Дело № 2а-1-3551/2019
УИД 64RS0042-01-2019-003697-71
Решение
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Шапина,
при секретаре А.С. Плужникове,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившегося в невыполнении мероприятий по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения в соответствии требованиями Постановления Правительства Российской Федерации «О схемах водоснабжения и водоотведения»,
установил:
в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился прокурор Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по приведению в соответствие с положениями постановления Правительства Российской Федерации содержания утвержденных схем водоснабжения и водоотведения на территориях Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований, входящих в состав Энгельсского муниципального района. Требование обосновано тем, что неисполнение ответчиком возложенной на него обязанности нарушает права граждан на бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение, а также противоречит государственной политике в части развития централизованных систем горячего, холодного водоснабжения и водоотведения.
Административный иск обосновывает тем, что пунктом 4 части 1 статьи 14
Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях статья 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» относит утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения (часть 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ). Требования к порядку разработки и содержанию схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов изложены в Постановлении Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения». Проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлено, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 утвержденные схемы водоснабжения и водоотведения на территориях Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований, входящих в состав Энгельсского муниципального района, не содержат некоторых разделов, обязательных для включения в названные схемы. В частности в них отсутствуют такие сведения как: баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; балансы сточных вод в системе водоотведения; прогноз объема сточных вод; плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения. В адрес администраций Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований прокуратурой были принесены протесты на постановления об утверждении схем водоснабжения и водоотведения на указанных территориях ввиду несоответствия их содержания требованиям установленным Постановлением Правительства РФ. Из поступивших ответов стало известно, что названными муниципальными образованиями заключены соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в части организации водоснабжения и водоотведения в границах указанных поселений администрации Энгельсского муниципального района. Поскольку на дату подачи настоящего административного иска схемы водоснабжения и водоотведения перечисленных муниципальных образований в соответствие с Постановлением Правительства РФ не приведены, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и возложить на административного ответчика обязанность по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
В судебном заседании старший помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Куркин Ф.В. от требования о признании незаконным бездействия административного ответчика отказался, в остальной части заявленные требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Принимая во внимание то, что полномочия участвующего в судебном заседании прокурора на отказ от административного иска не подтверждены, а также с учетом положений части 5 статьи 39 КАС РФ суд не принимает отказ представителя административного истца от административного иска в части, и приходит к выводу о необходимости рассмотрения заявленных требований в полном объеме по существу.
Представитель административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Кутепова И.С. в судебном заседании заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что схемы водоснабжения и водоотведения утверждены администрациями муниципальных образований, полномочиями на разработку и утверждение данных схем заключенными соглашениями административный ответчик не наделен.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц представители администраций Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований, а также комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены, о причинах неявки не сообщили. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей названных заинтересованных лиц.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, обязанность доказывания законности, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях статья 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» относит утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Требования к порядку разработки и содержанию схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов изложены в Постановлении Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением администрации Безымянского муниципального образования от 23 января 2014 года № 03 утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Безымянского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на период с 2014 года до 2023 года.
Постановлением администрации Красноярского муниципального образования от 25 декабря 2013 года № 210 утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Красноярского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на период до 2023 года.
Постановлением администрации Терновского муниципального образования от 24 января 2014 года № 10 утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на период до 2023 года.
Постановлением администрации Новопушкинского муниципального образования от 20 июня 2014 года № 88 утверждена схема водоснабжения и водоотведения на территории Новопушкинского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области на период до 2023 года.
Проведенной Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлено, что в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 утвержденные схемы водоснабжения и водоотведения на территориях Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований, входящих в состав Энгельсского муниципального района, не содержат некоторых разделов, обязательных для включения в названные схемы. В частности в нарушение пунктов 5 и 15 Требований к содержанию схемы водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ, в них отсутствуют такие сведения как: баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения; балансы сточных вод в системе водоотведения; прогноз объема сточных вод; плановые значения показателей развития централизованной системы водоотведения.
С целью приведения утвержденных схем в соответствие с требованиями, предъявляемыми к их содержанию Постановлением Правительства РФ, в адрес администраций Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований прокуратурой были принесены протесты на постановления об утверждении схем водоснабжения и водоотведения на указанных территориях.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения (часть 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ)
Как указывает административный истец, из поступивших ответов стало известно, что названными муниципальными образованиями заключены соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в части организации водоснабжения и водоотведения в границах указанных поселений администрации Энгельсского муниципального района.
Так администрацией Безымянского муниципального образования 10 декабря 2018 года заключено соглашение № 42 с Энгельсским муниципальным районом Саратовской области (в лице председателя Собрания депутатов Энгельсского муниципального района), предметом которого в частности является передача органом местного самоуправления поселения органу местного самоуправления муниципального района осуществление полномочий в части организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию соглашения с Энгельсским муниципальным районом Саратовской области заключены 10 декабря 2018 года администрациями Красноярского (№ 43), Новопушкинского (№ 44) и Терновского (№ 45) муниципальных образований.
Анализ содержания названных соглашений позволяет прийти к выводу о том, что ими осуществлена передача муниципальными образованиями своих полномочий муниципальному району только в части организации водоснабжения населения и водоотведения.
Как было указано выше, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, законом отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения, городских округов (статьи 14 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Статья 15 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений к вопросам местного значения муниципального района не относит. Заключенными муниципальными образованиями с Энгельсским муниципальным районом соглашениями соответствующие полномочия не передавались.
Изложенное не позволяет установить факт незаконного бездействия административного ответчика и необходимости возложения на него обязанности по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения исковые требований прокурора отсутствуют.
Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и возложении на административного ответчика обязанности по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения Безымянского, Красноярского, Новопушкинского и Терновского муниципальных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>