УИД 40RS0008-01-2020-000739-14
Дело № 2а -1-492/2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Жуковский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Сизовой О.В.,
при секретаре Солоповой Е.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика по доверенности ФИО2, заинтересованного лица Перро А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Жуков в зале суда
24 августа 2020 года
административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации МР «Жуковский район», главе администрации МР «Жуковский район» Калужской области ФИО4 о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка №433 от 03.06.2020 года,
У С Т А Н О В И Л:
25.06.2020 года ФИО3 обратился в суд с административным иском к Администрации МР «Жуковский район» о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ> от <ДАТА>, указывая, что истец является собственником земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП <АДРЕС>, восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. <ДАТА> между ФИО3 и ИП Перро А.А. был заключен договор аренды спорного земельного участка. Согласно условий договора, разрешенное использование земельного участка: продажа памятников населению. Данный вид деятельности является основным для ИП Перро А.А. В ноябре 2019 года ФИО3 обратился к ответчику с заявлением на выдачу разрешения на условно разрешенный вид использования, земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. Согласно выписки из протокола <НОМЕР ИЗЪЯТ> от <ДАТА> публичных слушаний, возражений против этого не поступило. Было рекомендовано уточнить у руководителя, имеется ли возможность зарегистрировать юридическое лицо, обособленное подразделение на территории СП <АДРЕС> и предоставить информацию к заседанию Сельской Думы 25.12.2019 года. Данная просьба истцом была выполнена. <ДАТА> представитель истца по доверенности ФИО5 обратился к Главе МО <АДРЕС> с просьбой на выдачу разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, приложив к заявлению необходимые документы. <ДАТА> истцу по телефону было сообщено, что полномочия по выдаче разрешений перешли в районную администрацию. <ДАТА> истец обратился с аналогичным заявлением к ответчику, приложив все необходимые документы. <ДАТА> представитель административного истца ФИО5 получил Постановление Администрации МР «Жуковский район» Калужской области <НОМЕР ИЗЪЯТ> от <ДАТА>, которым ФИО3 было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП деревня «Верховье», восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>. Указанное постановление считает незаконным необоснованным, нарушающим его права. Административный ответчик в обоснование отказа сослался на ст.39 Градостроительного Кодекса РФ, не приведя законных оснований для отказа. Просит признать незаконным и отменить Постановление Администрации МР «Жуковский район» об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу : Калужская область, Жуковский район, МОСП <АДРЕС>, восточнее с\т» <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>», з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>, обязать Администрацию МР «Жуковский район» выдать разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП <АДРЕС>, восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 по доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные исковому заявлению.
Представитель административного ответчика- Администрации МР «Жуковский район» по доверенности ФИО2 исковые требования не признал, суду пояснил, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, процедура рассмотрения заявления истца соблюдена. Спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, размещение на указанных землях магазина нарушает ст. 77 и 78 Земельного Кодекса РФ. Кроме того, в рядом со спорным земельным участком уже имеется 2 магазина, осуществляющие продажу памятников. Просит в иске отказать.
Заинтересованное лицо ИП Перро А.А. просила заявленные административным истцом исковые требования удовлетворить
Второй административный ответчик- глава администрации МР «Жуковский район» Калужской области ФИО4, заинтересованное лицо- представитель Администрации МО СП деревня Верховье в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав документы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения садоводства, расположенный по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП деревня «Верховье», восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>. Право собственности зарегистрировано за ним <ДАТА>.
Данный земельный участок расположен в территориальной зоне С-3 «зона размещения садово-дачных участков», в качестве условно разрешенного вида использования в которой установлен вид «магазины» - размещение объектов капитального строительства, предназначенный для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м (4.4), что подтверждается выпиской из Правил землепользования и застройки МО СП деревня Верховье, утвержденных решением Сельской Думы МО СП деревня Верховье от 18.10.2007 года №79 в редакции от 13.12.2019 года №61.
<ДАТА>ФИО3 заключил с ИП Перро А.А. договор аренды принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Из указанного договора следует, что разрешенное использование земельного участка: продажа памятников населению. Договор заключен на срок 11 месяцев.
Административный истец в лице своего представителя 06.04.2020 года обратился в администрацию МР «Жуковский район» с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка на «магазин».
Постановлением Администрации МР «Жуковский район» №331 от 15.04.2020 года были назначены общественные обсуждения по проекту постановления администрации МР «Жуковский район» «О предоставлении ФИО5 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП деревня» Верховье», восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>. Приложением к указанному постановлению является оповещение о начале общественных обсуждений. Постановление и приложение к нему опубликованы в газете «Жуковский вестник» 17.04.2020 года (11616).
Из протокола общественных обсуждений от 08.05.2020 года следует, что оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано в газете «Жуковский вестник» от 17.04.2020 года №15(11616), размещено на официальном сайте администрации. По вопросу, вынесенному на обсуждение замечаний и предложений, не поступало.
Из заключения о результатах общественных обсуждений от 08.05.2020 года следует, что по результатам общественных обсуждений составлен протокол общественных обсуждений от 08.05.2020 года, на основании которого составлено заключение о результатах общественных обсуждений. Согласно указанному заключению общественные обсуждения по проекту постановления «О предоставлении ФИО5 разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП деревня» Верховье», восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ> считать состоявшимися. Заключение опубликовано в газете «Жуковский вестник» от 15.05.2020 года№19(11620).
Из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке МО «Жуковский район» от 29.05.2020 года следует, что на заседании комиссии обсуждалось заявление ФИО5 о предоставлении разрешения на условно- разрешенный вид использования «магазины» в отношении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП <АДРЕС>, восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>, рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования «магазины» (основание ст.ст. 77,78 ЗК РФ).
Постановлением Администрации МР «Жуковский район» Калужской области №433 от 03.062020 года на основании заключения о результатах общественных обсуждений, рекомендаций комиссии по землепользованию и застройки МО «Жуковский район» от 29.05.2020 года ФИО5 отказано в разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ИЗЪЯТ>383, расположенного по адресу: Калужская область, Жуковский район, МО СП <АДРЕС>, восточнее с\т <ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ>, з/у <НОМЕР ИЗЪЯТ>. Указанное постановление опубликовано в газете Жуковский вестник №25(11628) от 26.06.2020 года.
Как установлено в судебном заседании на спорном земельном участке арендатор ИП Перро А.А.намеревалась осуществлять продажу памятников населению.
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Данный принцип включает в себя в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
Возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Частью 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации предусмотрено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами;опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
Правила землепользования и застройки МО СП деревня Верховье, утвержденные решением Сельской Думы МО СП деревня Верховье от 18.10.2007 года №79 в редакции от 13.12.2019 года №61, из которых следует, что в зоне С-3 возможен условно разрешенный вид использования- «магазины» противоречат ст.ст. 77,78 Земельного Кодекса РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решение об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было принято органом местного самоуправления при соблюдении указанных в статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации Российской Федерации административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений.
При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление главой администрации принималось на основании общественных обсуждений по данному вопросу и в соответствии с рекомендацией комиссии по землепользованию и застройке об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с учетом нахождения испрашиваемого земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения, на которых в соответствии со ст.ст. 77 и 78 Земельного Кодекса РФ не могут располагаться магазины, а также того обстоятельства, что рядом со спорным земельным участком уже имеются два магазина по продаже памятников населению.
Ссылка административного истца о незаконности постановления администрации ввиду отсутствия должной мотивировки судом отклоняется, поскольку частью 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций главой администрации принято решение об отказе предоставлении такого разрешения. Процедура и порядок рассмотрения заявления ФИО3 на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка соблюдены.
Ссылки представителя административного истца на то, что при вынесении оспариваемого постановления не были учтены результаты общественных слушаний, проведенных по заявлению истца в ноябре 2019 года к Главе МО д. Верховье о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования, суд считает не состоятельными, начатая процедура не была доведена до конца, кроме того, истцом обжалуется постановление, вынесенное Администрацией МР «Жуковский район».
Доводы административного истца о нарушении его прав как собственника земельного участка не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения садоводства», что предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
Так же к основным видам разрешенного использования данного земельного участка относятся: ведение огородничества - осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, размещение сельскохозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур и коммунальное обслуживание- размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами.
С учетом изложенного, правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать без дополнительных разрешений и согласований один из основных видов разрешенного использования и использовать его по целевому назначению (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено на основании полного изучения представленных материалов общественных обсуждений, заключения комиссии по землепользованию и застройке в их совокупности, порядок проведения общественных обсуждений соблюден, дана оценка всех заслуживающих внимание обстоятельств с целью решения вопроса о целесообразности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка и размещения на нем магазина, оспариваемое постановление прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам.
Суд в ходе судебного разбирательства не установил противоречия обжалуемого постановления нормативным правовым актам, поэтому требования истца о его незаконности не основаны на материалах административного дела.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО3 в иске к Администрации МР «Жуковский район», главе администрации МР «Жуковский район» Калужской области ФИО4 о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка <НОМЕР ИЗЪЯТ> от 03.06.2020 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение 1 месяца.
Судья Сизова О.В.