ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-442/2023 от 31.08.2023 Кромского районного суда (Орловская область)

УИД 57RS0010-01-2023-000469-50 Дело № 2а-1-442/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2023 года пгт. Кромы

Кромской районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой Д.Н.,

при секретаре Золотаревой О.В.,

с участием представителя административного истца ФИО3, действующей на основании доверенности в деле,

административного ответчика военного комиссара Кромского и Троснянского района Орловской области – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к Военному комиссариату Кромского и Троснянского районов Орловской области о признании незаконным действия (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области (далее по тексту Управление, Управление Роспотребнадзора по Орловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Кромского и Троснянского районов Орловской области о признании незаконным действия (бездействия).

В обоснование требований указано, что в отношении должностного лица Управления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> Военным комиссариатом г.Орла принято решение о бронировании. Для зачисления ФИО1 на специальный воинский учет в военный комиссариат Кромского и Троснянского районов Орловской области было направлено извещение , однако данное извещение было возвращено по причине возрастного ограничения для зачисления на специальный воинский учет.

Ссылаясь на то обстоятельство, что в Упрвлении имеется мобилизационный орган, а ФИО1 является мобилизационным работником, в связи с чем он должен быть зачислен на специальный воинский учет вне зависимости от достижения возраста тридцати лет, административный истец просит суд признать незаконным бездействие (действие) Военного комиссариата Кромского и <адрес>ов <адрес> по отказу в приеме извещения АМ на забронированного сотрудника ФИО1 для зачисления на специальный воинский учет, отказу в зачислении ФИО1 на специальный воинский учет и возврату извещения АМ ; обязать Военный комиссариат Кромского и Троснянского районов Орловской области принять извещение АМ и зачислить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, <адрес> на специальный воинский учет.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, Военный комиссариат Орловской области и Военный комиссариат г.Орла, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности в деле, административные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании военный комиссар Кромского и Троснянского районов Орловской области ФИО2 административные исковые требования не признал, полагал, что его действия по отказу в зачислении ФИО1 на специальный воинский учет являются законными и обоснованными, поскольку ФИО1, являясь специалистом 2 разряда Управления Роспотребнадзора должен был достичь возраста 30 лет для постановки его на специальный воинский учет. На момент бронирования ФИО1 не достиг тридцатилетия, в связи с чем, извещение АМ было возвращено в Управление Роспотребнадзора.

В судебное заседание представитель Военного комиссариата Орловской области, Военного комиссариата г.Орла, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФИО1, области не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в частности, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ч.1, 2 ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно п.16 Положения о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также проходящие службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации на должностях рядового и начальствующего состава.

Остальные военнообязанные состоят на общем воинском учете.

Аналогичные положения закреплены в п.14 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о мобилизационном органе Управления Роспотребнадзора по Орловской области, утвержденным приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 01.12.2011 № М 47с в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области для организации мобилизационной подготовки создан мобилизационный орган - назначен мобилизационный работник (л.д.22-23).

Приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 08.12.2022 № М2с утверждено Положение о мобилизационном работнике Управления Роспотребнадзора по Орловской области (л.д.24-25).

В соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 10.08.2021 № Mlс «Об организации мобилизационной работы» ответственным за ведение мобилизационной работы (мобилизационным работником) в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области назначен старший специалист 2 разряда отдела организации и обеспечения деятельности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.26).

Мобилизационный работник - старший специалист 2 разряда отдела организации и обеспечения деятельности ФИО1 на основании решения, принятого Военным комиссариатом <адрес>, был забронирован. В связи с этим были выданы подписанные удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время и извещение о зачислении на специальный воинский учет AM (л.д.16, 39).

Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в Военный комиссариат Кромского и Троснянского районов Орловской области 13.10.2022 направлено подписанное извещение AM на забронированного сотрудника ФИО1, для зачисления на специальный воинский учет (л.д.8).

Военным комиссариатом Кромского и Троснянского районов Орловской области письмом от 25.10.2022 № 8/2/2185 в Управление Роспотребнадзора по Орловской области возвращено извещение AM по причине возрастного ограничения для зачисления на специальный воинский учет ФИО1 (л.д.9).

Управлением Роспотребнадзора по Орловской области в Военный комиссариат Кромского и Троснянского районов Орловской области 30.12.2022 повторно направлено извещение AM № 3884546 для зачисления на специальный воинский учет ФИО1 с обоснованием обязательности его бронирования (л.д.10-11).

ДД.ММ.ГГГГ в Управление Роспотребнадзора по <адрес> поступило письмо Военного комиссариата Кромского и Троснянского районов Орловской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ с повторным отказом в зачислении на специальный воинский учет ФИО1, так как гражданин не достиг возраста для бронирования (л.д.12).

Суд не может согласиться с действиями Военного комиссариата Кромского и Троснянского районов Орловской области по возврату извещения АМ на забронированного сотрудника ФИО1 для зачисления на специальный воинский учет в связи с недостижением возраста 30 лет, считая такие действия незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, в том числе по заблаговременной подготовке органов государственной власти к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 31-ФЗ под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, в том числе переводу органов государственной власти на работу в условиях военного времени.

В силу ст.22-23 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки. Организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.Подпунктом 11 пункта 1 статье 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ на организации возложена обязанность по созданию военно – учетных подразделений, выполнении работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивание представления отчетности по бронированию. Кроме того, организации обязаны создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее - мобилизационные работники); разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий; проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время; выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Согласно статье 7 Федерального закона № 31-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, в том числе Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека, в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку, создают мобилизационные органы, разрабатывают мобилизационные планы.

В силу ст. 12 Федерального закона № 31-ФЗ федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы. Структура и штаты мобилизационных органов определяются исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. В зависимости от объема указанных заданий (заказов) или задач вместо создания мобилизационного органа могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям соответствующих федеральных органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и организаций. Положения о мобилизационных органах, создаваемых в федеральных органах государственной власти, утверждаются руководителями этих федеральных органов.

Как следует из представленного отзыва заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.10.2011 № М-20С «Об утверждении типовых положений» (гриф «Секретно») (далее - приказ № М-20С) Управлению Роспотребнадзора по Орловской области, поручено организовать и осуществлять мобилизационную подготовку, осуществлять задачи по мобилизационной работе, а также создать мобилизационные органы или назначить мобилизационного работника.

Также в территориальные органы Роспотребнадзора направлено Типовое положение о мобилизационной подготовке территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора, Типовое положение о мобилизационных органах территориальных органов и подведомственных организаций Роспотребнадзора, утвержденные приказом №М-20С в соответствии с которым в Управлении Роспотребнадзора по Орловской области создан мобилизационный орган и утверждено Положение о мобилизационном работнике.

В соответствии с пунктом 7 Типового положения о мобилизационной подготовке территориальных органов и организаций Роспотребнадзора, территориальные органы Роспотребнадзора определены как органы управления подведомственными организациями Роспотребнадзора на территории субъектов Российской Федерации. Роспотребнадзор через свои территориальные органы осуществляет руководство мобилизационной подготовкой, мобилизационное планирование, доводит до подведомственных организаций Роспотребнадзора сигналы оповещения, осуществляет координацию действий по их переводу на работу в условиях военного времени, применение специализированных формирований Роспотребнадзора на территории субъекта Российской Федерации.

Кроме того, приказом №М-20С и документами по мобилизационному планированию определены задачи по мобилизационной работе для территориальных органов Роспотребнадзора.

Полномочия по осуществлению Управлением Роспотребнадзора по Орловской области мобилизационной подготовки, а также контроль и координацию деятельности по мобилизационной подготовке ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» возложены на Управление Роспотребнадзора по Орловской области в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 714 (пункт 8.28).

Таким образом, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 № 714, приказами № М20с, от 30.03.2021 № М5с «Об установлении мобилизационных заданий подведомственным организациям Роспотребнадзора» (гриф «Секретно»), письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.10.2020 № Ml 82с «О направлении выписок из планов Роспоторебнадзора и разработке документов мобилизационного планирования» (гриф «Секретно»), Ежегодными организационными указаниями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по проведению мероприятий по мобилизационной подготовке в территориальных органах и подведомственных организациях Роспотребнадзора (гриф «Секретно»), Планом перевода Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на работу в условиях военного времени (гриф «Секретно») в территориальных органах Роспотребнадзора и подведомственных организациях Роспотребнадзора в обязательном порядке должны быть созданы мобилизационные органы (назначены мобилизационные работники) для выполнения и контроля за выполнением мобилизационных заданий и задач по мобилизационной работе.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, о несостоятельности доводов административного ответчика о том, что ФИО1 не является штатным работником режимно – секретных подразделений, мобилизационных органов и органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны предприятий и организаций, имеющих мобилизационные задания, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и опровергаются материалами дела.

Согласно пункту 37 раздела III Методических рекомендаций по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и работающих в организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденных постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 05.07.2017 № 16, Военные комиссариаты, получив от организаций извещения и списки, зачисляют граждан, прибывающих в запасе на спецучет.

В Перечне должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе ВС РФ специалистам 2 разряда, имеющих звание солдат (матрос) предоставляется отсрочка от призыва всем в возрасте старше 30 лет, а ограниченно годным к военной службе – в возрасте старше 27 лет (л.д.92-95).

Вместе с тем, в примечаниях к Перечню должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе ВС РФ, работающие в органах местного самоуправления и организациях даны разъяснения по предоставлению отсрочек: гражданам, пребывающим в запасе, имеющим ученую степень доктора наук или ученое звание профессора, а также гражданам, пребывающим в запасе, работающим на постоянной основе в режимно – секретных подразделениях, мобилизационных органах и органах, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны предприятий и организаций, имеющих мобилизационные задания и занимающим штатные должности в составе запасного пункта управления (ЗПУ), предусмотренные в настоящем Перечне, отсрочки от призыва предоставляются всем, независимо от воинского звания, состава и военно – учетной специальности ВУС.

Военным комиссариатом г. Орел 31.01.2023 была проведена проверка Управления Роспотребнадзора по Орловской области по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации. По результатам проверки установлено, что бронирование граждан, пребывающих в запасе ведется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Данная информация подтверждена записью в журнале проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации (л.д.114)

Кроме того, в мае 2023 года проводилась проверка по вопросам организации и ведения мобилизационной работы, воинского учета и бронирования Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, нарушений при организации и осуществлении бронирования должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Орловской области не установлено.

Таким образом, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт нарушения прав административного истца действиями административного ответчика по отказу в приеме извещения АМ на забронированного сотрудника ФИО1 для зачисления на специальный воинский учет, а также действиями по возврату такого извещения, поскольку для бронирования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющегося мобилизационным работником Управления и постановке его на специальный воинский учет, возрастной ценз не применяется.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования в части признания вышеуказанных действий Военного комиссариата Кромского и Троснянского районов Орловской области незаконными.

При этом, суд не может удовлетворить требования административного истца по возложению на Военный комиссариат обязанностей по принятию извещения о бронировании и постановке на специальный воинский учет ФИО1, так как решение данного вопроса судом противоречит нормам действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области к Военному комиссариату Кромского и Троснянского районов Орловской области о признании незаконным действия (бездействия) – удовлетворить частично.

Признать отказ Военного комиссариата Кромского и Троснянского районов Орловской области в приеме извещения АМ на забронированного сотрудника ФИО1 для зачисления на специальный воинский учет, действия по возврату извещения АМ - незаконными.

Обязать Военный комиссариат Кромского и Троснянского районов Орловской области повторно рассмотреть вопрос о зачислении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на специальный воинский учет.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 08 сентября 2023 года.

Председательствующий Д.Н.Давыдова