ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-444/18 от 18.10.2018 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-1-444/2018

64RS0035-01-2018-000553-61

Решение

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 года р.п. Степное

Советский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Музаевой О.Ю.,

при секретаре судебного заседания Максимовой А.И.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Советского района Саратовской области Воеводина А.А.,

представителя административного ответчика администрации Советского муниципального района Саратовской области Красновой С.В., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании с извещением сторон административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации Советского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие по непринятию мер к приведению в соответствие вида разрешенного использования земельных участков «малые архитектурные формы» категории «земли сельскохозяйственного назначения»,

установил:

в Советский районный суд <адрес> обратился прокурор с указанным административным исковым заявлением, уточненным в судебном заседании, к администрации Советского муниципального района <адрес> мотивируя свои требования тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельность администрации Советского муниципального района <адрес> на предмет соблюдения законности земельного законодательства, в ходе которой установлено, что на территории Советского муниципального района находится земельные участки с кадастровыми номерами , расположенный в <данные изъяты>. южнее р.<адрес>, общей площадью <данные изъяты>. и , расположенный в <данные изъяты>. южнее р.<адрес>, общей площадью <данные изъяты> Согласно имеющимся выпискам из Единого государственного реестра недвижимости категория земель вышеуказанных земельных участков - «Земли сельскохозяйственного назначения». В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как водному объекту. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться лишь по установленному в ст. 78 ЗК РФ целевому использованию. Однако, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что у указанных земельных участков с установленной категорией земель «Земли сельскохозяйственного назначения» расположенные в территориальной зоне Р2 (зона рекреационо-ландшафтных территорий) изменен вид разрешенного использования- с вида «для сельскохозяйственного назначения» на «малые архитектурные формы», что противоречит действующему земельному законодательству.

Представитель административного истца помощник прокурора Воеводин А.А. административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иском заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Советского муниципального района Саратовской области Краснова С.В., действующая по доверенности, возражала против исковых требований по основаниям, изложенным в возражении, пояснив, что в полномочия муниципального образования входит изменение вида разрешенного использования земельных участков. Поскольку спорные земельные участки расположены в территориальной зоне Р-2, а это зона реакрационно-ландшафтных территорий, виды разрешенного использования которого: лесные массивы, санитарно-защитные лесополосы, малые архитектурные формы, площадки для выгула собак коммунальное обслуживание, трансформаторные подстанции, отдельно стоящие котельные небольшой мощности, газораспределительные подстанции, в связи с чем, администрация приняла решение об изменении вида разрешенного использования данных участков с «для сельскохозяйственного использования» на «малые архитектурные формы».

Суд, рассмотрев административное исковое заявление, изучив материалы дела и заслушав мнения сторон, приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что, земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты> с местоположением: в <данные изъяты>. южнее р.<адрес> и площадью <данные изъяты>., в <данные изъяты> южнее р.<адрес>, относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «малые архитектурные формы», что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 17, 21).

Постановлениями главы Советского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ и , земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты> и площадью <данные изъяты> изменен вид разрешенного использования данных участков с «для сельскохозяйственного назначения» на «малые архитектурные формы» (л.д. 14, 15).

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.ч. 2 и 3 ст. 36).

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).

Это предполагает закрепление требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования (статьи 77, 78 и 79). Аналогичное по смыслу положение содержится в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (подпункт 1 пункта 3 статьи 1). Тем самым правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч. 2 ст. 77 ЗК РФ).

Статья 78 ЗК РФ определяет виды использования земель сельскохозяйственного назначения - ведение сельскохозяйственного производства, создание защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, содержание данного вида разрешенного использования (для сельскохозяйственного использования) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственного использования в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Кроме того, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования «малые архитектурные формы» предусмотрен категорией земельных участков (территорий) общего пользования, где предусматривается размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства (код 12.0).

Доводы ответчика о том, что вид разрешенного использования изменен в связи с нахождением данных земельных участков в зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р- 2, суд находит не состоятельным поскольку Правила землепользования и застройки в части отнесения спорных земельных участков к зоне Р-2 противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – земельное и градостроительное законодательство.

Учитывая, что спорные земельные участки, относящиеся к категориям земель сельскохозяйственного назначения, имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, суд приходит к выводу, что допустимы лишь те виды использования, данных земельных участков которые прямо предусмотрены в п. 1.1-1.18 указанного Классификатора.

Кроме того, администрация Советского муниципального района Саратовской области с ходатайством о переводе данных земельных участков из состава земель одной категории в другую либо с мотивированным заявлением (с приложением необходимых документов) о включении земельного участка в границы населенного пункта в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ, в уполномоченный орган не обращался, - доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Советского района Саратовской области к администрации Советского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие по непринятию мер к приведению в соответствие вида разрешенного использования земельных участков «малые архитектурные формы» категории «земли сельскохозяйственного назначения», в полном объёме.

Руководствуясь статями 175-180 КАС РФ, суд:

решил:

административные требования прокурора Советского района Саратовской области к администрации Советского муниципального района Саратовской области, о признании незаконным бездействие по непринятию мер к приведению в соответствие вида разрешенного использования земельных участков «малые архитектурные формы» категории «земли сельскохозяйственного назначения».

Признать незаконным бездействие администрации Советского муниципального района Саратовской области, по непринятию мер к приведению в соответствие вида разрешенного использования земельных участков «малые архитектурные формы» категории «земли сельскохозяйственного назначения».

Обязать администрацию Советского муниципального района Саратовской области произвести мероприятия по привидению в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , общей площадью с местоположением: в <данные изъяты>. южнее р.<адрес> «малые архитектурные формы» категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения».

Обязать администрацию Советского муниципального района <адрес> произвести мероприятия по привидению в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> с местоположением: в <данные изъяты>. южнее р.<адрес>, «малые архитектурные формы» категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения».

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Саратовской области.

Судья О.Ю. Музаева