Дело № 2а- 1-411/2020 УИД- 73RS0024-01-2020-000506-10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 августа 2020 г. р.п. Ишеевка Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачёвой И.Г., с участием помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Ананьева В.С., при секретаре Долговой Ю.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании организовать водоснабжение, обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества УСТАНОВИЛ: Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, об обязании организовать водоснабжение. В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Ульяновского района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Ульяновский район» требований законодательства об обеспечении холодным водоснабжением населения д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области. Проведенной прокуратурой Ульяновского района проверкой установлено, что водопроводная сеть в д. Дубровка Ульяновского района имеет износ - 90 % при этом дебит воды из каптажей и родников позволяет обеспечить жителей д. Дубровка водой лишь в зимний период времени. Обслуживание и ремонт сетей водоснабжения в д. Дубровка фактически осуществляет ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Проведенным прокуратурой района анализом причины перебоев в водоснабжении выявлены системные проблемы в данной сфере, для решения которых администрацией района должных мер не принималось. В 2019 году в д. Дубровка было зафиксировано 9 отключений водоснабжения, в 2020 году - 12 отключений. Данные отключения производились в связи с: очисткой каптажей (родников), устранений утечек в колодце, утечкой по трассе (1 факт в марте 2020 г.). Вместе с тем проведенной проверкой установлено, что действующая система водоснабжения не может обеспечить нужды потребителей в летний засушливый период, поскольку дебит водоисточников не отвечает потребляемым населением объемам водоснабжения. Так, согласно объяснениям начальник участка ОГКП «Ульяновский областной водоканал» резервуар, собирающий воду из каптажей и родников в д. Дубровка имеет объем 10 куб.м. (фактически из него возможно выкачать лишь 8 куб.м.), наполняется в среднем около 8 час, после чего автоматически включается насос который откачивает ее в систему в полном объеме за 40 мин. Однако в связи с большим водоразбором вода находится в системе примерно 2-2,5 часа. Таким образом, фактически вода в летний период времени поступает абонентам 3 раза в сутки по 8 кубов. То есть, вода в деревне присутствует порядка 8 часов в день, при этом в верхней точке деревни вода поступает в меньшей продолжительности времени. Кроме того, согласно выписке из реестра МО «Ульяновский район» от 17.06.2020 за № 497 водопроводная система, расположенная в д. Дубровка, в муниципальной собственности не числится и фактически является бесхозяйным недвижимым имуществом, которое не находится в аренде у ОГКП «Ульяновский областной водоканал» (однако фактически находится в его обслуживании). Наличие на территории д. Дубровка бесхозяйной водопроводной системы не позволяет обеспечить ее безопасную эксплуатацию в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), а именно принять меры, направленные на защиту централизованной системы холодного водоснабжения от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению является администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 Устава МО «Ульяновский район» Ульяновской области администрация муниципального образования «Ульяновский район» осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Ульяновский район», в соответствии с действующим законодательством. Согласно ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации. Количество граждан, проживающих на территории д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области, постоянно изменяется в виду естественных факторов (прибытие или убытие), демографических изменений (рождение и смерти), в связи с чем является неопределенным. Просит обязать МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области организовать холодное водоснабжение круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в жилые дома и до водозаборных колонок. Обязать МУ «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества -водопроводную систему, расположенную в д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области. Помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Ананьев В.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в ходе проведенной проверки в д.Дубровка было установлено, что администрация района игнорирует требования по водоснабжению в населенном пункте. Все основные доводы расписаны в иске, о том, что дебет водооисточников не отвечает нормам в летний период. На данный момент сеть водоснабжения в д.Дубровка не находится в муниципальной собственности. В настоящее время полив не столь активен, поэтому проблем с водой нет. Иск просит удовлетворить. Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что в настоящее время водоснабжение д. Дубровка осуществляется из 3 каптажей по существующему водопроводу. Обслуживание и ремонт сетей водоснабжения в д. Дубровка фактически осуществляет ОГКП «Ульяновский областной водоканал». По данным Федеральной службы государственной статистики Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области численность населения в д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области по состоянию на 01.01.2020г. составляет 44 человека. Вопросы организации водоснабжения МУ Администрация МО «Ульяновский район» решаются планово, так как район является дотационным. В зависимости от выделяемых в соответствующем году денежных средств регионом (субсидий) и получении дополнительных доходов, решаются первоочередные задачи. Так, в 2016 -2017 гг. проведен капитальный ремонт резервуара накопителя по адресу ***, р.***. Стоимость муниципального контракта составила 3 499 тыс. руб. Для увеличения дебита воды в р.п. Ишеевка администрацией МО Ульяновский район» в июле 2018 года заключен договор с ООО «Спецводстрой» на промывку скважины №3 в р.п. Ишеевка. В начале августа 2018 года подрядчиком по указанному договору выполнены работы по гидродинамической очистке скважины №3, в результате чего дебит поднимаемой воды увеличился в 2,5-3 раза. В соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 2012, разделом 5 п. 5.1 при проектировании систем водоснабжения населенных пунктов удельное среднесуточное (за год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения должно приниматься по таблице №1. В соответствии с указанным расчетом, главным инженером ОГКП «Ульяновский областной водоканал» К.А.А. произведен расчет водопотребления жителей р.п. Ишеевка, который составил 3270, 2 куб. м. в сутки. 03.06.2019г. заключен договор, на основании которого проведено обследование трех водозаборных скважин р.п. Ишеевка (стоимость 60000 руб.). Постановлением МУ Администрация МО «Ульяновский район» №1500 от 15.11.2019г. утверждена муниципальная программа «Повышение качества водоснабжения на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение» на 2020-2024годы». Объем финансирования по программе составил 42,1 тыс. руб. -средства бюджета МО «Ишеевское городское поселение». Постановлением № 662 от 08.06.2020 внесены изменения в объем финансирования - 776,54 тыс. руб. Запланировано в соответствии с программой в р.п. Ишеевка: 2020 г. бурение скважины - 743,74 тыс. руб., 2021 г. ремонт водопровода по ул. Мира 5,7 тыс. руб., 2023 г. замена участка сетей водопровода 8.9 тыс. руб., 2024 г. замена участка сетей водопровода 10,0 тыс. руб. Кроме того, на статью расходов в области жилищно-коммунального хозяйства заложены лимиты в общей сумме 2 656 644,53 руб. В рамках вышеуказанной Программы Муниципальным учреждением Администрация муниципального образования «Ульяновский район» запланирована и проводится работа по строительству артезианских скважин для р.п.Ишеевка. 26.03.2020 в Министерство энергетики ЖКХ и городской среды Ульяновской области направлено письмо о включении дополнительно в подпрограмму «Чистая вода» ремонт водозаборных сооружений в р.п. Ишеевка, ремонт скважины №10 сметной стоимостью 889,76 тыс. руб. 08.06.2020 в Министерство направлен пакет документов на ремонт скважины №10. Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года N 37/411-П утверждена Государственная программа Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014 -2020 годы. В ней имеется подпрограмма «Чистая вода». Мероприятия по развитию объектов водоснабжения включают в себя строительство новых и реконструкцию существующих систем водоснабжения. Срок реализации подпрограммы-2014-2020 годы. Система мероприятий подпрограммы направлена на обновление основных средств, используемых для осуществления водоснабжения и водоотведения, обеспечение необходимой технологической надежности систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, развитие и модернизацию систем водоснабжения населенных пунктов Ульяновской области. Для достижения поставленных задач подпрограммой предусмотрено предоставление из областного бюджета Ульяновской области субсидий бюджетам поселений и городских округов Ульяновской области в целях софинансирования расходных обязательств поселений и городских округов Ульяновской области, возникающих в связи с реализацией следующих мероприятий, предусмотренных муниципальными программами по развитию систем водоснабжения и (или) водоотведения в городском округе или поселении Ульяновской области (далее -субсидии): строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения; ремонт объектов водоснабжения и водоотведения; подготовка проектной документации, включающей соответствующие сметы, выполнение изыскательских работ, и проведение государственной (негосударственной) экспертизы проектной документации, включающей соответствующие сметы, для строительства, реконструкции и ремонта объектов водоснабжения и водоотведения (далее - подготовка проектной документации); погашение кредиторской задолженности по оплате ранее выполненных работ по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, ремонту объектов водоснабжения и водоотведения, подготовке проектной документации (далее-погашение кредиторской задолженности). Организацию управления подпрограммой и текущий контроль за ходом ее реализации осуществляет Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Администрацией МО «Ульяновский район» нарушений законодательства допущено не было. МУ Администрация МО «Ульяновский район» не осуществляет подачу воды в жилые дома и до водозаборных колонок. За бесперебойность и надлежащее качество отвечает водоснабжающая организация. В настоящее время и в течение всего года, за исключением летнего периода, когда осуществляется большой водоразбор и полив огородов, указанного в иске 04.07.2020 по на территории д.Дубровка осуществляется холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно, обеспечивая жителей холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах.. Исковые требования являются общими для всей системы организации водоснабжения и предоставления услуг по водоснабжению. В качестве доводов для удовлетворения исковых требований в заявленном виде приводятся лишь указание на короткие перебои в подаче воды, которые на момент рассмотрения устранены. Каким образом ответчик должен исполнить решение суда истцу не известно. Истец полагает, что ответчик самостоятельно должен определить объем и мероприятия для исполнения решения суда. Требования в иске не конкретизированы. Сроки исполнения не обозначены. Для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводную систему, расположенную в д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области необходимо провести следующие работы: составить технический паспорт водопровода (он отсутствует), это технически не просто, так как точное расположение водопровода не известно. После составления технического паспорта, необходимо поставить объект на кадастровый учет. И уже при наличии указанных документов, возможно обращаться с заявлением. На это необходимы денежные средства в сумме не менее 200 000 руб. и время не менее чем 6 месяцев. Срок по данным требованиям в иске не определен. В связи с чем, исполнить решение суда своевременно не представится возможным. Кроме того, МУ администрация МО «Ульяновский район» не отказывалось и не отказывается в добровольном порядке обратиться в соответствии требованиями за постановкой на учет водопровода. Для этого в настоящее время предпринимаются все меры. Представление прокурора Ульяновского района Ульяновской области по вопросам нарушения закона по д.Дубровка не поступало. В иске просит отказать. Представитель заинтересованного лица ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В предоставленном суду отзыве указал, что источниками водоснабжения деревни Дубровка являются 3 каптированных родника с дебитом от 20 до 28 м3/сутки. Водопроводные сети выполнены из чугунных и стальных труб 1970-80-х годов постройки, имеющие большой физический износ. Потребность жителей на хозяйственные и питьевые нужды, согласно нормативу, составляет 14 м3/сутки и дополнительно в поливочный сезон 20 м3/сутки, таким образом перебои с водоснабжением возникают только в поливочный сезон с мая по сентябрь. Для исключения дефицита питьевой воды необходимо произвести капитальный ремонт водопроводных сетей в д. Дубровка, а также подключение водопровода д. Дубровка к магистральному водопроводу от скважины с. Новая Беденьга. Решение оставляет на усмотрение суда. Суд на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке. Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. Согласно пп. 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. На основании ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. Согласно пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению -круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к Правилам. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного приложения допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. В соответствии с Правилами, а также п. 7.4 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» актуализированной редакции СНиП 2.04.-02-84, утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14 (далее - Свода правил СП 31.13330.2012) для населенных пунктов с численностью населения менее 5 тысяч человек величина допускаемого снижения подачи воды та же длительность снижения подачи не должна превышать 15 суток, а единовременный перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 24 ч, в населенных пунктах от 5 до 50 тысяч человек длительность снижения подачи не должна превышать 10 суток, а единовременный перерыв в подаче воды при снижении подачи ниже указанного предела допускается на время не более чем на 6 ч. Пп. «а» п. 31 Правил определено, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. На основании пп. «а» п. 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. С целью создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации Госстроем России утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций (Приказ от 30 декабря 1999 г. №168). Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (ПТЭ) регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм. В соответствии с пунктом 2.10.1 ПТЭ водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта. Технологические емкости должны иметь объем, достаточный для обеспечения оптимального режима работы сооружений и устройств каждого звена технологической цепочки. Распределительные емкости должны обеспечивать бесперебойность подачи воды потребителям как при нормальном техническом состоянии системы подачи и распределения воды, так и при возникновении аварийных ситуаций, а также оптимальный режим работы всего комплекса сооружений и устройств системы как единого целого. При нормальном техническом состоянии системы должна обеспечиваться бесперебойная подача расчетных (проектных) расходов воды. При аварийных ситуациях снижение подачи воды не должно превышать допускаемого по проекту системы (в зависимости от ее категории). Системы хозяйственно-питьевого назначения должны обеспечивать круглосуточную подачу воды потребителям (пункты 2.11.2, 2.11.3 ПТЭ). Из содержания ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что организация водоснабжения населения на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Установлено, что в настоящее время водоснабжение д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области осуществляется из 3 каптажей по существующему водопроводу. Обслуживание и ремонт сетей водоснабжения в д. Дубровка фактически осуществляет ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Согласно выписки из реестра МО «Ульяновский район» водопроводная система, расположенная по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, д.Дубровка в реестре муниципальной собственности МО «Ульяновский район» Ульяновской области не числится. По данным Федеральной службы государственной статистики Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области численность населения в д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области по состоянию на 01.01.2020г. составляет 44 человека. В соответствии с договором, заключенным между МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» о передаче во временное владение и пользование объектов водоснабжения, расположенных в Ульяновском районе, все они переданы во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Уставом учреждения. Таким образом, услуги по водоснабжению, в т.ч. д.Дубровка, с 01.11.2018 года оказывает ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Как установлено, в состав Ульяновского района входят 1 городское и 5 сельских поселений, из них: Ишеевское городское поселение: р.п. Ишеевка, д.Салмановка, с. Полдомасово, д. Максимовка, д. Линевка, д. Дубровка, с. Новая Беденьга, пос.Сланцевый Рудник. В судебном заседании установлено, что в 2016 - 2017 гг. проведен капитальный ремонт резервуара накопителя по адресу ул. Новокомбинатовская, р.п. Ишеевка. Стоимость муниципального контракта составила 3 499 тыс. руб. Для увеличения дебита воды в р.п. Ишеевка администрацией МО Ульяновский район» в июле 2018 года заключен договор с ООО «Спецводстрой» на промывку скважины №3 в р.п. Ишеевка. В начале августа 2018 года подрядчиком по указанному договору выполнены работы по гидродинамической очистке скважины №3, в результате чего дебит поднимаемой воды увеличился в 2,5-3 раза. В соответствии с СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» 2012, разделом 5 п. 5.1 при проектировании систем водоснабжения населенных пунктов удельное среднесуточное (за год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения должно приниматься по таблице №1. Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в соответствии с указанным расчетом, главным инженером ОГКП «Ульяновский областной водоканал» К.А.А. произведен расчет водопотребления жителей р.п. Ишеевка, который составил 3270, 2 куб. м. в сутки. Из материалов дела следует, что 03.06.2019г. заключен договор, на основании которого проведено обследование трех водозаборных скважин р.п. Ишеевка (стоимость 60000 руб.). Постановлением МУ Администрация МО «Ульяновский район» №1500 от 15.11.2019г. утверждена муниципальная программа «Повышение качества водоснабжения на территории муниципального образования «Ишеевское городское поселение» на 2020-2024годы». Объем финансирования по программе составил 42,1 тыс. руб. - средства бюджета МО «Ишеевское городское поселение». Постановлением №662 от 08.06.2020 внесены изменения в объем финансирования - 776,54 тыс. руб. Запланировано в соответствии с программой в р.п. Ишеевка: бурение скважины - 743,74 тыс. руб., ремонт водопровода по ул. Мира 5.7 тыс. руб., замена участка сетей водопровода 8.9 тыс. руб., замена участка сетей водопровода 10,0 тыс. руб. На статью расходов в области жилищно-коммунального хозяйства заложены лимиты в общей сумме 2656644,53 руб. В судебном заседании установлено, что в рамках вышеуказанной Программы Муниципальным учреждением Администрация муниципального образования «Ульяновский район» запланирована и проводится работа по строительству артезианских скважин для р.п. Ишеевка. Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года N 37/411-П утверждена Государственная программа Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014 -2020 годы. В ней имеется подпрограмма «Чистая вода». Целями подпрограммы являются улучшение уровня жизни населения и повышение качества предоставления коммунальной услуги холодного водоснабжения и водоотведения. Мероприятия по развитию объектов водоснабжения включают в себя строительство новых и реконструкцию существующих систем водоснабжения. Срок реализации подпрограммы 2014-2020 годы. Система мероприятий подпрограммы направлена на обновление основных средств, используемых для осуществления водоснабжения и водоотведения, обеспечение необходимой технологической надежности систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, развитие и модернизацию систем водоснабжения населенных пунктов Ульяновской области. Организацию управления подпрограммой и текущий контроль за ходом ее реализации осуществляет Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. 26.03.2020 в Министерство энергетики ЖКХ и городской среды Ульяновской области направлено письмо о включении дополнительно в подпрограмму «Чистая вода» ремонт водозаборных сооружений в р.п. Ишеевка, ремонт скважины №10 сметной стоимостью 889,76 тыс. руб. 08.06.2020 в Министерство Администрацией направлен пакет документов на ремонт скважины №10. Проведенной прокуратурой Ульяновского района проверкой установлено, что водопроводная сеть в д. Дубровка Ульяновского района имеет износ - 90 %. В судебном заседании также установлено, что в 2019 году в д. Дубровка было зафиксировано 9 отключений водоснабжения, в 2020 году - 12 отключений. Данные отключения производились в связи с: очисткой каптажей (родников), устранений утечек в колодце, утечкой по трассе (1 факт в марте 2020 г.). Согласно объяснениям начальник участка ОГКП «Ульяновский областной водоканал» резервуар, собирающий воду из каптажей и родников в д. Дубровка имеет объем 10 куб.м. (фактически из него возможно выкачать лишь 8 куб.м.), наполняется в среднем около 8 час, после чего автоматически включается насос который откачивает ее в систему в полном объеме за 40 мин. Однако в связи с большим водоразбором вода находится в системе примерно 2-2,5 часа. Как установлено, в настоящее время обеспечение питьевой воды населения нормализовано, что подтверждено помощником прокурора в судебном заседании. При этом самим же прокурором указано, что перебои с водоснабжением наблюдаются только в летний засушливый период. Прокурором заявлены требования об обязании организовать на территории д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водозаборных колонок. Однако, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска прокурора. Как установлено, на территории д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области водоснабжение населения граждан холодной питьевой водой надлежащего качества организовано. Факт недостаточности питьевой воды в летний период (по причине использования питьевой воды для полива и в засушливый период, кратковременно) сам по себе не может являться достаточным обстоятельством для удовлетворения исковых требований прокурора. Объективно рассчитать необходимую потребность для летнего засушливого периода невозможно. Между тем, как установлено, Администрацией МО «Ульяновский район» предпринимаются реальные действия, направленные на улучшение водоснабжения в Ишеевском городском поселении. Денежные средства на вопросы организации водоснабжения в бюджет заложены. При этом прокурором в иске и в судебном заседании не указано, какие именно конкретные действия Администрация должна была провести и что именно ею не исполнено в части организации водоснабжения. Достаточных и убедительных доказательств, что со стороны МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области не организовано водоснабжение д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области, прокурором суду не предоставлено. В настоящее время на территории д.Дубрвока осуществляется холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водозаборных скважин. Короткие перебои в подаче воды, которые имели место быть, на момент рассмотрения устранены. Оценивая совокупность исследованных в суде доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области организовать на территории д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водозаборных колонок по указанным выше основаниям. В части административных исковых требований об обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества суд приходит к следующему. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ № 931) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению является администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 Устава МО «Ульяновский район» Ульяновской области администрация муниципального образования «Ульяновский район» осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Ульяновский район», в соответствии с действующим законодательством. Наличие на территории д. Дубровка бесхозяйной водопроводной системы не позволяет обеспечить ее безопасную эксплуатацию в соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон №416-ФЗ), а именно принять меры, направленные на защиту централизованной системы холодного водоснабжения от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Поскольку водопроводная система, расположенная в д. Дубровка, в муниципальной собственности не числится и фактически является бесхозяйным недвижимым имуществом, то следует обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества -водопроводной системы, расположенной в д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области. Учитывая обстоятельства дела, а также то, что для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - водопроводную систему, расположенную в д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области необходимо подготовить необходимую документацию, решить, выделение денежных средств, суд считает, что исполнение решения суда подлежит в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст.174- 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Административные исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично. Обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества -водопроводной системы, расположенной в д. Дубровка Ульяновского района Ульяновской области. В удовлетворении административных исковых требований прокурора Ульяновского района Ульяновской области к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области об обязании МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области организовать на территории д.Дубровка Ульяновского района Ульяновской области холодное водоснабжение, круглосуточно и бесперебойно обеспечивая потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах в жилые дома и до водозаборных колонок, отказать. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ульяновский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: И.Г. Трубачёва |