ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-408/2021 от 09.07.2021 Ершовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-408/2021

64RS0015-01-2021-000658-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2021 года г. Ершов

Ершовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Кортышковой М.В.,

при секретаре Маштаковой А.Н.,

с участием помощника прокурора Ершовского района Саратовской области Макаровского С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ершовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Ершовского района Саратовской области (далее по тексту прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее по тексту сеть «Интернет»), информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В обосновании административного искового заявления, с учетом уточнения требований, указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что пользователи сети «Интернет» имеют неограниченный доступ к странице сайта с едиными указателем страницы: <данные изъяты>

На интернет - ресурсах с едиными указателями вышеназванной страницы в свободном доступе размещена информация о продаже фиктивных справок для предоставления в военкомат.

Прокурором указано, что вход на страницу вышеуказанного интернет-сайта свободный, не требующий предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет», в том числе и несовершеннолетний. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

По мнению прокурора, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобрести поддельное свидетельство о рождении, способствует совершению гражданами правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. Действующим законодательством Российской Федерации прямо установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений (правонарушений).

Свои требования прокурор основывает на положении Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. ст. 324, 327 УК РФ, положений ст. 19.23 КоАП РФ.

Административный истец - помощник прокурора Ершовского района Саратовской области Макаровский С.В. в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал с учетом уточнения, просил их удовлетворить.

Сведения об административном ответчике, исходя из положения п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ, отсутствуют, так как при рассмотрении настоящего административного дела информация о лице, действия которого послужили поводом для подачи заявления в суд, установлена не была.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, возражений не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика, сведения о котором не установлены и представителя заинтересованного лица, просившего рассмотреть дело в отсутствии его представителя.

Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

В соответствии ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

В силу ч. 6 указанной нормы запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ № 53-ФЗ) правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 ФЗ № 53-ФЗ граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статьей 24 ФЗ № 53-ФЗ определен порядок предоставления отсрочки от призыва граждан на военную службу.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество к незаконному приобретению, сбыту или подделке официальных документов способствует совершению гражданами преступлений (правонарушений), тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются преступлениями, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 324, 327 УК РФ.

Согласно ст. 19.23 КоАП РФ подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающее наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ).

Основанием для включения в реестр согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившие в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной информацией.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.

Как усматривается из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, проведенным прокуратурой Ершовского района Саратовской области мониторингом выявлен сайт с URL-адресом: <данные изъяты> на котором размещена информация о продаже фиктивных справок для предоставления в военкомат.

Вход на страницу сайта свободный, не требующий предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети «Интернет», в том числе и несовершеннолетний. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.

Суд, исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст. ст. 1, 2, 5, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст. ст. 324, 327 УК РФ, положений ст. 19.23 КоАП РФ, приходит к выводу, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество к приобретению фиктивных справок для предоставления в военкомат, способствует совершению гражданами правонарушений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц. При этом суд отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации прямо установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения преступлений (правонарушений).

В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящий момент указанные прокурором интернет ресурсы не включены в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора.

Принятое судом решение является основанием для включения страниц указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ершовского района Саратовской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, содержащую признаки пропаганды совершения преступлений (правонарушений), размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта с URL-адресом: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем принесения апелляционного представления прокурором и подачи апелляционной жалобы иными лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2021 года.

Председательствующий М.В. Кортышкова