Дело № 2а-1-4377/2022
УИД 77RS0027-02-2022-006743-02
Решение
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Григорьевой А.С.,
с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФКУ «ИК-13» УФСИН России по Саратовской области, заинтересованного лица УФСИН России по Саратовской области в лице ФИО3, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 13» УФСИН России по Саратовской области о признании незаконными действий (бездействий) администрации ФКУ «ИК-13» УФСИН России по Саратовской области,
установил:
ФИО2 обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области, выразившееся в непредоставлении информации об изменении порядка и условий отбывания наказания а именно в ст. 114 ч.2 УИК РФ, а также в нерассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, непредоставлении ответа по результатам его обращения, обязав административного ответчика устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указывает, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-13 УФСИН России. В соответствии с ч. 1 ст. 12 УИК РФ осужденные имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания, назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения, исполняющего наказание обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также ознакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.
В соответствии с ч.4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, исполняющего наказание и другие вышестоящие органы управления исправительными учреждениями и органами, исполняющими наказание.
Согласно ч.6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения. Заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством сроки (30 дней либо незамедлительно) и довести принятые решения до сведения осужденных.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением к начальнику ФКУ ИК-13 УФСИН РФ по Саратовской области о разъяснении нормативных актов, федерального закона либо других изменений уголовно-процессуального законодательства РФ, на основании которых администрация ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области изменила установленные ч.2 ст. 114 УИК РФ правила применения мер поощрения к осужденным, которые выражены в том, что в порядке поощрения осужденным в течении 1 года может быть разрешено получение дополнительно либо до 4 посылок, либо до 4 передач. При этом, если осужденному в порядке поощрения разрешено получение посылки, то вместо получения посылки осужденные не может получить передачу и наоборот.
Неправильно истолковав закон, администрация ФКУ ИКУ 13 УФСИН России по Саратовской области создает для осужденных (здесь административный истец фактически выступает в защиту неопределенного круга лиц) осуществлять свои права и обязанности, установленные действующим законодательством России, что также отражается на условиях жизни семьи осужденных.
Полагает, что из указанных действий (бездействий) администрации ФКУ ИК-13 УФСИН России возникают вопросы о правах осужденных, предусмотренных п. «в» ч.1 ст. 125 УИК РФ, поскольку администрация исправительного учреждения в любое время и по своему усмотрению может отказать в получении посылки, ссылаясь на передачу или наоборот, так как данная статья УИК не кнкретизирует, что именно разрешено получать осужденному, - посылку или передачу.
В судебном заседании ФИО2 заявленные требования, по изложенным в административном иске обстоятельствам, поддержал в полном объеме.
Представитель ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области по доверенности ФИО3, действующая также в интересах заинтересованного лица УФСИН РФ по Саратовской области, в судебном заседании заявленные административным истцом требования не признала, подтвердив изложенные в письменных возражениях обстоятельства.
Заслушав лиц, участвующих в дела, исследовав материалы настоящего дела, а также материалы административного дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Аналогичные положения закреплены и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, урегулированы в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (далее - УК РФ).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией
Судом установлено, что ФИО4 отбывает наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области.
В ФКУ ИК-13 рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту Закон №59-ФЗ)
Согласно ч.2 ст.8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
При этом, согласно справки начальника канцелярии, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осужденный ФИО2 к администрации учреждения по личным вопросам не обращался.
Также, согласно справки начальника канцелярии, осужденный ФИО2, а также лица, действующие в его интересах, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к администрации учреждения с письменными обращениями не обращались.
Согласно ст.125 УИК РФ осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях особого режима, проживают в общежитиях (часть1). Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч двухсот рублей; б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года; в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях (часть 2). Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи тысяч восьмисот рублей; б) иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года; в) получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в помещениях камерного типа (часть 3). Им разрешается: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в части второй статьи 88 настоящего Кодекса, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере шести тысяч шестисот рублей; б) иметь два краткосрочных свидания и одно длительное свидание в течение года; в) получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов.
Данные права являются неотчуждаемыми правами осужденных, содержащихся в исправительной колонии особого режима.
За время отбывания наказания осужденный ФИО2 был поощрен дополнительной посылкой или передачей (Приказ №11-ос от 22.01.2021, Приказ №80-ос от 05.04.2021, Приказ №159-ос от 06.07.2021, Приказ №230-ос от 07.10.2021, Приказ №14-ос от 02.02.2022) формулировка, на которую ссылается осужденный отсутствует.
Статьей 113 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до тысячи пятисот рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, до трех часов в день на срок до одного месяца; досрочное снятие ранее наложенного взыскания.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме.
В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий (часть 2 статьи 114 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания (часть 4 статьи 114 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Относительно доводов ФИО4 в части применения названных положений УИК РФ, суд обращает внимание, что они направлены на защиту прав и законных интересов, связанных с реализацией положений ст. 113, 114 УИК РФ неопределенного курага осужденных, на что ФИО4 не имеет полномочий действовать в их интересах.
Также доводы ФИО4 сводятся к высказыванию своей позиции относительно наличия признаков неопределенности отдельных положений УИК РФ, что также не входит в предмет рассмотрения заявленных ФИО4 требований, а потому судом во внимание не принимаются.
Кроме того, суд при рассмотрении настоящего дела установил, что ФИО4 фактически продолжает выражать свое несогласие с приказом начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области № 91-с от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято решение о поощрении ряда осужденных, отбывающих наказания в названном исправительном учреждении, в число которых ФИО2, не включен. Данные обстоятельства были предметом рассмотрения иного административного дела по административному исковому заявлению ФИО4 и по которому ДД.ММ.ГГГГ состоялся судебный акт, а потому суд данные обстоятельства не подвергает повторному судебному контролю.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, обстоятельства, изложенные ФИО2 в административном иске о нарушении его прав и свобод, не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела, какие-либо изменения в ст. 114 УИК РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не вносились, а также исходя из системного анализа вышеприведенных норм права в круг обязанностей администрации исправительного учреждения в лице его начальника не входит разъяснение осужденному ФИО4 положений нормативных актов, в том числе и отдельных положений УИК РФ.
Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 13» УФСИН России по Саратовской области о признании незаконными действий (бездействий) администрации ФКУ «ИК-13» УФСИН России по Саратовской области, – отказать в полном.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: (подпись)
Верно.
Судья: С.В. Нуждин
Секретарь: ФИО6