Дело № 2а-1-4692/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Лохмачевой И.А.,
при секретаре Цыпнятовой Е.В.,
с участием прокурора Калужской области Жилякова К.Ю. и прокурора Малюлина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 21 сентября 2021 года административное дело по административному иску заместителя прокурора г. Калуги в защиту интересов неопределенного круга лиц к Городской Управе г.Калуги об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора г. Калуги обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Городской Управе г.Калуги об оспаривании бездействия, заключающегося в длительном неисполнении полномочий, установленных ст. 16 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части обеспечения земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.
В обоснование иска прокурор сослался на результаты проверки, которой установлено, что в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово из земель, находящихся в муниципальной собственности, сформированы земельные участки, которые предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, однако, в нарушение требований действующего законодательства администрацией г. Калуги не организовано электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, а также транспортная инфраструктуры указанных земельных участков, в результате чего нарушено право многодетных семей на строительство индивидуальных жилых домов в условиях, обеспечивающих подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а при наличии построенных домов - право на проживание в указанных условиях.
С учетом уточнения иска просили признать незаконным бездействие Городской Управы г. Калуги, выразившееся в длительном необеспечении земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, электроснабжением, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами), газоснабжением. Возложить на Городскую Управу г. Калуги обязанность организовать обеспечение земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, электроснабжением в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами) в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, газоснабжением в течение 60 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Участвовавшие в рассмотрении дела прокурор Калужской области Жиляков К.Ю. и прокурор Малюлин А.Н. исковые требования поддержали с учетом их уточнения, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Городской Управы г. Калуги и третьего лица Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги по доверенности Петрачкова О.Ю. исковые требования не признала, как необоснованные, просила также, в случае удовлетворения иска увеличить срок исполнения решения суда на 11 месяцев.
Представители заинтересованных лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области по доверенности Веретенникова Я.В., ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» по доверенности Могилевич Е.А., Министерства финансов Калужской области по доверенности Краснова Ю.Д., Управления финансов г. Калуги по доверенности Горбатова Н.А., МКУ «Управление капитального строительства» по доверенности Гусарев Д.А. с исковыми требованиями не согласились.
Представители заинтересованных лиц Правительства Калужской области, ГП «Калугаоблводоканал», АО «Газпром газораспределение Калуга» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38 часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Калужской области от 26.04.2012 № 275-ОЗ "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5, статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в Калужской области гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, их предельные (максимальные и минимальные) размеры, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с указанного учета, а также возможность предоставления гражданам с их согласия меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В соответствии со статьей 16 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:
- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них,
- создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением Правительства Калужской области от 04.12.2018 № 738 утверждено «Положение о порядке предоставления и расходования субсидий муниципальным образованиям Калужской области на строительство сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Калужской области "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Как следует из п. 1 Положения оно определяет порядок, цель и условия предоставления и расходования субсидий муниципальным образованиям Калужской области из областного бюджета на строительство сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Калужской области "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" в рамках подпрограммы "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства и развития индивидуального жилищного строительства" государственной программы Калужской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области", утвержденной постановлением Правительства Калужской области от 31.01.2019 N 52 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области", а также критерии отбора муниципальных образований Калужской области для предоставления субсидий.
Цель предоставления и расходования субсидий - софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, по строительству сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Калужской области "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (п.2).
Уровень софинансирования расходного обязательства одного муниципального образования субсидии за счет средств областного бюджета на строительство сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Калужской области "О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", составляет 90 % (п.10).
Также определено, что условиями предоставления субсидий муниципальным образованиям является наличие заявки муниципального образования на предоставление субсидии по форме, разработанной министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области (далее Министерство).
В пункте 5 Положения определен перечень документов, которые орган местного самоуправления направляет в Министерство для получения субсидии.
Министерство в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, осуществляет проверку указанных документов и принимает решение о предоставлении субсидии, либо об отказе в предоставлении субсидии.
В судебном заседании установлено, что в период с 2014 года по 2018 год Городской Управой г. Калуги из земель, находящихся в муниципальной собственности и расположенных в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, были сформированы 1303 земельных участка, которые предоставлены многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
В д. Лихун постоянно проживают 28 многодетных семей, в которых 96 детей, в д. Груздово постоянно проживают 6 многодетных семей, в которых 11 детей, в д. Б. Каменка постоянно проживают 5 многодетных семей, в которых 13 детей, в д. Починки постоянно проживают 2 многодетные семьи, в которых 5 детей.
Кроме того установлено, что в настоящее время отсутствуют подготовленные и утвержденные органом местного самоуправления в соответствии с требованиями ст.ст. 42,43, 45 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территорий и проекты межевания территорий указанных населенных пунктов.
Также отсутствует газоснабжение жилых домов, построенных многодетными семьями на указанных земельных участках, централизованное водоснабжение и водоотведение, в населенных пунктах имеются грунтовые дороги, отсыпанные щебнем.
Энергоснабжение указанных земельных участков обеспечивается ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», которое, в том числе, осуществляет технологическое присоединение участков к электрическим сетям. Однако, возможность такого присоединения, без возложения на собственников земельных участков, отдаленных от электрических сетей, дополнительной (большей) платы, отсутствует.
Доказательств иного административным ответчиком в соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
Как следует из представленных в материалы дела письменных документов работы по подготовке проекта планировки территорий и проекта межевания территорий д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово начаты ответчиком после обращения прокурора в суд с данным иском, подготовленный ранее проект планировки и межевания территорий д. Лихун до настоящего времени не прошел государственную экспертизу.
Представитель ответчика и представители третьих лиц в судебном заседании подтвердили, что в связи с отсутствием проекта планировки территории и проекта межевания территории в настоящее время приступить к созданию системы коммунальной инфраструктуры для обеспечения нормальной жизнедеятельности многодетных семей в указанных населенных пунктах не возможно, поскольку именно данные проекты должны содержать сведения, как о расположении объектов капитального строительства, так и очередности планируемого развития территории, включая границы. После разработки и утверждения указанных проектов, потребуется реконструкция уже существующих сетей электроснабжения.
В судебном заседании также установлено, что Постановлением Правительства Калужской области от 22.03.2018 № 172 утверждена региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Калужской области на 2019 - 2023 годы, которой предусмотрена подводка газа без привлечения средств граждан до границы негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в д. Лихун, д. Груздово, д. Б. Каменка и д. Починки. Ответственным исполнителем данной региональной программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 8.1. Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ « О газоснабжении в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения отнесены:
- подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций;
- согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Так, в соответствии со Сводом Правил 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» - проектирование сетей газораспределения и газопотребления следует осуществлять в соответствии с требованиями и заданием застройщика (технического заказчика) на проектирование. К заданию на проектирование прилагаются, в том числе, проект планировки территории и проект межевания территории.
Таким образом, вышеназванные проекты планировки территорий и проекты межевания территорий населенных пунктов являются неотъемлемой частью для обеспечения строительства сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным гражданам, имеющим трех и более детей.
Кроме того, установлено, что Городская Управа г. Калуги до настоящего времени не оформила в соответствии с Положением «О порядке предоставления и расходования субсидий муниципальным образованиям Калужской области на строительство сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участками» и не направляла в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области заявки на предоставление соответствующей субсидии по спорным населенным пунктам.
Таким образом, с момента предоставления земельных участков до момента обращения административного истца в суд прошло более 5 лет, между тем, обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведенными жилыми объектами и их строительства, не выполнена.
Указанное свидетельствует о непринятии Городской Управой города Калуги в течение разумного срока должных мер для обеспечения земельных участков для многодетных семей необходимымой инфраструктурой.
Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконном бездействии Городской Управы г. Калуги (в пределах ее полномочий и компетенций, как органа местного самоуправления), выразившимся в длительном не обеспечении земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, электроснабжением, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами), газоснабжением.
В связи с чем отклоняет доводы административного ответчика в указанной части об отсутствии бездействия, как необоснованные.
Возражая против удовлетворения иска, представитель Городской Управы города Калуги также указывает на то, что с учетом возложенных на данный орган полномочий, являются ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, ссылаясь на существующий порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям Калужской области на исследуемые цели, указывают на отсутствие достаточных средств для осуществления мероприятий в сфере обеспечения спорных земельных участков инженерной инфраструктурой.
Проверяя доводы административного ответчика в указанной части, суд принимает во внимание следующее.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132 часть 2 Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего улучшения доступности жилья пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в силу указанных требований законодательства, вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления.
Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 № 2516-О эта правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом Российской Федерации. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
В данном случае, как указано выше, в Калужской области действует Положение о порядке предоставления и расходования субсидий муниципальным образованиям Калужской области на строительство сетей инженерно-технического обеспечения и автомобильных дорог к земельным участкам, предоставленным гражданам, имеющим троих и более детей, в соответствии с которым уровень софинансирования расходного обязательства одного муниципального образования субсидии за счет средств областного бюджета составляет 90 %.
Распределение субсидий между муниципальными образованиями утверждается постановлением Правительства Калужской области (пункт 12 Положения).
В соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор заявил требования только к Городской Управе города Калуги, как органу местного самоуправления
В рамках рассмотрения дела и с учетом положений вышеуказанных норм права, регламентирующих порядок субсидирования расходов органов местного самоуправления, содержания компетенций, как Городской Управы города Калуги, так и иных органов публичной власти Калужской области, уполномоченных в сфере обеспечения анализируемой категории земельных участков объектами инфраструктуры, судом прокурору предлагалось уточнить требования, в том числе в части определения круга соответчиков (с учетом объема полномочий органов публичной власти Калужской области).
Прокурор требования поддержал только к Городской Управе города Калуге.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка законности действий (бездействия) Городской Управы города Калуги, как органа местного самоуправления, и только в пределах их полномочий и компетенций в вопросах организации обеспечения земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, электроснабжением, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами), газоснабжением.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие часть определяемых посредством термина "организация" вопросов в сфере электро-, газо- и водоснабжения населения, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
С учетом вышеизложенного, установив по делу незаконное бездействие Городской Управы г. Калуги, выразившееся в длительном не обеспечении земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, сетями инженерно-технического обеспечения и транспортной доступностью, суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению требование прокурора о возложении на Городскую Управу г. Калуги, с учетом ее полномочий и компетенций, как органа местного самоуправления, обязанности организовать обеспечение указанных земельных участков электроснабжением, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами), газоснабжением.
При этом суд признает необоснованными доводы представителя Городской Управы города Калуги о том, что надлежащим ответчиком по требованиям об обеспечении земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой является Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, как самостоятельное юридическое лицо и уполномоченный орган Городской Управы г. Калуги, поскольку названное управление в соответствии с п. 22 Устава муниципального образования "Город Калуга", не является органом местного самоуправления, на который Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложена обязанность по решению вопросов местного значения.
Доводы ответчика о том, что предоставление указанных земельных участков многодетным семьям не является мерой социальной поддержки, противоречат положениям ст. 1 Закона Калужской области от 26.04.2012 N 275-ОЗ, предусматривающей, что данный закон в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5, статьей 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и порядок бесплатного предоставления в Калужской области гражданам, имеющим трех и более детей (далее - граждане), земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, их предельные (максимальные и минимальные) размеры, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с указанного учета, а также возможность предоставления гражданам с их согласия меры социальной поддержки по обеспечению жилыми по помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.
Применительно к конкретным обстоятельствам, установленным по делу, с учетом объема указанных судом действий в порядке исполнения судебного акта в целях устранения выявленных нарушений, суд соглашается с предложенными прокурором сроками устранения таких нарушений и определяет их в части организации обеспечения земельных участков электроснабжением - в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами) - в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; газоснабжением - в течение 60 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возражения ответчика о неразумности сроков исполнения решения суда, являются необоснованными, поскольку сроки определены с учетом требований действующего законодательства, устанавливающего последовательность и порядок выполнения всех необходимых мероприятий для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Городской Управы г. Калуги, выразившееся в длительном необеспечении земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, электроснабжением, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами), газоснабжением.
Возложить на Городскую Управу г. Калуги обязанность организовать обеспечение земельных участков в д. Лихун, в д. Большая Каменка, в д. Починки, в д. Груздово, предоставленных гражданам, имеющим троих и более детей, электроснабжением в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, водоснабжением и транспортной инфраструктурой (автомобильными дорогами) в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, газоснабжением в течение 60 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда административный ответчик уведомляет суд и административного истца в течение месяца после наступления сроков, установленных судом для исполнения решения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционной порядке в Калужский областной суд Калужской области через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 29.09.2021 года
Председательствующий - И.А. Лохмачева