ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-32/19 от 30.01.2019 Балашовского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-1-32/2019

64RS0007-01-2018-001351-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2019 года город ФИО3

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего Климовой С.В.

при секретаре Гаврилюк Е.С.

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах и защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений норм лесного законодательства, -

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах и защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит, с учетом уточненных требований, обязать администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области провести лесоустройство городского леса, расположенного на территории муниципального образования г.ФИО3 Балашовского муниципального района Саратовской области, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков), расположенных на территории муниципального образования г.ФИО3 Балашовского муниципального района Саратовской области, поставить на кадастровый учет городские леса на территории муниципального образования г.ФИО3 Балашовского муниципального района Саратовской области, указанные мероприятия выполнить в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения лесного законодательства на территории Саратовской области установлен факт бездействия администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, выразившиеся в невыполнении в пределах компетенции мероприятий по лесоустройству городских лесов, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента лесничеств и лесопарков и постановке городских лесов на кадастровый учет. Согласно сведений Формы 3-ГЛР «Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса» по состоянию на 01 января 2018 года на территории муниципального образования г.ФИО3 располагается 113 га земель населенных пунктов, на которых расположены леса. В адрес главы Балашовского муниципального района внесено представление от 02.04.2018 об устранении нарушений закона. Вместе с тем, согласно информации администрации Балашовского муниципального района от 24.09.2018 нарушения лесного законодательства органом местного самоуправления не устранены. Невыполнение указанных обязанностей органом местного самоуправления нарушает интересы Российской Федерации, создает угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности обеспечения рационального использования леса, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, права участников лесных отношений на использование лесов. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу ст.42 Конституции Российской Федерации.

Представитель административного истца по доверенности ФИО1 административный иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 иск не признал, просил суд в его удовлетворении отказать, указывая на отсутствие городских лесов на территории населенного пункта и не представления административным истцом доказательств обратного.

Представитель заинтересованного лица Государственного казенного учреждения Саратовской области «Саратовское областное лесничество» при надлежащем извещении в судебном заседании не участвовал. На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ настоящее дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ (в ред. от 03.08.2018) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса (ч. 1).

Согласно ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества и лесопарки также располагаются на землях: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3), иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4).

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что указанный в заявлении земельный участок, занятый лесами и лесными насаждениями находится в собственности Балашовского муниципального района Саратовской области, данный земельный участок в собственность органа местного самоуправления не передавался, полномочия, предусмотренные ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении указанного земельного участка переданы не были, исходя из установленных законом полномочий, администрация Балашовского муниципального района Саратовской области не полномочна на осуществление мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет лесного участка, по проведению лесоустройства, разработке, принятию и утверждению лесохозяйственного регламента, обеспечению ведения государственного лесного реестра.

Согласно ст. 4 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области от 23 декабря 2005 года N 60/01 (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, и осуществление муниципального лесного контроля (п. 29).

Органы местного самоуправления реализуют свои функции в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации и с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.

Порядок организации и осуществления муниципального лесного контроля устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на местных референдумах и сходах граждан.

Согласно ст. 90 Лесного кодекса Российской Федерации государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается только на условное обозначение, имеющееся на генеральном плане муниципального образования город ФИО3, и сведения по форме № 3-ГЛР Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, на дату 01 января 2018 года.

Судом установлено, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области ежегодно составляется отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в разрезе муниципальных районов и в целом по субъекту по Саратовской области по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

По сведениям по форме № 3-ГЛР Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса, на дату 01 января 2018 года на территории земли населенного пункта г. Балашова, площадью 113 га имеются леса.

Согласно имеющейся в материалах дела информации Росреестра № 10-15/10967 от 04 апреля 2018 года сведения, имеющиеся в формах статистической отчетности, были сформированы в разрезе населенных пунктов, центральных усадеб колхозов на основании материалов: по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Сельских советов, выполненных Саратовским филиалом ЮжНИИ Гипрозем РомНИИ земпроект РСФСР (г. Саратов 1991 год), проекты перераспределения земель выполненных Саратовским филиалом Южгипрозем Роскомзем РСФСР РосНИИ земпроект г. Саратов 1992 года, поконтурные ведомости начисления площадей, выполненных Саратовским филиалом Южгипромзем Роскомзем РСФСР РосНИИ земпроект.

Материалы, подтверждающие изменение видов угодий по всем категориям земель, от органов местного самоуправления не поступали, в связи с чем изменения в статистический отчет не вносились.

В подтверждение данной информации по запросу суда Росреестром по Саратовской области представило суду материалы по передаче земель в ведение сельсоветов народных депутатов Саратовской области, выполненных Саратовским филиалом ЮжНИИ Гипрозем РомНИИ земпроект РСФСР (г. Саратов 1991 год), которые содержат сведения о наличии лесных земель, покрытых лесом, в границах г. Балашова, общей площадью 132 га, при этом картографический материал с указанием местоположения данных земель отсутствует (земли лесхоза).

В соответствии с годовым отчетом (форма № 22) «О наличии земель в городе Балашове и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям по состоянию на 01.01.2009» в границах муниципального образования город ФИО3 по собственности земли городского поселения распределяются следующим образом: в собственности граждан, в собственности юридических лиц, в государственной и муниципальной собственности.

Согласно материалам по обоснованию корректировки генерального плана муниципального образования город ФИО3 2012 года, структуры земель муниципального образования г. ФИО3 по угодьям площадью 113 га, на которые ссылается прокурор в исковом заявлении, являются лесные земли, покрытые лесом (таблица 4.2 стр. 25).

Согласно раздела 11 Озеленение на территории города имеются насаждения общего пользования – парки, сады, скверы, бульвары. Система зеленых насаждений г.Балашова включает в себя:

1). насаждения общего пользования, занимают территорию 37 га, это парки, скверы;

2). насаждения ограниченного пользования, включают в себя озелененные территории школ, детских садов, больниц;

3). территория гослесфонда, находится в западной части города за железной дорогой на берегу п. Хопер.

К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (Лесоустроительная инструкция, утвержденная Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122). Аналогичное положение было закреплено в Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (утратившей силу).

В силу положений ст.102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122). Аналогичное положение было закреплено и в Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, утратившей силу на момент рассмотрения дела.

А потому, указание в таблице 4.1 Характеристика земель муниципального образования г.ФИО3 по видам использования под номером 7 корректировки генерального плана муниципального образования город ФИО3 отнесение городских лесов к категории особо охраняемым территориям не соответствует закону.

Как пояснил представитель администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО2 хоть в границах муниципального образования и определены леса, но данная территория является территорией лесничества, земли которого находятся в государственной собственности.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 32-АПГ18-6 установлено, что Советом муниципального образования город ФИО3 Балашовского муниципального района Саратовской области принято решение N 56/1 "Об утверждении корректировки генерального плана муниципального образования город ФИО3 Балашовского муниципального района Саратовской области", которое опубликовано на сайте муниципального образования город ФИО3 04 октября 2012 г.

Указанным решением в границы населенного пункта город ФИО3 включены лесные участки, расположенные на землях лесного фонда, часть выдела 1, часть выдела 4, часть выдела 5 квартала 135 Алмазовского участкового лесничества, часть выдела 5, часть выдела 23, часть выдела 25 квартала 130, часть выдела 36 квартала 131, часть выдела 8, часть выдела 10 квартала 103 Балашовского участкового лесничества Балашовского лесничества Саратовской области.

Судом установлено, что согласно генеральному плану муниципального образования город ФИО3 в редакции от 03 октября 2012 г. N 56/1 граница муниципального образования город ФИО3 имеет пересечение с землями лесного фонда.

В марте 2014 года проект корректировки согласован уполномоченными органами.

Установить фактическое местоположение городских лесов на территории муниципального образования не представилось возможным, как пояснил прокурор, ввиду отсутствия их координат. Однако установлено, что все указанные на плане объекты не имеют координат, однако фактически на плане присутствуют, а городские леса отсутствуют.

Наличие указаний на правой стороне корректировки генерального плана муниципального образования город ФИО3 условного обозначения «Городские леса» прямоугольником зеленого цвета и пояснительной записки к нему с указанием в п 7 – особо охраняемые территории (городские леса) таблицы 4.1 противоречит самому плану, так как на нем на территории города отсутствует данное условное обозначение (городские леса) с привязкой к местности, как и отсутствует условное обозначение «лесничество» или «лесхоз».

Согласно генеральному плану муниципального образования город ФИО3 в редакции от 03 октября 2012 г. N 56/1 граница муниципального образования город ФИО3 имеет пересечение с землями лесного фонда и имеется наложение границ земель населенного пункта на земли лесного фонда, что установлено определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 32-АПГ18-6.

Суд приходит к выводу, что на территории населенного пункта городские леса отсутствуют, в связи с чем, оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом положений лесного законодательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах и защиты прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений норм лесного законодательства отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (04 февраля 2019 года).


Председательствующий С.В.Климова