Дело № 2а-1-389/2023
64RS0030-01-2023-000453-27
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Маслова А.П.,
при секретаре Свиридовой А.Д.,
с участием представителя административного истца Бойко Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы к Бучкову Александру Владимировичу о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени,
установил:
Саратовская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее также - Саратовская таможня) обратилась в суд с административным иском к Бучкову А.В. о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени, мотивируя свои требования тем, что в период с 22.09.2022г. по 22.11.2022г. в отношении гражданина Бучкова А.В. проведен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, по результатам которого установлен факт незаконного перемещения Бучковым А.В. 08.07.20221г. из г. Гагра (Республика Абхазия) в г. Саратов (Россия) транспортного средства - легкового автомобиля «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак Республики Абхазия № АВН, объем двигателя 4290 см3, идентификационный номер (VIN) - №, временно ввезённого на территорию ЕАЭС на таможенном посту МАПП Адлер Краснодарской таможни, как транспортное средство международной перевозки, с оформлением таможенной декларации № 10309240/080721/300134746 (далее – ТДТС). Срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП) установлен до 18.07.2021г. После этого Бучков А.В. в период с 08.07.2021г. по настоящее время Государственную границу Российской Федерации с Республикой Абхазия не пересекал. В связи с установленным фактом не вывоза данного транспортного средства до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, а также пользования временно ввезенного физическим лицом транспортного средства без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, а именно использования в личных целях, у Бучкова А.В. возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования. Саратовской таможней по результатам таможенного контроля принято решение от 23.11.2022г. №10413000/210/231122/Т000525/002 о признании незаконным перемещение Бучковым А.В. указанного транспортного средства, временно ввезенного на территорию ЕАЭС, как транспортное средство международной перевозки. В связи с чем доначислены таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, исходя из курса евро, действовавшего на день регистрации таможенной декларации № 10309240/080721/300134746 - 08.07.2021г. (курс евро на 08.07.2021 – 87,5588 руб.), что составляет 2141075,34 руб. (5,7 евро х 87,5588 х 4290 куб. см.). На основании ст. 73 Федерального закона №289-ФЗ Саратовской таможней в адрес (по месту регистрации и фактического проживания) Бучкова А.В. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 24.11.2022г. №10413000/У2022/0000660, которое в добровольном порядке Бучковым А.В. исполнено не было. Срок исполнения уведомления, установленный ч. 19 ст. 73 Федерального закона №289-ФЗ, истек 27.12.2022г. Пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 09.07.2021г. по 18.04.2023г. составляют 519240 руб. 49 коп. С учетом п. 3 ст. 24.1 Федерального Закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, с момента ввоза в РФ у Бучкова А.В. также возникла обязанность по уплате утилизационного сбора, который с учетом базовой ставке для легковых автомобилей базовая ставка в размере 20000 руб. и коэффициента для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования - 0,26 (для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет) составляет 5200 руб. (0,26 х 20000 руб.). 23.11.2022г. Саратовской таможней в адрес Бучкова А.В. по месту регистрации и фактического пребывания направлено уведомление об уплате утилизационного сбора № 07-01-20/18416 в сумме 5200 руб. и пени в размере 819 руб. 08 коп. Обязанность по уплате утилизационного сбора Бучковым А.В. не исполнена. Размер пеней за просрочку уплаты утилизационного сбора с 24.07.2021г. по 18.04.2023г. составляет 1008 руб. 88 коп. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ртищевского района Саратовской области от 22.02.2023г. отказано Саратовской таможне в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по оплате таможенных платежей с Бучкова А.В. Просит суд взыскать с Бучкова А.В. в пользу Саратовской таможни таможенные платежи в размере 2141075 руб. 34 копеек, пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 09.07.2021г. по 18.04.2023г. в сумме 519240 руб. 49 коп. и с 19.04.2023г. - по день вынесения судом решения по делу; утилизационный сбор в размере 5200 руб., пени с 24.07.2021г. по 18.04.2023г. в сумме 1008 руб. 88 коп. и с 19.04.2023г. - по день вынесения судом решения по делу.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО6, главный государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО7, старший государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО8
Представитель административного истца - Бойко Я.Г., в судебном заседании исковые требования административного истца поддержала по указанным в иске основаниям.
Административный ответчик Бучков А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд в известность не поставил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, возражений на административный иск не представил.
Заинтересованные лица - главные государственные таможенные инспекторы отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО6 и ФИО7, старший государственный таможенный инспектор отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО8, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, отношения к административному иску не выразили.
На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного истца Бойко Я.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенному декларированию подлежат, в том числе транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится с использованием пассажирской таможенной декларации.
В силу п. 11 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом.
Из положений ст. 84 ТК ЕАЭС следует, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Согласно подп. 6 п. 14 ст. 260 ТК ЕАЭС декларантом могут выступать достигшие 16-летнего возраста физические лица, следующие через таможенную границу Союза в транспортном средстве для личного пользования, принадлежащем им на праве владения, пользования и (или) распоряжения.
В соответствии со ст. 273 ТК ЕАЭС временно ввозимые транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
В силу ч. 2 ст. 275 ТК ЕАЭС, временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам. На таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи; передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 279 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) транспортных средств международной перевозки возникает у декларанта временно ввозимого транспортного средства международной перевозки - с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (ч. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза – это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или не декларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации (ст. 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Согласно ч. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары.
Частью 4 ст. 56 ТК ЕАЭС установлено, что при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бучковым А.В. 08.07.2021г. из г. Гагра Республики Абхазия на территорию Евразийского экономического союза в Российскую Федерацию – в г. Саратов (Российская Федерация) через таможенный пост МАПП Адлер Краснодарской таможни по таможенной декларации на транспортное средство № 10309240/080721/300134746 с освобождением от уплаты таможенных платежей временно ввезено как транспортное средство международной перевозки с пассажиром - автомобиль марки «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, идентификационный номер (VIN) №, объем двигателя 4290 см3, государственный регистрационный знак Республики Абхазия М 569 ОО АВН.
Срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки установлен до 18.07.2021г.
Согласно представленному Бучковым А.В. к таможенной декларации №10309240/080721/300134746 свидетельству о регистрации указанного выше транспортного средства «<данные изъяты>» серии АВ №, собственником транспортного средства является ООО «Стандарт 2021» (ИНН 11018216), зарегистрированное по адресу: <адрес>.
Из представленного договора аренды транспортного средства без экипажа № от 07.07.2021г. следует, что указанное транспортное средство «<данные изъяты>» находится в аренде у ООО «ВВ Авто АВН» (ИНН 11017858), юридический адрес: Республика Абхазия, г. Гагра, ул. Гечба, 3 тупик, д. 9.
В соответствии с трудовым договором от 07.07.2021 г. № 58 Бучков А.В., являясь водителем у ООО «ВВ Авто АВН», осуществлял трудовую деятельность, связанную с международными перевозками пассажиров на таможенной территории ЕврАзЭС.
07.07.2021г. между ООО «ВВ Авто АВН» и пассажиром ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ серии №, выданный 21.11.2011г. ОУФМС России по <адрес> в <адрес>) заключен договор международной перевозки пассажира б/н от 07.07.2021г. на перевозку указанного гражданина из г. Гагра (Республика Абхазия) в г. Саратов (Россия).
По окончании срока временного ввоза Бучков А.В. мер по вывозу автомобиля «<данные изъяты>» с территории РФ не предпринял и не поместил указанное транспортное средство под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления, что административным ответчиком не оспаривалось.
Главными государственными таможенными инспекторами отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО6 и ФИО7, а также старшим государственным таможенным инспектором отдела проверки деятельности лиц службы таможенного контроля после выпуска товаров Саратовской таможни ФИО9 осуществлен таможенный контроль в форме проверки документов и сведений, представленных Бучковым А.В. при таможенным оформлении после выпуска товаров и (или) транспортных средств, в ходе которой установлено, что представленные 08.07.2021г. Бучковым А.В. на транспортное средство «<данные изъяты>», регистрационный номер Республики Абхазия № АВН, для начала международной перевозки пассажира к таможенной декларации №10309240/080721/300134746 документы носят фиктивный характер и были представлены им для оформления временного ввоза транспортного средства международной перевозки на территорию Российской Федерации из Республики Абхазия для дальнейшего использования в личных целях. Международная перевозка, в рамках которой 08.07.2021г. временно ввезено транспортное средство международной перевозки, не осуществлена, так как транспортное средство не было вывезено.
По результатам таможенного контроля Саратовской таможней принято решение от 23.11.2022г. №10413000/210/231122/Т000525/002 о признании незаконным перемещение Бучковым А.В. транспортного средства – легкового автомобиля «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, идентификационный номер (VIN): №, регистрационный номер Республики Абхазия № АВН, рабочий объем двигателя 4 290 см3, временно ввезенного на территорию ЕАЭС как транспортное средство международной перевозки, в связи с установленным фактом не ввоза данного транспортного средства до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, а также пользования временно ввезенного физическим лицом транспортного средства без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, а именно – использование в личных целях, что повлекло за собой наступление обязанности по уплате декларантом таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования в сумме 2141075 руб. 34 коп.
Не согласившись с указанным решением, Бучковым А.В. в Кировский районный суд г. Саратова подано административное исковое заявление к Федеральной таможенной службе Приволжского таможенного управления о признании его незаконным.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 02.03.2023г. по административному делу № 2а-684/2023 по административному иску Бучкова А.В. к Федеральной таможенной службе Приволжского таможенного управления о признании незаконным решения Саратовской таможни по результатам таможенного контроля №10413000/210/231122/Т000525/002 от 23.11.2022г., в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29.06.2023г. решение Кировского районного суда г. Саратова от 02.03.2023г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.10.2023г. решение Кировского районного суда г. Саратова от 02.03.2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 29.06.2023г. оставлены без изменения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Бучков А.В. незаконно ввез на территорию Российской Федерации транспортное средство – легковой автомобиль «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак Республики Абхазия № АВН, для личного пользования под видом транспортного средства международной перевозки без уплаты таможенных платежей, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 56 ТК ЕАЭС у него возникла обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, начисляемых по единым ставкам в отношении указанного транспортного средства, как у лица, незаконно перемещающего товар через таможенную границу ЕАЭС.
Согласно п. 10 ст. 56 ТК ЕАЭС При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием таможенные пошлины, налоги исчисляются в соответствии с ТК ЕАЭС.
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под следующие таможенные процедуры: при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 1 ч. 5 ст. 56 ТК ЕАЭС).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов. Единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Комиссией.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми по единым ставкам, либо таможенными пошлинами, налогами, взимаемыми в виде совокупного таможенного платежа, являются товары для личного пользования (ч. 11 ст. 266 ТК ЕАЭС).
В силу ч. 12 ст. 266 ТК ЕАЭС, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, базой для их исчисления в зависимости от категорий товаров для личного пользования и применяемых видов ставок являются стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара). Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов порядок определения момента выпуска и рабочего объема двигателя авто - и мототранспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования, определяется Комиссией.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч. 14 ст. 266 ТК ЕАЭС).
Согласно Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017г. №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» для исчисления ввозной таможенной пошлины на автомобили, рабочий объем двигателя которых превышает 3000 куб., применяется единая ставка – в размере 5,7 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Курс евро на 08.07.2021г. составлял 87,5588 руб.
Таким образом, ввозная таможенная пошлина для автомобиля «<данные изъяты>», 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак Республики Абхазия № АВН, объем двигателя 4290 см3 составляет 2141075 руб. 34 коп. (5,7 евро х 87,5588 х 4290 см3).
Бучкову А.В. Саратовской таможней было направлено уведомление от 24.11.2022г. №10413000/У2022/0000660 о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, которое в добровольном порядке Бучковым А.В. исполнено не было. Срок исполнения уведомления, установленный ч. 19 ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ, истек 27.12.2022г.
Согласно ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени. Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи. Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Частью 14 статьи 72 указанного Федерального закона от 03.08.2018г. № 289-ФЗ определено, что при взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
Пунктом 19 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018г. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком, уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком, но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
В настоящее время указанная в уведомлении сумма административным ответчиком не уплачена, доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
Согласно расчету за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей в установленный законом срок административному ответчику Бучкову А.В. Саратовской таможней за период с 09.07.2021г. по 18.04.2023г. начислены пени в сумме 519240 руб. 49 коп.
Данный расчет административным ответчиком не оспорен и принимается судом, так как соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Иной расчет пени административным ответчиком не представлен.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с ч. 3 ст. 24.1 указанного Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются, в том числе, лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Из ч. ч. 2, 4 ст. 24.1 названного Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ следует, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок его взимания и размеры устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013г. №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, которые ввезли транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Размер утилизированного сбора, установленный постановлением Правительства РФ от 26.12.2013г. №1291 равен произведению базовой ставки для расчета размера утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ от 26.12.2013г. №1291 (с изменениями и дополнениями), базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении легковых автомобилей равна 20 000 рублей.
Коэффициент для автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составляет 0,17 (для новых автомобилей) и 0,26 (для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более трех лет).
Таким образом, за ввезенное Бучковым А.В. транспортное средство подлежит уплате утилизационный сбор в размере 5 200 рублей (0,26 х 20 000 рублей).
Пунктом 11 вышеуказанных Правил предусмотрено, что непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, подтверждающих оплату утилизационного сбора, или наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Согласно п. 11.2 названных Правил, указанные документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования).
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Согласно п. 15(1) вышеуказанных Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
23.11.2022г. в адрес Бучкова А.В. было направлено уведомление №07-01-20/18416 об уплате утилизационного сбора в сумме 5200 рублей и пени за период с 24.07.2020г. по 23.11.2022г. в сумме 819 руб. 08 коп., которое Бучковым А.В. не исполнено.
Представленный административным истцом расчет задолженности является обоснованным, арифметически верным, произведенным на основании требований законодательства, административным ответчиком не оспорен.
Срок принудительного взыскания таможенных платежей, утилизационного сбора и пени таможенным органом не пропущен.
Доказательств того, что таможенные платежи, пени за просрочку уплаты таможенных платежей, утилизационный сбор, а также пени за просрочку уплаты утилизационного сбора уплачены, административным ответчиком в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Саратовской таможни области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Административный истец при обращении с иском в суд освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии ч. 1 ст. 114 КАС РФ и п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от её уплаты. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 21533 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы к Бучкову Александру Владимировичу о взыскании таможенных платежей, утилизационного сбора и пени - удовлетворить.
Взыскать с Бучкова Александра Владимировича (паспорт серии №) в пользу Саратовской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (ИНН 6452016790) таможенный платеж в размере 2141075 (два миллиона сто сорок одна тысяча семьдесят пять) руб. 34 коп., пени за просрочку уплаты таможенных платежей с 09.07.2021г. по 18.04.2023г. в размере 519240 (пятьсот девятнадцать тысяч двести сорок) руб. 49 коп. с 19.04.2023г. - по 11.10.2023г. (день вынесения решения суда по делу); утилизационный сбор в размере 5200 (пять тысяч двести) руб., а также пени с 24.07.2021г. по 18.04.2023г. в размере 1008 (одна тысяча восемь) руб. 88 коп., и с 19.04.2023г. - по 11.10.2023г. (день вынесения решения суда по делу).
Взыскать с Бучкова Александра Владимировича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 21533 (двадцать одна тысяча пятьсот тридцать три) руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.10.2023г.
Судья