ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-49/19 от 08.08.2019 Тигильского районного суда (Камчатский край)

Копия

дело № 2а-1-49/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«8» августа 2019 года пгт.Палана, Тигильский район, Камчатский край

Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке Палана, Тигильского района, камчатского края) в составе:

председательствующего судьи Ловчева В.А.,

при секретаре Гонцовой Т.Н.,

с участием: представителя административного истца – И.о. заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края младшего советника юстиции Рулева П.В.,

в отсутствии: ответчика – руководителя Администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово»;

заинтересованных лиц: руководителя Агенства по обращению с отходами Камчатского края, руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края и руководителя АО «Корякэнерго», рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края к администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о признании нормативного правового акта недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Тигильского района Камчатского края Аверин В.Ю. в порядке ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ обратился в суд с указанным административным иском.

В поданном иске он указал, что в ходе проведённой прокуратурой Тигильского района проверки было установлено, что 28.12.2018г. главой муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» издано постановление администрации № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году». Постановление официально обнародовано 28.12.2018г. Указанный правовой акт не соответствует нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан. Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов органы местного самоуправления сельских поселений не обладают, поскольку законодателем данными полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Полномочия органа местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов ограничивается вопросами участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Законом Камчатского края от 06.03.2017 №62 «О признании утратившим силу Закона Камчатского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по вопросам установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Камчатском крае», признан утратившим силу 01.01.2017г. Закон Камчатского края от 21.06.2016г. №882 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по вопросам установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Камчатском крае».

Учитывая изложенное административный истец просит суд признать постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018г. № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» недействующим полностью со дня официального обнародования.

В судебном заседании представитель административного истца – И.о. заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края Рулев П.В., действующий на основании доверенности с полным объёмом прав, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – руководитель администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

В поданных письменных возражениях административный ответчик просит в удовлетворении требований заместителя прокурора отказать, производство по делу прекратить.

Заинтересованное лицо – руководитель Агентства по обращению с отходами Камчатского края при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, требования административного истца поддержал (л.д.103-106, 120 Том 1).

Заинтересованное лицо – руководитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направил, требования административного истца поддержал.

Определением Тигильского районного суда от 9 июля 2019 года в порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика привлечено Акционерное общество «Корякэнерго».

Заинтересованное лицо – руководитель Акционерного общества «Корякэнерго» при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направил, о причинах неявки суду не сообщил, мнения по существу заявленных административным истцом требований не выразил.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Постановление № 54 от 28.12.2018г. «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» утверждает и вводит в действие тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных) и жидких бытовых отходов в составе услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов, оказываемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово»; утверждает и вводит в действие нормативы накопления и тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для населения, проживающего в частных домах и прочих потребителей, оказываемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (Тигильский район, Камчатский край); утверждает и вводит в действие тарифы на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов для населения, проживающего в частных домах и прочих потребителей, предоставляемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (Тигильский район, Камчатский край).

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п.3 ч.1 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно ч.6 указанной статьи, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, оспариваемое постановление издано органом местного самоуправления, которое по своему содержанию соответствует признакам нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, оно обязательно к исполнению и не носит рекомендательного характера.

Согласно п. 18 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных часть 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 12 ст. 3 Закона Камчатского края от 01.07.2014 №472 (ред. от 24.12.2018г.) «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 24.06.2014 №793) и п. 12 ч. 2 ст. 6 Устава муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», к вопросам местного значения сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона.

Согласно указанной норме к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Статьей 5 вышеназванного Закона определено, что установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Следовательно, полномочия органа местного самоуправления сельского поселения по изданию нормативных правовых актов ограничивается вопросами участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Правомочия органа местного самоуправления сельского поселения по изданию нормативных правовых актов в области обращения с твердыми коммунальными отходами ограничивается закрытым перечнем полномочий, изложенных в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время полномочия по государственному регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае осуществляет Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (постановление Правительства Камчатского края от 19.12.2008г. №424-П «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края» (подпункт 3 пункта 2.1 Положения).

Постановлением Правительства Камчатского края от 03.11.2014г. №435-П утверждено Положение об Агентстве по обращению с отходами Камчатского края.

Согласно пункту 1.1 Положения об Агентстве по обращению с отходами Камчатского края Агентство по обращению с отходами Камчатского края (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), радиационной безопасности в Камчатском крае.

Пунктом 2.1 Положения приведен значительный перечень полномочий Агентства. В том числе по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (подпункт 11); установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подпункт 10(1).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц л.д. 34-37 том 2), Акционерное общество «Корякэнерго», с которым Администрация муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» 1 января 2019 года заключило договор на обеспечение услугами вывоза твердых бытовых отходов (отходов несортированных (исключая крупногабаритные) из жилищ) и жидких бытовых отходов (отходы (осадков) из выгребных ям потребителей услуг) населению муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» № 18К615005 (л.д. 23-27 Том 2) и для которого утверждены вышеуказанные нормативы, не является муниципальным предприятием, поскольку органами местного самоуправления сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» не образовано.

Следовательно, у органов местного самоуправления данного сельского поселения отсутствовали полномочия по установлению каких-либо тарифов на услуги и работы, выполняемые указанной коммерческой организацией.

Как установлено судом, в нарушение вышеприведённых правовых норм Главой администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» 28.12.2018г. издано постановление № 54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит указанным выше положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и было принято по вопросам, не относящимся к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения «село Усть-Хайрюзово».

Таким образом, исковые требования заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно абзацу 2 п. 5 ст. 40 Устава Муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» (в редакции от 12.11.2018 года) постановления главы сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» вступают в силу после их официального обнародования (л.д. 19-21 Том 1).

По смыслу п.1 ч.2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае принятия по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта решения об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом того, что Постановление № 54 от 28 декабря 2018 года было принято по вопросам, не относящимся к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», суд считает необходимым признать его недействующим с момента его принятия.

При этом суд учитывает, что признание оспариваемого Постановления недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края - удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018г. №54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» недействующим полностью с момента его принятия.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить решение суда или сообщение о его принятии на официальном сайте муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента его вынесения.

Судья В.А. Ловчев

Верно:

Судья В.А. Ловчев