ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-454/2021 от 30.04.2021 Балашовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-454/2021

64RS0007-01-2021-001248-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 апреля 2021 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего Каштановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Савченковой Е.А.,

с участием административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <данные изъяты> к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о признании бездействий незаконными, о возложении обязанности ознакомить с материалами проверки,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика по рассмотрению её обращения от 01 декабря 2020 года, 21 декабря 2020 года о предоставлении для ознакомления материалов проверки, обязать административного ответчика ознакомить её с материалами проверки по факту обращения относительно вопроса незаконного переустройства или переоборудования систем водоснабжения и водоотведения в квартирах и в <адрес> по ул. <адрес> в
<адрес>, на основании которого дан ответ № Е-6/03 от 06 февраля 2020 года, предоставить возможность изготовить копии материалов проверки, в том числе, с применением фотофиксации. Требования мотивированы тем, что в 2019 году она обратилась в адрес прокуратуры г. ФИО2 с просьбой провести проверку по факту незаконной реконструкции ООО «Мой дом» системы водоснабжения и водоотведения в принадлежащей ей на праве собственности <адрес> доме
по <адрес> в <адрес>. Указанное обращение направлено в адрес администрации Балашовского муниципального района Саратовской области. Письмом от 06 февраля 2020 года № Е-6/03 администрация Балашовского муниципального района Саратовской области сообщила о завершении проверки по переоборудованию. 01 декабря 2020 года она обратилась к главе Балашовского муниципального района Саратовской области с просьбой ознакомиться с материалами проверки и изготовления копий материалов. Письмом от
14 декабря 2020 года № Е-114н/03 администрация сообщила, что в ходе проверки нарушений не выявлено, составлен акт инспекционной проверки от
23 января 2020 года. Материалы проверки для ознакомления не представлены. В ответ на повторное обращение от 21 декабря 2020 года с просьбой предоставить для ознакомления материалы проверки и направить по месту жительства истца специалиста для определения соответствия строительным нормам и правилам системы водоснабжения и водоотведения администрация сообщила, что работы в квартире истца проведены. Материалы проверки для ознакомления не представлены. В ответ на обращение от 25 января 2021 года глава администрации Балашовского района Саратовской области рекомендовал обратиться заявителю за судебной защитой. Административный истец полагает, что бездействие административного ответчика нарушает её право на рассмотрение письменного обращения, а также права, предусмотренные п. 2 ст. 24 Конституции РФ.

Представитель администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, согласно возражениям на административное исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.

В судебном заседании административный истец, ФИО1, поддержала административные исковые требования.

В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав участника процесса, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.

Как следует из материалов дела, 30 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в адрес прокуратуры г. ФИО2 с просьбой провести проверку по факту незаконной реконструкции обществом с ограниченной ответственностью «Мой дом» системы водоснабжения и водоотведения в принадлежащей ей на праве собственности <адрес> по ул. <адрес> в г. Балашове. Данное обращение было перенаправлено в адрес администрации Балашовского муниципального района Саратовской области.

На основании поступившего заявления ФИО1 комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области была проведена проверка по факту переустройства системы водоснабжения и водоотведения в <адрес> по ул. <адрес> в г. Балашове.

По результатам проверки составлен акт инспекционной проверки от
23 января 2020 года, согласно которому установлено, что в <адрес> доме
по ул. <адрес> в г. Балашове произведены работы по частичной замене стояков системы водоснабжения и водоотведения, участок трубопровода заменен в связи с его аварийным состоянием.

Письмом от 06 февраля 2020 года № Е-6/03 администрация Балашовского муниципального района Саратовской области сообщила ФИО1 о результатах проведенной проверки.

01 декабря 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области с просьбой ознакомить её с материалами проверки по вопросу незаконного переустройства или переоборудования системы водоснабжения в квартирах и в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, а также просила предоставить возможность изготовить копии материала проверки, в том числе, с применением фотофиксации (л.д. 6).

В ответ на указанное обращение письмом от 14 декабря 2020 года № Е-114н/03 администрация Балашовского муниципального района Саратовской области сообщила ФИО1, что специалистами комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района 23 января 2020 года по результату проведения обследования переустройства системы водоснабжения и водоотведения в жилом помещении не выявлено, составлен акт инспекционной проверки от 23 января 2020 года, который выдан ей нарочно. Ответ получен ФИО1 16 декабря 2020 года (л.д. 10).

21 декабря 2020 года ФИО1 повторно обратилась в администрацию Балашовского муниципального района Саратовской области с просьбой ознакомить её с материалами проверки по вопросу незаконного переустройства или переоборудования системы водоснабжения в квартирах и в <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, а также просила предоставить возможность изготовить копии материала проверки, в том числе, с применением фотофиксации, направить специалистов в принадлежащую ей квартиру для определения соответствия строительным нормам и правилам замены участка общедомовой инженерной системы водоснабжения и водоотведения (л.д. 8).

Письмом от 14 января 2021 года № Е-2312/06 администрация Балашовского муниципального района Саратовской области повторно сообщила, что специалистами комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района 23 января 2020 года при проведении визуального осмотра систем водоснабжения и водоотведения в жилом помещении , самовольного переустройства инженерных систем водоснабжения и водоотведения не выявлено. Произведены работы по замене аварийного участка внутридомовой инженерной системы водоснабжения и водоотведения, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данные работы произведены силами управляющей компании обществом с ограниченной ответственностью «Мой дом». Заявителю разъяснено право обратиться за судебной защитой в рамках гражданского судопроизводства (л.д. 11).В письме администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 09 февраля 2021 года № Е-127/03 на обращение ФИО3 от
01 февраля 2021 года по вопросу проведения текущего ремонта внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>, разъяснено, что проверка была инициирована Государственной жилищной инспекцией Саратовской области, соответственно для ознакомления с материалами проверки необходимо обращаться в инспекцию.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

На основании ч. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения.

Из представленного ответа администрации Балашовского муниципального района от 14 декабря 2020 года усматривается, что заявителю разъяснены результаты проведенной проверки по факту переустройства системы водоснабжения и водоотведения в принадлежащей ей квартире, указано, что акт инспекционной проверки от 23 января 2020 года выдан ей нарочно.

В последующем ответе администрации Балашовского муниципального района от 14 января 2021 года № Е-2312/06 на повторное обращение заявителя было также сообщено о результатах проведенной проверки и разъяснено право на судебную защиту в порядке гражданского судопроизводства.

Обращение ФИО1 рассмотрено в установленные Федеральным законом № 59-ФЗ сроки, ответ на обращение получен заявителем, что последним не оспаривается.

Довод административного истца о том, что её обращение не было исполнено в части ознакомления с материалами проверки, не является основанием для признания бездействия администрации Балашовского муниципального района Саратовской области незаконным в связи со следующим.

Согласно письменным возражениям административного ответчика, заявителю был предоставлен ответ, в котором сообщалось о проведении обследования системы водоснабжения и водоотведения в жилом помещении в <адрес> по <адрес><адрес> и вручении акта инспекционной проверки от 23 января 2020 года заявителю. Акт был составлен в единственном экземпляре. Каких-либо иных материалов или документов по результатам рассмотрения письменного обращения ФИО1 не составлялось.

В ходе судебного заседания установлено, что указанный акт был получен ФИО3, подлинный экземпляр акта представлен административным истцом на обозрение суда.

Иных документов по результатам проверки не составлялось.

Обжалуя бездействие администрации Балашовского муниципального района, административный истец указывает, что нарушено её право на рассмотрение письменного обращения, а также права, предусмотренные п. 2 ст. 24 Конституции РФ.

Однако, в судебном заседании нашло подтверждение, что обращение ФИО1 рассмотрено по существу, ответы даны уполномоченным должностным лицом, основаны на результатах проведенной проверки.

Исходя из приведенных конкретных обстоятельств по делу, суд не находит оснований считать данные ответы противоречащими требованиям
ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав теми способами, которые указаны в ст. 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Способ защиты права, применяемый истцом, должен соответствовать характеру и последствиям нарушения права и обеспечивать его восстановление.

Избрание конкретного способа защиты предопределяется правовой нормой, регулирующей спорное правоотношение.

Из текста заявления не представляется возможным установить, какое право заявителя было нарушено и какое право подлежит восстановлению.

Судом установлено, что имеющиеся материалы проверки, а именно акт инспекционной проверки от 23 января 2020 года, был вручен заявителю, что сообщено последнему в ответе на обращение от 14 декабря 2020 года № Е-114н/03, иных материалов проверки у административного ответчика не имеется.

Избранный заявителем способ защиты в виде возложения на административного ответчика обязанности ознакомить с отсутствующими у него материалами проверки не приведет к восстановлению субъективных прав административного истца.

Между тем, формальное несоответствие действия (бездействия) закону недостаточно для признания судом действия (бездействия) незаконным.

Доказательств того, что бездействие административного ответчика создает для заявителя какие-либо негативные последствия в виде нарушения его прав и свобод, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод или возлагает на него какие-либо обязанности, в материалах дела не имеется.

Доводы административного истца о том, что факт непредставления для ознакомления материалов проверки установлен постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. ФИО2 Саратовской области от 09 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по делу , не может быть принят во внимание, поскольку, исходя из положений
ч. 2 ст. 64 КАС РФ, указанное судебное постановление не имеет преюдициального значения в рамках рассмотрения настоящего дела. Постановление мирового судьи вынесено по делу, участниками которого не являются лица, участвующие в настоящем деле.

Учитывая выше изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 <данные изъяты> к администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по рассмотрению обращения от
01 декабря 2020 года, 21 декабря 2020 года о предоставлении для ознакомления материалов проверки, о возложении обязанности ознакомить с материалами проверки отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Каштанова

Срок составления мотивированного решения – 07 мая 2021 года.