ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-34/2021 от 01.03.2021 Осташковского городского суда (Тверская область)

дело № 2а-1-34/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Пено Тверской области 01 марта 2021 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре судебного заседания Рейверт Т.А.,

с участием прокурора Пеновского района Шевчук О.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пеновского муниципального округа о признании незаконными бездействия и о возложении обязанности снести расселенный дом аварийного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с иском к Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении установленных законодательством обязанностей по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц на территорию и внутрь расселенного дома аварийного жилищного фонда, не исполнения обязанностей по принятию мер к сносу расселенного дома, расположенного по адресу: <...> возложении обязанности на Администрацию Пеновского муниципального округа осуществить его снос.

Указанный дом был признан аварийным, подлежащим сносу, включен в Адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования Пеновский район на 2013-2017 годы. В ходе прокурорской проверки установлено, что администрацией сроки сноса аварийного жилья, из которого произведено расселение граждан, нарушены, планируемый срок сноса был установлен на 4 квартал 2018 года. Данное здание аварийного жилищного фонда представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Дом может разрушиться в любой момент. В нем возможно возникновение пожаров, несчастных случаев. Наличие свободного доступа в аварийные жилые здания способствует возможности совершения правонарушений, в том числе террористической направленности, создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома.

Прокурор Пеновского района Тверской области Шевчук О.Л. в судебном заседании уточнила исковые требования в части в части возложения обязанности на администрацию Пеновского муниципального округа снести расселенный дом аварийного жилищного фонда по адресу: <...> указав срок до 31 декабря 2021 года.

Административный ответчик-администрация Пеновского муниципального округа представила письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом на основании ст.154 КАС РФ (л.д.69).

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Заключением межведомственной комиссии №3 от 16.05.2003 года жилой дом № 52, расположенный по ул. Тарасова п.Пено Тверской области, признан непригодным для постоянного проживания в связи с большим физическим износом (л.д.34-35).

Согласно сообщению Администрации Пеновского муниципального округа Тверской области №171 от 29.01.2021 года дом по адресу: <...>, расселен снос планируется в 2021 году (л.д.31-32).

Из сообщения Администрация Пеновского муниципального округа Тверской области следует, что направлена заявка АО в проектный институт «Тверьжилкоммунпроект» на изготовление проекта сноса объекта капитального строительства жилого дома, расположенного по адресу: <...> (л.д.67).

Согласно статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, солздание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; а также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии ст.9 Устава Пеновского муниципального округа к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Пеновского муниципального округа; обеспечение проживающих в Пеновском муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах Пеновского муниципального округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Пеновского муниципального округа.

В соответствии с ч.1 ст.38 Устава Пеновского муниципального округа Администрация Пеновского муниципального округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления местного Пеновского муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тверской области (л.д.45-65).

При указанных обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что не осуществление мероприятий по сносу дома расположенного по адресу: <...>, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранения имущества третьих лиц, поскольку он расположен в зоне жилой застройки, наличие свободного доступа в данный аварийный дом не исключает совершение в нем правонарушений, в том числе террористических актов, возможно возникновение пожара.

Таким образом, аварийный дом по адресу: <...> расселен, однако до настоящего времени он не снесен, доступ к нему не ограничен.

Учитывая, что планируемый срок сноса администрацией Пеновского муниципального округа установлен в 2021 году, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании бездействия администрации незаконными и возложении на административного ответчика обязанности снести аварийный многоквартирный дом по адресу: <...>.

С учетом периода, необходимого для исполнения решения суда, суд с учетом мнения прокурора полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2021 года.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Пеновского района Тверской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Пеновского муниципального округа, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц на территорию и внутрь расселенного дома аварийного жилищного фонда, и неисполнении обязанностей по принятию мер к сносу расселенного дома аварийного жилищного фонда, по адресу: <...>.

Обязать администрацию Пеновского муниципального округа снести расселенный дом аварийного жилищного фонда по адресу: <...>, до 31 декабря 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 16 марта 2021 года.

Судья: Н.В. Ракитский

дело № 2а-1-34/2021