ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-511/2021 от 17.11.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а- 1-511/2021

УИД- 73RS0024-01-2021-001151-31

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2021 г. р.п. Ишеевка

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачёвой И.Г.,

с участием старшего помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Ананьева В.С.,

при секретаре Маскиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» о возложении обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями автомобильные дороги, об обязании поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги, регистрации права муниципальной собственности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» о возложении обязанности привести в соответствие с нормативными требованиями автомобильные дороги, об обязании поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги, регистрации права муниципальной собственности. В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области проведена проверка исполнения муниципальным учреждением «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области (далее - администрация МО «Ульяновский район») законодательства, направленного на обеспечение дорожной деятельности в границах муниципального образования «Ишеевское городское поселение» (далее - МО «Ишеевское городское поселение»), а также безопасности дорожного движения об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Вместе с тем, администрацией МО «Ульяновский район» обязанности по организации дорожной деятельности в отношении дорог местного значения исполняются не в полной мере.

Проведенной прокуратурой района проверкой совместно с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Ульяновский» установлено, что на участках автомобильных дорог расположенных в р.п. Ишеевка не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

В частности, вопреки требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на ряде автомобильных дорог расположенных в р.п. Ишеевка, а именно: по улицам Лесная, Подлесная, Молодежная, имеются дефекты в виде многочисленных выбоин. Так, аналогичные нарушения выявлены и на проезжей части автомобильной дороги по ул. Солнечная от дома 66 до дома 72.

Кроме того, указанные в административном исковом заявлении автомобильные дороги, на государственный кадастровый учет не постановлены, и право муниципальной собственности не зарегистрировано.

Таким образом, вышеизложенные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрации МО «Ульяновский район» от обязанности по содержанию дорог местного значения. Бездействие администрации МО «Ульяновский район», выраженное в непринятии надлежащих мер по содержанию и ремонту муниципальных автомобильных дорог, создает реальную угрозу для участников дорожного движения, тем самым нарушает их права на безопасное дорожное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества.

С учетом уточненного иска просит обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» привести в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 5055^-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги общего пользования путем устранения выбоин на территории р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области по адресам: по улице Лесная: у дома № 3 ширина - 350 см, длина - 95 см, глубина - 15 см, 3.33 кв.м., у дома № 7 ширина - 55 см, длина - 120 см, глубина - 7 см, 0,66 кв.м., у дома № 9 ширина - 97 см, длина - 190 см, глубина - 7 см, 1,84 кв.м., по улице Подлесная: у дома № 14 выбоина №1 ширина - 140 см, длина - 125 см, глубина 8 см, 1,75 кв.м., выбоина №2 ширина - 55 см, длина - 25 см, глубина - 6 см, 0.14 кв.м., выбоина №3 ширина - 25 см, длина - 75 см, глубина - 6 см, 0.19 кв.м., у дома № 16 ширина - 35 см, длина - 25 см, глубина - 5 см, 0,09 кв.м., у дома № 25 выбоина №1 ширина - 125 см, длина - 105 см, глубина 11 см, 1,31 кв.м., выбоина №2 ширина - 95 см, длина - 115 см, глубина - 8 см, 1,09 кв.м., выбоина №3 ширина - 30 см, длина - 78 см, глубина - 9 см, 0.23 кв.м., у дома № 27 выбоина № 1 ширина - 95 см, длина - 195 см, глубина -15 см, 1.85 кв.м., выбоина №2 ширина - 154 см, длина - 98 см, глубина - 10 см, 2.32 кв.м., по улице Солнечная от дома 66 до дома 72 выбоина №1 ширина - 55 см, длина - 111 см, глубина - 9 см, 0,61 кв.м., выбоина № 2 ширина - 75 см, длина - 113 см, глубина - 8 см, 0,84 кв.м., выбоина № 3 ширина - 75 см, длина 95 см, глубина - 9 см, 0,74 кв.м., от дома 1 до дома 15 выбоина №1 ширина -79 см, длина - 112 см, глубина - 9 см, 0.88 кв.м., выбоина № 2 ширина - 55 см, длина - 65 см, глубина - 4 см, 0,36 кв.м., выбоина № 3 ширина - 75 см, длина -112 см, глубина 10 см., 0.84 кв.м., по улице Молодежная у лома № 7 выбоина № 1 ширина - 111 см, длина - 32 см, глубина - 6 см, 0.36 кв.м., выбоина № 2 ширина- 150 см, длина-212 см, глубина - 9 см, 3,18 кв.м. Обязать муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги по улицам Лесная, Подлесная, Солнечная, Молодежная в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, находящиеся в реестре муниципального имущества, а также зарегистрировать на них права муниципальной собственности.

В судебном заседании участвующий по делу прокурор административный иск и доводы, указанные в административном иске, поддержал.

Представитель административного ответчика МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Новичкова Т.Б. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что касается искового требования об обязании поставить автомобильные дороги на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на них, то необходимо отметить также позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что органы местного самоуправления самостоятельны в выборе средств осуществления закрепленных за ними обязанностей, и сами определяют объем расходов местных бюджетов на те или иные мероприятия и сроки решения поставленных задач (определение от 01.03.2012 N389-0-0).

Что касается искового требования о возложении обязанности привести автомобильные дороги общего пользования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, то необходимо отметить следующее.

Во-первых, указанное требование является чрезвычайно абстрактным и не конкретизированным. Указанный ГОСТ содержит требования как по зимнему, так и по летнему содержанию дорог. Более того, работы различны как по возможности и срокам выполнения, так и по содержанию и финансовым затратам, и предусмотрены Приказом Минтранса России от 16.11.2012 г № 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог". Но из исковых требований не понятно, что конкретно нужно сделать.

Во-вторых, истцом не представлено допустимых доказательств наличия нарушений в содержании дорог со стороны ответчика.

Муниципальное образование «Ульяновский район» Ульяновской области является дотационным районом, зависит от финансовой помощи из вышестоящего бюджета-бюджета Ульяновской области. Денежных средств бюджета района не хватает даже на первоочередные статьи расходов.

МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области утверждены муниципальные программы: Постановлением №1725 от 21.12.2020 утверждена муниципальная программа «Безопасные и качественные дороги муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области на период 2021-2024 годы». Дорога по ул.Лесная включена в данную программу. Постановлением №1726 от 21.12.2020 утверждена муниципальная программа «Безопасные и качественные дороги муниципального образования «Ульяновский район» на период 2021-2024 годы».

Понуждение МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области к обязанию привести автомобильные дороги общего пользования в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, обязании поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на них при установленных обстоятельствах является ограничением права органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, противоречит ст.ст. 12,130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же ст. 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти.

При изложенных выше обстоятельствах, удовлетворение исковых требований прокурора повлечет нарушение конституционного принципа разделения властей, неправомерное вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по поставленному вопросу без каких- либо к тому оснований, а также создают необоснованные преимущества гражданам по отношению к иным жителям Ульяновского района.

Сроки исполнения решения суда истцом не указаны. В иске просит отказать.

Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Ульяновский» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ульяновского района Ульяновской области, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а так же защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 5 вышеназванного закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Ульяновского района проведена проверка исполнения муниципальным учреждением «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области» законодательства, направленного на обеспечение дорожной деятельности в границах муниципального образования «Тимирязевское сельское поселение», а также обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлены обстоятельства, требующие прокурорского вмешательства.

Вместе с тем, администрацией МО «Ульяновский район» обязанности по организации дорожной деятельности в отношении дорог местного значения исполняются не в полной мере.

Проверкой установлено, что состояние автомобильных дорог общего пользования в р.п. Ишеевка не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017.

В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-2017, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В частности, вопреки требованиям п. 5.2.4 вышеназванного ГОСТа допущено образование выбоин:

ул. Лесная: у д. 3 ширина - 350 см., длина - 95 см., глубина - 15 см.. 3.33 кв.м, у д. 7 2) ширина - 55 см., длина - 120 см., глубина - 7 см., 0.66 кв.м.. у д. 9 3) ширина-97 см., длина-190 см., глубина- 7 см., 1.84 кв.м..

ул. Подлесная: у д. 14 1) ширина - 140 см., длина - 125 см., глубина - 8 см., 1.75 кв.м, 2) ширина- 55 см., длина - 25 см., глубина - 6 см., 0.14 кв.м.. 3) ширина - 25 см., длина - 75 см., глубина - 6 см., 0.19 кв.м., у д. 16 4) ширина - 35 см., длина - 25 см., глубина - 5 см., 0.09 кв.м, у д. 25 5) ширина - 125 см., длина - 105 см., глубина -11 см., 1.31 кв.м., 6) ширина-95 см., длина- 115 см., глубина- 8 см., 1.09 кв.м. 7) ширина - 30 см., длина - 78 см., глубина - 9 см., 0,23 кв.м, у д. 27 8) ширина - 95 см., длина - 195 см.. глубина - 15 см., 1.85 кв.м., 9) ширина - 154 см., длина - 98 см., глубина - 10 см., 2.32 кв.м.,

ул. Солнечная: от д. 66 до д. 72 1) ширина - 55 см., длина - 111 см., глубина - 9 см., 0.61 кв.м, 2) ширина - 75 см., длина - 113 см., глубина - 8 см., 0.84 кв.м., 3) ширина - 78 см., длина - 95 см., глубина - 9 см., 0.74 кв.м., от д. 11 до д. 15 4) ширина -79 см., длина - 112 см., глубина - 9 см., 0,88 кв.м. 5) ширина - 55 см., длина - 65 см., глубина - 4 см., 0,36 кв.м., 5) ширина - 75 см., длина - 112 см., глубина - 10 см., 0,84 кв.м.,

ул. Молодежная: у д. 7 1) ширина - 111 см., длина - 32 см., глубина - 6 см., 0,36 кв.м, 2) ширина- 150 см., длина-212 см., глубина-9 см., 3,18 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 17.11.2021г., фотографиями, информацией МО МВД России «Ульяновский» от 29.06.2021г.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не предоставлено.

Кроме того, указанные в административном исковом заявлении автомобильные дороги, на государственный кадастровый учет не постановлены, и право муниципальной собственности не зарегистрировано.

Таким образом, указанные автомобильные дороги эксплуатируются с нарушением обязательных требований государственных стандартов ГОСТа Р 50597-2017 и ГОСТа Р 52766-200

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 « Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которому покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения.

Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах 1-3 категории, 4 и 5 категории с твердым покрытием.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан. Бездействие администрации района, выраженное в непринятии надлежащих мер по содержанию и ремонту автомобильных дорог, создает угрозу жизни и здоровью граждан, являющихся участниками дорожного движения.

В связи с чем административный иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения выбоин автомобильные дороги общего пользовании по улице Лесная у дома № 3, у дома № 9, по улице Подлесная у дома № 14, у дома № 16, у дома № 25, у дома № 27, по улице Солнечная от дома 66 до дома 72, по улице Молодежная у дома № 7.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования по улицам Лесная, Подлесная, Солнечная, Молодежная в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, находящиеся в реестре муниципального имущества, а также зарегистрировать на них права муниципальной собственности в срок до 01.10.2022 г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация Муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области в срок до 01.10.2022 г. привести в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения выбоин автомобильные дороги общего пользовании по улице Лесная у дома № 3, у дома № 9, по улице Подлесная у дома № 14, у дома № 16, у дома № 25, у дома № 27, по улице Солнечная от дома 66 до дома 72, по улице Молодежная у дома № 7 в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области.

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области поставить на государственный кадастровый учет автомобильные дороги общего пользования по улицам Лесная, Подлесная, Солнечная, Молодежная в р.п. Ишеевка Ульяновского района Ульяновской области, находящиеся в реестре муниципального имущества, а также зарегистрировать на них права муниципальной собственности в срок до 01.10.2022 г.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья: И.Г.Трубачёва

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2021 года