018 года), учитываемый при исчислении стажа муниципальной службы, оснований для признания оспариваемых актов незаконными не имеется. Считает требования истцов не подлежащими удовлетворению (т. 2 л.д. 152 - 153).

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

В части 2 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Согласно части 4 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

В части 5 статьи 37 названного Федерального закона указано, что Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

В соответствии с частью 6 этой же статьи Федерального закона № 131-ФЗ лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет суду прийти к выводу о том, что федеральным законом установлены только основные принципы и процедуры избрания главы местной администрации, конкретизация таких процедур может производиться только в муниципальных правовых актах.

Уставом муниципального образования город Лакинск, принятым решением Лакинского городского Совета народных депутатов от 15 мая 2006 года № 94/11 (далее - Устав), предусмотрено, что глава администрации муниципального образования - лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности (статья 31.1) (т. 2 л.д. 27 – 61).

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 31.1 Устава порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования устанавливается Советом народных депутатов муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы администрации муниципального образования Советом народных депутатов муниципального из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Устава в число квалификационных требований к лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, предъявляются такие требования, как наличие стажа муниципальной службы и (или) государственной службы не менее 6 лет или не менее 7 лет стажа работы по специальности.

В силу пункта 2 статьи 37 Устава муниципального образования город Лакинск Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск от 21 сентября 2015 года № 8/1 утверждено Положение «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» (далее – Положение), которое установило конкретный механизм избрания главы администрации муниципального образования (т. 2 л.д. 71 – 76).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения конкурс обеспечивает право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их уровнем профессионального образования, стажем муниципальной службы (государственной службы) или стажем работы по специальности, профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей.

Из подпункта 5 пункта 2.2 указанного Положения следует, что кандидат на должность главы администрации должен соответствовать определенным квалификационным требованиям: 1) достижение возраста 18 лет, но не старше 65 лет; 2) иметь гражданство Российской Федерации; 3) владеть государственным языком Российской Федерации; 4) иметь высшее образование, удостоверенное дипломом государственного образца; 5) наличие стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет или стажа работы по специальности не менее 7 лет.

Пунктом 3.8 Положения предусмотрено, что конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске кандидатов к участию в конкурсе, по результатам конкурса для назначения на должность главы администрации представляет Совету кандидата (победителя конкурса); передает в Совет поступившие заявления с прилагаемыми к ним копиями документов, а также все материалы и документы, связанные с работой конкурсной комиссии и проведением конкурса.

Решение о допуске или об отказе в допуске к участию в конкурсе конкурсная комиссия в силу п. 4.4 Положения должна принять в день, предшествующий дню проведения конкурса, и об указанном решении устно известить граждан, подавших заявления об участии в конкурсе, в день проведения конкурса путем оглашения секретарем конкурсной комиссии решения конкурсной комиссии всем присутствующим.

Исходя из приведенных положений, в компетенцию конкурсной комиссии входит проверка документов и соответствие их условиям, предъявляемым к кандидатам.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области № 70/10 от 25 октября 2018 года объявлен конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск, назначена дата проведения конкурса – 22 ноября 2018 года, определено время и место приема документов, место и время проведения конкурса (т. 2 л.д. 80).

Объявление о проведении конкурса опубликовано в газете «Лакинский вестник» № 11 (14) 30.10.2018 года (т. 2 л.д. 125). В объявлении о проведении конкурса в качестве одного из условий, дающего право на участие гражданина в конкурсе, указано на необходимость наличия стажа муниципальной и (или) государственной службы не менее 6 лет или стажа работы по специальности не менее 7 лет.

Состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО город Лакинск определен в соответствии с требованиями действующего законодательства решением Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области № 9/1 от 21 сентября 2015 года и распоряжением администрации Собинского района № 128-р от 1 ноября 2018 года (т. 2 л.д. 78, 79).

31 октября 2018 года конкурсная комиссия избрала из своих членов председателя комиссии - ФИО6, заместителя председателя – ФИО7, секретаря комиссии – ФИО8, что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии № 1 (т. 2 л.д. 116 – 118).

Таким образом, представленные суду документы свидетельствуют о том, что избрание председателя, заместителя и секретаря конкурсной комиссии имело место до формирования состава конкурсной комиссии, что свидетельствует о незаконности избранных председателя, заместителя и секретаря конкурсной комиссии и отсутствии у них соответствующих полномочий при проведении конкурса.

В период с 16 по 20 ноября 2018 года конкурсная комиссия приняла и зарегистрировала заявления и документы от четырех граждан, желающих принять участие в конкурсе, в т.ч. от ФИО4 и ФИО3 (т. 2 л.д. 113). Один кандидат – ФИО9 20 ноября 2018 года отказалась от участия в конкурсе.

Как предусмотрено разделом 4 Положения конкурс проводится в два этапа, первый этап – конкурс документов, второй этап – конкурс испытание.

В силу пункта 4.4 Положения члены конкурсной комиссии на основании анализа представленных документов в день, предшествующий дню проведения конкурса, должны принять решение о допуске кандидатов или об отказе им в допуске к участию в конкурсе.

Согласно представленным суду в ходе рассмотрения данного административного дела документам кандидат ФИО4 с 31 января 2014 года по 24 сентября 2018 года, т.е. 4 года 7 месяцев замещал должность председателя комитета Законодательного собрания Владимирской области, которая включена в реестр государственных должностей Владимирской области (т. 2 л.д. 154, 167).

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» взаимосвязь государственной гражданской службы РФ и муниципальной службы обеспечивается, в том числе, посредством учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы.

Таким образом, с учетом приведенных норм, период замещения ФИО4 должности председателя комитета Законодательного собрания Владимирской области, включенной в реестр государственных должностей Владимирской области, включается в стаж муниципальной службы, что опровергает доводы административных истцов об отсутствии у ФИО4 муниципального стажа, однако, он составляет менее требуемых для назначения на указанную должность 6 лет.

Согласно вышеуказанному Положению, несвоевременное или неполное предоставление документов, а также установление в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, являются основаниями для отказа кандидату в участии в конкурсе.

Анализируя протокол № 3 от 22 ноября 2018 года заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации МО город Лакинск, суд приходит к выводу, что при проведении конкурса в нарушение пункта 4.4 Положения в день, предшествующий дню проведения конкурса, комиссия проверку документов кандидатов, в т.ч. и наличие у них необходимого муниципального стажа, не провела, решение о допуске кандидатов или об отказе им в допуске к участию в конкурсе не принимала, доказательств обратного административными ответчиками вопреки требованиям части 2 статьи 52 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией процедуры проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения при проведении первого этапа конкурса членами конкурсной комиссии изучаются документы, представленные допущенными к участию в конкурсе кандидатами, при оценке кандидатов члены конкурсной комиссии должны исходить из профессионального уровня кандидатов на основании представленных документов об образовании, квалификации, прохождении ими муниципальной или государственной службы, осуществления другой трудовой деятельности.

Из протокола № 3 от 22 ноября 2018 года заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение) следует, что фактически к участию в конкурсе были допущены все граждане, подавшие заявление на участие в конкурсе, по результатам первого этапа конкурса – конкурса документов членами комиссии выставлены баллы за первый этап конкурса, претенденты получили следующие средние баллы: ФИО3 – 2,4, ФИО4 – 5, ФИО2 4,2, при этом, секретарь комиссии пояснила, что документы указанными кандидатами представлены в полном объеме и соответствуют перечню (т. 2 л.д. 119 – 124)

В этот же день - 22 ноября 2018 года по итогам второго этапа конкурса выставлены баллы каждому из трех кандидатов, по результатам конкурса комиссия признала победителем конкурса ФИО4, приняла решение о представлении кандидатуры ФИО4 на рассмотрение Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области для назначения на должность главы администрации МО г. Лакинск (т. 2 л.д. 115).

Поскольку у рекомендованного конкурсной комиссией кандидата – ФИО4 отсутствовал необходимый для назначения на должность главы администрации стаж муниципальной службы в 6 лет, суд приходит к выводу об отсутствии у конкурсной комиссии правовых оснований для принятия решения о рекомендации на должность главы администрации города именно этого кандидата.

Доводы представителя ответчиков о том, что при оценке кандидатур оценивались не только документы, но и предлагаемая кандидатами программа развития города Лакинска, отклоняются судом, поскольку оценка комиссией программы каждого кандидата возможна только после принятия решения о допуске к участию в конкурсе при соблюдении всех требований, предъявляемых к кандидату на указанную должность В рамках настоящего дела подлежит оценке законность решения конкурсной комиссии, принятого в отношении ФИО4, в связи с чем, проверка обстоятельств, связанных с иными кандидатами, в отношении которых решение комиссией не принято, произведена быть не может.

Оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что конкурс на замещение должности главы администрации муниципального образования проведен с существенным нарушением действующего законодательства, Устава муниципального образования, Положения о порядке и условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации муниципального образования.

С учетом изложенного доводы административных истцов о нарушении конкурсной комиссией процедуры проведения конкурса на должность главы местной администрации заслуживают внимания.

Суд также полагает необходимым отметить, что поскольку ФИО4 на момент принятия решения конкурсной комиссией не имел необходимого стажа муниципальной службы, вне зависимости от результатов конкурса в отношении иных кандидатов, решение конкурсной комиссии о рекомендации его на должность главы администрации является незаконным.

Вместе с тем, конкурсная комиссия на замещение вакантной должности главы администрации является рабочим органом Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, созданным для организации проведения конкурса, и не наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не наделена правом на вынесение решений, носящих властный характер в сфере местного самоуправления. Следовательно, поскольку решения конкурсной комиссии на замещение вакантной должности главы администрации носят рекомендательный характер, не содержат властных требований, то сами по себе они не нарушают права и законные интересы истцов.

На основании решения конкурсной комиссии от 22 ноября 2018 года решением Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области № 102/12 от 23 ноября 2018 года ФИО4 назначен на должность главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение), решение опубликовано в газете «Лакинский вестник» № 13 (16) 29 ноября 2018 года (т. 2 л.д. 25, 125).

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Принимая во внимание, что при установленных судом обстоятельствах Совет народных депутатов города Лакинска Собинского района Владимирской области не имел законных оснований для принятия решения о назначении ФИО4 на должность главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение), в связи с нарушением конкурсной комиссией процедуры проведения конкурса и отсутствием у рекомендованного комиссией кандидата необходимого стажа, то данное решение Совета противоречит Уставу и Положению, является незаконным.

Доводы представителя административных ответчиков о том, что при вынесении оспариваемого решения Совет народных депутатов и конкурсная комиссия руководствовались требованиями федерального и областного законодательства, предусматривающего наличие для лица, назначаемого на должность главы муниципального образования по контракту, стажа муниципальной службы не менее 4 лет, которым ФИО4 соответствовал, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Частью 4 статьи 25 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» требований к наличию конкретного стажа муниципальной службы не содержит, отсылает к закону субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актам.

При этом частью 3 статьи 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрена право поселения предусмотреть в уставе дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации, в случае, если лицо назначается на указанную должность по контракту.

Статьей 7 Закона Владимирской области от 30 мая 2007 года № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области», в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых актов, предусмотрено, что типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, определяются законом Владимирской области в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно реестру должностей муниципальной службы во Владимирской области, являющемуся приложением к названному Закону, должность главы местной администрации, назначаемого на должность по контракту, относится к высшим должностям муниципальной службы в администрациях муниципальных образований.

Статьей 3 Закона Владимирской области от 04 июля 2007 года № 78-ОЗ «О соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Владимирской области, а также установлении типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы во Владимирской области» в редакции, действующей с 1 января 2018 года, установлены квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимому для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Вместе с тем, как отмечено ранее, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч. 4 ст. 37), а также Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 9) предусмотрена возможность в случае назначения на должность главы местной администрации по контракту установление уставом поселения дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, что положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ о том, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации не нарушает.

Уставом муниципального образования город Лакинск такие дополнительные квалификационные требования, как наличие у лиц, замещающих высшие должности муниципальной службы, стажа муниципальной службы не менее 6 лет, предусмотрены в статье 33 Устава. На момент принятия оспариваемых решений изменения в Устав муниципального образования город Лакинск не внесены.

В связи с тем, что вышеуказанный Федеральный закон № 131-ФЗ и Федеральный закон от № 25-ФЗ имеют большую юридическую силу, чем законы Владимирской области, устанавливающие реестр должностей муниципальной службы, Совет народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области при проведении конкурса на замещение должности главы администрации города Лакинска и принятии решения о назначении на указанную должность конкретного кандидата должен был руководствоваться Уставом муниципального образования и принятым в соответствии с Уставом Положением о порядке проведения конкурса, предусматривающим дополнительные квалификационные требования к кандидату на должность главы администрации города в виде наличия стажа муниципальной службы не менее 6 лет.

Вместе с тем, указанные квалификационные требования к кандидату, предусмотренные Уставом муниципального образования и частью 5 пункта 2.2 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», действующими на момент принятия оспариваемых решений, административными ответчиками не были соблюдены, что свидетельствует о незаконности данных решений.

Суд также полагает необходимым отметить, что внесение 23 ноября 2018 года изменений в часть 5 пункта 2.2 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)», которые утверждены решением Совета народных депутатов № 95/12 и опубликованы в этот же день в газете «Лакинский вестник» № 12/15 (т. 2 л.д. 77, 126), предусматривающие уменьшение для кандидатов на должность главы администрации муниципального образования стажа муниципальной и (или) государственной службы до четырех лет, не свидетельствует о законности оспариваемого решения Совета народных депутатов, поскольку приняты после проведения конкурса и противоречат Уставу муниципального образования, в связи с чем, в силу ст. 62 Устава не могли быть применены, в связи с чем, обстоятельства, связанные с передачей данного муниципального правового акта для опубликования правового значения для данного спора не имеют.

Учитывая, что оспариваемое решение Совета народных депутатов нарушает права одного из претендентов, принимавшего участие в конкурсе на должность главы местной администрации, административного истца ФИО3, требования ФИО3 о признании незаконным решения Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области № 102/12 от 23 ноября 2018 года «О назначении на должность главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение), которым на должность главы администрации муниципального образования город Лакинск назначен ФИО4 подлежат удовлетворению.

В соответствии с разделом 5 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)» Совет народных депутатов на основании итогов голосования по вопросу назначения главы администрации должно принять одно из следующих решений: о назначении на должность главы администрации кандидата, получившего необходимое число голосов; о повторном проведении конкурсной комиссией конкурса на замещение должности главы администрации в соответствии с настоящим Положением.

В связи с нарушением конкурсной комиссией порядка проведения конкурса и принятым комиссией решения о представлении кандидатуры ФИО4 на рассмотрение Совета народных депутатов, которое не отвечает требованиям муниципальных правовых актов, Совету следовало принять соответствующее такому итогу решение - «о повторном проведении конкурсной комиссией конкурса на замещение должности главы администрации в соответствии с настоящим Положением», но с учетом фактического принятия решения о назначении кандидата ФИО4 на должность главы администрации города Лакинска для исключения правовой неопределенности в рассматриваемом случае и в качестве способа восстановления прав административного истца ФИО10 на получение решения по итогам рассмотрения результатов конкурса является принятие Советом народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области решения об отказе ФИО4 в назначении на должность главы администрации.

Решение конкурсной комиссии носит рекомендательный характер, не содержит властных требований и само по себе права истца ФИО3 не нарушает, поэтому в указанной части требований ФИО3 суд полагает необходимым отказать.

Довод административного истца ФИО1 о нарушении его прав оспариваемыми решениями, т.к. он был лишен возможности принять участие в конкурсе, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашел, поскольку из материалов дела следует, что ФИО1 участия в конкурсе не принимал, в связи с чем, иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Совета народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области № 102/12 от 23.11.2018 года «О назначении на должность главы администрации муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области (городское поселение)».

В удовлетворении остальной части иска ФИО3 отказать.

В удовлетворении иска ФИО1 к Совету народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования город Лакинск о признании незаконными протокола комиссии, решения Совета народных депутатов о назначении на должность главы администрации города Лакинска отказать.

Обязать Совет народных депутатов муниципального образования город Лакинск Собинского района Владимирской области в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об отказе ФИО4 в назначении на должность.

Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дементьева