64RS0010-01-2019-000521-43
Дело № 2а-1-504/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Карпинской А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области к Сивушкиной Т. Е. о взыскании задолженности по налогу, страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области обратилась в суд с административным иском к Сивушкиной Т. Е. о взыскании задолженности по налогу, страховым взносам и пени, мотивируя свои требования тем, что в отношении ответчика были выставлены требования № от 19 февраля 2018 года, № от 10 ноября 2017 года, № от 18 декабря 2017 года, № от 19 сентября 2017 года, № от 15 мая 2017 года, № от 18 декабря 2017 года, № от 13 сентября 2017 года, № от 15 мая 20147 года об уплате налога, сбора, взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), в которых сообщалось о наличии у должника задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В связи с этим истец просит взыскать с ответчика
- налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации: пеню в размере 33 рубля 24 копейки;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): пеню в размере 206 рублей 84 копеек;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеню в размере 34 рублей 01 копейки;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 1122 рубля 82 копейки, пеню в размере 100 рублей 80 копеек;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 5724 рубля 19 копеек, пеню в размере 513 рублей 97 копеек;
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: пеня в размере 236 рублей 64 копейки,
на общую сумму 7972 рубля 51 копейка.
При подаче иска административный истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Ответчик возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не заявил, был надлежаще извещен о рассмотрении дела.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения пункта 2 статьи 291, статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога ответчику были направлены: требование № об уплате страховых взносов по состоянию на 19 февраля 2018 года, в соответствии с которым ответчику было предложено оплатить недоимку в срок до 14 марта 2018 года; требование № об уплате страховых взносов по состоянию на 10 ноября 2017 года в срок до 30 ноября 2017 года, требование № об уплате единого налога по состоянию на 18 декабря 2017 года в срок до 15 января 2018 года, требование № об уплате единого налога по состоянию на 13 сентября 2017 года в срок до 03 октября 2017 года, требование № об уплате единого налога по состоянию на 18 мая 2017 года в срок до 07 июня 2017 года, требование № об уплате НДФЛ по состоянию на 18 декабря 2017 года в срок до 15 января 2018 года, требование № об уплате НДФЛ по состоянию на 13 сентября 2017 года в срок до 03 октября 21017 года, требование № об уплате НДФЛ по состоянию на 18 мая 2017 года в срок до 07 июня 2017 года.
Указанные требования ответчиком исполнены не было. Следовательно, истец должен был подать заявление о выдаче судебного приказа: по страховым взносам до 14 сентября 2018 года, по единому налогу – до 15 июля 2018 года, по НДФЛ – до 15 июля 2018 года.
Однако заявление административным истцом было подано в октябре 2018 года. Определением мирового судьи судебного участка № 5 Вольского района, Саратовской области от 17 октября 2018 года судебный приказ был отменен.
Таким образом, истец, обратившись с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском шестимесячного срока, утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по транспортному налогу.
Административный истец заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, указывая, что в связи с затруднениями, связанными с формированием материалов, подлежащих направлению в суд, инспекцией был нарушен установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок на подачу заявления о вынесении судебного приказа.
Вместе с тем, суд считает, что пропуск срока, установленного для обращения в суд, нельзя мотивировать указанными обстоятельствами, поскольку именно соблюдение такого срока является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций. Шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа установлен не только в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, но и в Налоговом кодексе Российской Федерации еще до введения в действие главы о приказном производстве.
В связи с этим, каких-либо уважительных причин пропуска срока для обращения в суд у истца не имелось, поэтому его ходатайство о восстановлении указанного срока подлежит отклонению.
Обращение в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа не является основанием для восстановления срока, поскольку изначально срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа был уже пропущен.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований административного истца о взыскании транспортного налога должно быть отказано.
Учитывая, что недоимка по налогам своевременно не взыскана, пени, начисленные на такую задолженность, также взысканы быть не могут, поскольку с истечением срока обращения в суд по главному требованию считается истекшим срок обращения в суд и по дополнительным требованиям. Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года №-О-П, согласно которому обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, требования о взыскании неустойки также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области к Сивушкиной Т. Е. о взыскании задолженности по налогам, страховым взносам и пени отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Вольский районный суд.
Судья Карпинская А.В.