дело № 2а-1-50/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Пено 29 марта 2022 года
Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитский Н.В.,
при секретаре Виноградовой О.В.,
с участием прокурора Пеновского района Шевчук О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пеновского района Тверской области интересах неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Пеновского района Тверской области обратился в суд с административным иском в защиту прав интересов неопределенного круга лиц к администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации Пеновского муниципального округа Тверской области, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по содержанию сооружения гражданской обороны и возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованием законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что на территории Пеновского района расположено защитное сооружение гражданской обороны, которое распложено по адресу: <...> (далее-ЗС ГО), (инв.№ 0366-69, в реестре МЧС России № 63000), вместимостью 600 человек, заглубленное, площадью 458 кв.м, объемом 1008 куб.м., введено в эксплуатацию в 1985 году, не используется.
В нарушение требований законодательства:
- в ЗС ГС – не создана группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения по схеме, указанной в приложении № 1 Правил эксплуатации;
- в ЗС ГО группа (звено) по обслуживанию защитного сооружения не обеспечена средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 Правил эксплуатации ЗС ГО;
- при входах в ЗС ГО не установлен соответствующий знак, обозначающий защитное сооружение (знак обозначения представляет собой прямоугольник размером не менее 50x60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения (наименование организации, цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.); места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц). Поле знака должно быть белого цвета. Надписи - черного цвета. Высота букв 3-5 см, ширина - 0,5-1,0 см.);
- в ЗС ГО не обеспечена сохранность защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
- в ЗС ГО не проводятся текущий и капитальный ремонты;
- в ЗС ГО не проводится окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с периодичностью, указанной Правилами эксплуатации ЗС ГО;
- в ЗС ГО не обеспечено наличие и сохранность инженерно-технического оборудования в соответствии с паспортом убежища;
- в ЗС ГО имеющееся инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению;
- в ЗС ГО элементы фильтровентиляционного оборудования не смазаны и окрашены с нарушением нормативных требований;
- в ЗС ГО водопроводные, канализационные и отопительные трубы окрашены с нарушением нормативных требований;
- в ЗС ГО отсутствует паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений;
- в ЗС ГО отсутствует журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;
- в ЗС ГО отсутствует план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых;
- в ЗС ГО отсутствует план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
- в ЗС ГО отсутствуют планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;
- в ЗС ГО отсутствует эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны;
- в ЗС ГО отсутствует эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны;
- в ЗС ГО отсутствует эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;
- в ЗС ГО отсутствует журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха;
- в ЗС ГО отсутствует журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;
- в ЗС ГО отсутствует журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;
- в ЗС ГО отсутствует схема эвакуации укрываемых из очага поражения;
- не разработан план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых.
В ходе проверки также установлено, что в бюджете муниципального округа на 2021 год финансирование данных мероприятий не предусмотрено, что свидетельствует о нарушении требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями 18.02.2021 в адрес администрации прокурором Пеновского района внесено представление. Которое рассмотрено, признано обоснованным. В настоящее время устранены нарушения, не требующие финансовых затрат.
На устранение остальных нарушений необходимы денежные средства в размере 498,7 тыс. рублей, к таковым относятся:
- установка защитно-герметических дверей в количестве 4 шт. (п. 3.2.1 Правил),
- проведение текущего и капитального ремонта (п.п. 5.2.1 и 5.2.2. Правил),
- окраска водопроводных, канализационных и отопительных труб (п.3.2.10 Правил),
- монтаж электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, ремонт и замена санитарно-технического оборудования (п.п. 3.2.1, 3.2.11, 3.2.12 Правил),
- замена фильтровентиляционного оборудования (п. 3.2.10, 3.2.14 Правил).
Также при входах в ЗС ГО не установлен соответствующий знак, обозначающий защитное сооружение (п. 6.2.1 Правил и приложение № 4), которым на прямоугольнике размером не менее 50х60 см белого цвета указывается надписью черного цвета с высотой букв 3-5 см шириной 0,5-1,0 см инвентарный номер сооружения, принадлежность сооружения (наименование организации цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.), места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц).
О необходимости предусмотреть возможность финансирования мероприятий программы на цели противодействия терроризму и экстремизму указывалось в представлении прокурора от 10.06.2020, ранее внесенном в адрес Главы Пеновского района.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Пеновского района Тверской области Шевчук О.Л. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Ответчик администрация Пеновского муниципального округа, заинтересованные лица отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации Пеновского муниципального округа и ГУ МЧС России по Тверской области своего представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.
Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
В соответствии с ч. 1.и 2 ст. 4 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
На основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", постановлений Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", от 23 апреля 1994 г. N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (п. 1.2. Правил).
Опасность неисполнения требований Правил и как в сущности требований законодательства о гражданской обороне заключается в том, что технически неисправное защитное сооружение гражданской обороны не может обеспечить требуемую защиту граждан в необходимых случаях.
Бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской федерации, но и права и свободы граждан, установленных ст.ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что административным ответчиком до настоящего времени финансирование на проведение мероприятий на приведение защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями законодательства не заложены, суд полагает, что им допущено незаконное бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц, безопасность которых должна обеспечиваться государством.
Способом устранения данного бездействия является возложение на администрацию Пеновского муниципального округа Тверской области обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <...> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Пеновского муниципального округа, выразившееся в неисполнение установленных законодательством обязанностей по содержанию сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <...> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583.
Обязать Администрацию Пеновского муниципального округа с целью проведения защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <...> соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, а именно обеспечить проведение мероприятий:
- установку защитно-герметических дверей в количестве 4 шт. (согласно п. 3.2.1 Правил),
- проведение текущего и капитального ремонта (согласно п.п. 5.2.1 и 5.2.2. Правил),
- окраску водопроводных, канализационных и отопительных труб (согласно п. 3.2.10 Правил),
- монтаж электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны, ремонт и замена санитарно-технического оборудования (согласно п.п. 3.2.1, 3.2.11, 3.2.12 Правил),
- замену фильтровентиляционного оборудования (согласно п. 3.2.10, 3.2.14 Правил),
- при входах в ЗС ГО установить соответствующий знак, обозначающий защитное сооружение (согласно п. 6.2.1 Правил и приложение № 4), которым на прямоугольнике размером не менее 50х60 см белого цвета указать надписью черного цвета с высотой букв 3-5 см шириной 0,5-1,0 см инвентарный номер сооружения, принадлежность сооружения (наименование организации цеха, органа управления жилищным хозяйством, адрес и т.д.), места хранения ключей (телефоны, адреса, должность и фамилия ответственных лиц).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 11 апреля 2021 года.
Судья: Н.В. Ракитский
дело № 2а-1-50/2022