ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-304/21 от 12.04.2021 Людиновского районного суда (Калужская область)

Дело № 2а-1-304/21г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Людиново

Людиновский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Ковалевой М.В.

при секретаре Яшиной А.А.

с участием административного истца Петрова Н.А.

представителя административного ответчика ст. помощника Людиновского городского прокурора Усачева Д.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Петрова Николая Анатольевича о признании незаконными действий Людиновского городского прокурора при организации прокурорской проверки, незаконным представления Людиновского городского прокурора и действий прокурора при рассмотрении представления,

У С Т А Н О В И Л :

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Петров Н.А. обратился в суд с указанным выше административным иском и просил признать незаконными действия Людиновского городского прокурора при организации прокурорской проверки, проведенной в период с 13 по ДД.ММ.ГГГГ на предмет соблюдения депутатами представительного органа местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции при представлении сведений о доходах, имуществе, а также незаконными: представление прокурора, внесенное ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес Главы городского поселения «Город Людиново», действия прокурора при рассмотрении указанного представления.

В обоснование требований указано, что прокурорская проверка проведена с нарушениями закона: ему не было сообщено о проведении указанной проверки, и он лишен был возможности дать объяснения в ходе проверки, в утвержденный план проведения проверок данная проверка не была включена, фактически проверка не проводилась; представление прокурора внесено Людиновским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после окончания срока проверки, ни по форме, ни по содержанию представление не соответствует требованиям закона; при рассмотрении представления прокурора на заседании Городской Думы присутствующий там прокурор в категоричной форме указал на безальтернативное привлечение его к ответственности вплоть до лишения статуса депутата, чем превысил предоставленные ему полномочия.

В судебном заседании административный истец Петров Н.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дал объяснения аналогичные изложенному в административном заявлении.

Представитель административных ответчиков старший помощник Людиновского городского прокурора Усачев Д.И. возражал против удовлетворения иска, суду дал объяснения аналогичные изложенному в возражениях на административный иск от ДД.ММ.ГГГГ. При этом пояснил, что нарушений действующего законодательства со стороны Людиновской городской прокуратуры при проведении прокурорской проверки, имевшей место в период с 13 по ДД.ММ.ГГГГ, допущено не было, как не было допущено таких нарушений со стороны прокурора и при рассмотрении представления, внесенного в адрес главы городского поселения «Город Людиново» по результатам проведенной проверки, на заседании Городской Думы ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Катунцева Л.А. дала объяснения аналогичные изложенному в отзыве на административное исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ, где в удовлетворении заявленных требований Петрову Н.А. просила отказать.

Выслушав объяснения административного истца Петрова Н.А., представителя административных ответчиков ст. помощника прокурора Усачева Д.И., представителя заинтересованного лица Катунцевой Л.А., исследовав материалы дела, суд находит необходимым в удовлетворении административного иска отказать.

В суде установлено: ДД.ММ.ГГГГ административный истец Петров Н.А. был избран депутатом Городской Думы городского поселения «Город Людиново» четвертого созыва. Решением территориальной избирательной комиссии Людиновского района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации избранных депутатов Городской Думы городского поселения «Город Людиново» четвертого созыва» Петров Н.А. зарегистрирован как избранный депутат Городской Думы городского поселения «Город Людиново» четвертого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Людиновского городского прокурора было вынесено решение о проведении в Городской Думе городского поселения «Город Людиново» проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции. Срок проведения проверки был установлен с 13 по ДД.ММ.ГГГГ.

Проведение указанной проверки было поручено старшему помощнику Людиновского городского прокурора Д.И.Усачеву.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ст. помощником Людиновского городского прокурора в соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Городской Думы городского поселения «Город Людиново».

В рамках проведения указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ у Главы городского поселения «Город Людиново» были запрошены сведения о депутатах Городской Думы городского поселения «Город Людиново», которыми с момента назначения на должность до момента запроса не представлены сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Городской Думой направлено сообщение, что с момента назначения на должность депутата Городской Думы городского поселения «Город Людиново» не были представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатом Петровым Н.А.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки Людиновским городским прокурором было внесено представление на имя главы городского поселения «Город Людиново» об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором прокурор требовал: 1. Рассмотреть представление с участием сотрудника Людиновской городской прокуратуры на ближайшем заседании городской думы ГП «Город Людиново», принять меры к устранению выявленных нарушений закона и недопущению их впредь.

2. Рассмотреть вопрос о применении к депутату городской думы ГП «Горд Людиново» Петрову Н.А. мер ответственности в связи с неисполнением обязанностей, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции» вплоть до досрочного прекращения полномочий.

3. О результатах рассмотрения представления письменно сообщить в Людиновскую городскую прокуратуру в тридцатидневный срок.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Городской Думы городского поселения «Город Людиново» было рассмотрено обращение заместителя Губернатора Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ о неисполнении депутатом Петровым Н.А. обязанностей по представлению сведений о доходах при избрании депутатом Городской Думы, а также представление Людиновского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, внесенное в адрес Главы городского поселения «Город Людиново», с участием ст.помощника Людиновского городского прокурора Учасева Д.И.

Решением -р от ДД.ММ.ГГГГ Городской Думы городского поселения «Город Людиново» было постановлено: 1. Предупредить депутата Городской Думы городского поселения «Город Людиново» от избирательного округа Петрова Н.А. о необходимости строгого и неукоснительного соблюдения законодательства о противодействии коррупции, в частности – обратить внимание на сроки представления и раскрытия сведений о доходах своих и членов семьи в соответствии с законодательством. В случае повторения данного нарушения депутатом Городской Думы городского поселения «Город Людиново» от избирательного округа Петровым Н.А. – вплоть до досрочного прекращения депутатских полномочий.

2. Контроль за исполнением решения возложить на комитет по местному самоуправлению и законности.

Указанные обстоятельства подтверждаются: объяснениями административного истца Петрова Н.А., представителя административных ответчиков ст.помощника Людиновского городского прокурора Усачева Д.И., представителя заинтересованного лица администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» Катунцевой Л.А., копиями: материалов прокурорской проверки (л.д. 38-51), Устава городского поселения «Город Людиново», решения от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации избранных депутатов, видеозаписью заседания Городской Думы городского поселения «Город Людиново» от ДД.ММ.ГГГГ.

При разрешении административного иска суд исходит из следующего.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами (абзац первый пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Исходя из пунктов 1, 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами являются предметом прокурорского надзора, для осуществления которого прокурорам предоставлено полномочие на проведение проверок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").

По смыслу приведенных правовых норм, оспариваемое представление является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов, представляет собой правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер, целью которого является предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.

Судом установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Городской Думы городского поселения Город Людиново» была проведена прокурором в соответствии с требованиями Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», предписывающими прокурорам субъектов Российской Федерации систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограниченной, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе. Таким образом, у прокурора имелись предусмотренные пунктом 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" основания для проведения проверки исполнения законов.

Поскольку по результатам проведенной проверки установлен факт нарушения закона, прокурором ДД.ММ.ГГГГ по окончании проведенной проверки внесено представление в адрес Главы городского поселения «Город Людиново» об устранении нарушений закона, как это предусмотрено пунктом 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Оспариваемое представление Людиновского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ содержит требование о безотлагательном рассмотрении указанного представления с участием прокурора и принятии конкретных мер по недопущению указанных в представлении нарушений; рассмотрении вопроса о применении к депутату Городской Думы городского поселения «Город Людиново» Петрову Н.А. мер ответственности с связи с неисполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции», вплоть до досрочного прекращения полномочий.

Доводы административного истца Петрова Н.А. о нарушении его прав при проведении проверки (не извещении о проверке, не ознакомлении с ее результатами) в любом случае не ставят под сомнение законность представления прокурора, которое является предметом оспаривания по настоящему делу, учитывая также, что проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции проводилась в отношении всех депутатов Городской Думы, с результатами проверки Петров Н.А. был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению.

Доводы административного ответчика о том, что запрос в Городскую Думу прокурором о предоставлении сведений был направлен до вынесения решения о проведении прокурорской проверки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются исследованными судом материалами дела, в частности, копией указанного запроса, датированного 18ым января 2021 года.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска Петрова Н.А., поскольку судом установлено, что внося представление, Людиновский городской прокурор действовал в рамках своей компетенции в соответствии с нормами Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", представление обоснованно внесено после проведения проверки в связи с выявленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, то есть с соблюдением порядка его принятия, содержание оспариваемого представления не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает прав и законных интересов Петрова Н.А.

Судом не установлено нарушений действующего законодательства при проведении указанной выше прокурорской проверки и действий прокурора при рассмотрении представления на заседании Городской Думы городского поселения «Город Людиново» ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Петрову Николаю Анатольевичу в удовлетворении административного иска о признании незаконными действий Людиновского городского прокурора при организации прокурорской проверки, незаконным представления Людиновского городского прокурора и действий прокурора при рассмотрении представления отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Калужский областной суд через Людиновский районный суд Калужской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий М.В.Ковалева

Мотивированное решение вынесено 16 апреля 2021 года.