ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-357/20 от 31.07.2020 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1-357/2020

УИД 73RS0012-01-2020-000453-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«31» июля 2020 года г. Димитровград

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Мягкова А.С.

при секретаре Сергеенковой О.В.,

с участием помощника прокурора Мелекесского района Буркина К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оказания транспортных услуг населению, в ходе которой выявлены нарушения, потребовавшие прокурорского вмешательства. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Рязановское сельское поселение» отсутствует транспортное сообщение между административным центром *** с населенными пунктами поселения.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 03.10.2006 №126-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области» административным центром МО «Рязановское сельское поселение» является ***, в состав данного поселения входят населенные пункты – ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.

Согласно поступившим из администрации МО «Рязановское сельское поселение» сведениям на территории поселения проживают *** чел., однако регулярное транспортное сообщение административного центра с населенными пунктами – *** (*** чел.), *** (*** чел.), *** (*** чел.), *** (*** чел.), отсутствует, в связи с чем жители указанных выше населенных пунктов вынуждены добираться до *** на попутных машинах, либо пользоваться услугами такси.

В силу п.7 ч.1, ч.ч. 3,4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к полномочиям администрации МО «Мелекесский район».

Между тем, администрация района полномочия в сфере организации транспортного обслуживания населения в границах поселения в сфере организации транспортного обслуживания населения в границах поселениях, не исполняет. Регулярные пассажирские перевозки из ***, ***, ***, *** в административный центр МО «Рязановское сельское поселение» не организованы, в следствии чего жители указанных населенных пунктов вынуждены добираться до ***, *** на такси, средняя стоимость которого составляет около *** руб. за одну поездку.

Следовательно, администрация МО «Мелекесский район» не принимает меры по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами, находящимися в границах МО «Рязановское сельское поселение», не обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание населения, что является недопустимым.

В этой связи, **.**.**** прокурором Мелекесского района в адрес главы администрации МО «Мелекесский район» было вынесено представление с требованием, принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства.

Из представленного акта прокурорского реагирования ответа от **.**.**** администрация МО «Мелекесский район» сообщила, что требования прокурора района по организации транспортного сообщения МО «Рязановское сельское поселение» не выполнены, в виду нестабильного малого пассажиропотока, а также отсутствии финансирования мероприятий по организации пассажирских перевозок из ***, ***, ***, *** в административный центр МО «Рязановское сельское поселение» в бюджете МО «Мелекесский район».

Таким образом, выявленные нарушения федерального законодательства, выраженные в отсутствии транспортного сообщения между административным центром МО «Рязановское сельское поселение» с населенными пунктами сельского поселения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками администрации МО «Мелекесский район», что нарушает права граждан на свободу передвижения, транспортную доступность, а также порождает обоснованные обращения жителей поселения в прокуратуру района.

Административный истец просит признать действие (бездействие) администрации МО «Мелекесский район», выразившее в отсутствии муниципального маршрута регулярных перевозок в границах МО «Рязановское сельское поселение»; обязать МО «Мелекесский район» установить муниципальный маршрут регулярных перевозок в границах МО «Рязановское сельское поселение», в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Мелекесского района Буркин К.Е. исковые требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика МО «Мелекесский район» Заббарова Г.Р. в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.10.2006 №126-30 «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области» административным центром Мелекесского административного района является город Димитровград.

В целях создания условий по предоставлению транспортных услуг населению, а также в связи с тем, что органы местного самоуправления муниципального района «Мелекесский район», в том числе представительный орган муниципального района расположены в г. Димитровград, а также основные социальные объекты - органы миграционной службы, ЗАГСа, налоговая служба, Пенсионный Фонд, органы социальной защиты населения и учреждения здравоохранения расположены в *** организовано транспортное сообщение по маршрутам «***», ***», «***», «***».

Для организации первичной медико-санитарной помощи в ***, ***, ***, ***, *** функционируют Фельдшерско-акушерские пункты.

В **.**.**** году перевозчиками Б, А, ИП организовывались пробные маршруты из ***, ***, ***, *** в ***, но данные направления не пользовались спросом у населения.

Кроме того, требования прокурора Мелекесского района в части сроков установления муниципального маршрута в границах муниципального образования «Рязановское сельское поселение» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу - неисполнимы.

Просит в административном исковом заявлении прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области и понуждении установить муниципальный маршрут регулярных перевозок в границах муниципального образования «Рязановское сельское поселение» в течение месяца со дня вступления суда в законную силу отказать.

Представитель соответчика администрация МО «Рязановское сельское поселение» и представитель заинтересованного лица Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области в судебное заседание не явились, заявлением просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав помощника прокурора района, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 27 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу передвижения.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 8 Устава администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Мелекесского района.

В соответствии с п.п.7 п.1 ст. 9 Устава МО «Рязаносвкое сельское поселение» Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения

Согласно ч КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Суд приходит к выводу о том, что в силу вышеприведенных положений Федерального закона №131-ФЗ, Федерального закона № 220-ФЗ и Устава администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области обязанность создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами сельского поселения в границах муниципального района на момент обращения прокурора в суд была возложена на администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2017 №НА-19-р утвержден Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в пункте 1 которого указано, настоящий социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области в ходе рассмотрения дела не представила никаких доказательств того, что администрацией были надлежащим образом созданы условия для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между населенными пунктами поселения в границах муниципального района, а также доказательства, опровергающие доводы административного истца.

Доводы прокурора о фактическом отсутствии транспортных услуг для жителей ***, ***, ***, ***, ***, *** не были опровергнуты Администрацией муниципального района «Рязановское сельское поселение». Кроме того, факт отсутствия организации транспортного обслуживания населения ***, ***, ***, ***, ***, *** на должном уровне подтвержден результатами проверки прокуратуры Мелекесского района Ульяновской области, по результатам которой в адрес главы администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих.

Отсутствие транспортного сообщения между ***, ***, ***, ***, ***, *** и районным центром *** является нарушением п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ущемляет права граждан, в том числе право на свободу передвижения, право на доступную социальную среду, поскольку препятствует посещению социальных объектов (медицинские учреждения, администрации), находящихся в с.Рязаново, нарушает принципы организации местного самоуправления, призванного решать вопросы обеспечения жизнедеятельности граждан.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Согласно требованиям ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом необходимости проведения процедур по заключению контракта (при необходимости), заложения денежных средств в бюджет, разработки и утверждения программы, конкретных обстоятельств настоящего дела, суд полагает необходимым установить для ответчика срок исполнения решения суда до 01 ноября 2020 года. Данный срок будет являться разумным, обоснованным и реально исполнимым.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177, 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать действие (бездействие) администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области, выразившее в отсутствии муниципального маршрута регулярных перевозок в границах МО «Рязановское сельское поселение» незаконным.

Обязать администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01 ноября 2020 года установить муниципальный маршрут регулярных перевозок в границах МО «Рязановское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (для связи населенных пунктов с центром сельского поселения).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 05 августа 2020 года.

Судья А.С. Мягков