ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-573/20 от 24.08.2020 Собинского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1-573/2020

УИД 33RS0017-01-2020-001276-41

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 августа 2020 года

г. Собинка Владимирской области

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего Стародубцевой А.В.,

при секретаре Абрамовой Н.С.,

с участием прокурора Косолапова Е.А.,

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2, действующей на основании доверенности от 15 августа 2020 г.,

представителя административного ответчика НП «МГКТВ» ФИО3, действующей на основании доверенности от 19 августа 2020 г.,

представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии ЗАТО г. Радужный ФИО4, действующей на основании постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 9 января 2020 г. № 1,

заинтересованного лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к некоммерческому партнерству «Муниципальное городское кабельное телевидение» о признании незаконным отказа в выделении дополнительной печатной площади за плату в бюллетене «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов, выраженного в письме от 12 августа 2020 г. № 4, обязании выделить дополнительные печатные площади за плату,

у с т а н о в и л:

ФИО1, уточнив в ходе судебного разбирательства административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, обратился в суд к некоммерческому партнерству «Муниципальное городское кабельное телевидение» (далее – НП «МГКТВ»), в котором просит признать незаконным отказ НП «МГКТВ» от 12 августа 2020 г. № 4 в выделении дополнительной платной печатной площади в информационном бюллетене администрации ЗАТО г. Радужный «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов в выпуске от 4 сентября 2020 г. (места № 5 и № 6), а также в выпуске от 11 сентября 2020 г. (места № 1 и № 2), обязать НП «МГКТВ» выделить дополнительную платную печатную площадь в бюллетене «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов в выпуске от 4 сентября 2020 г. (места № 5 и № 6), а также в выпуске от 11 сентября 2020 г. (места № 1 и № 2).

В обоснование административного искового заявления ФИО1 указывает, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты СНД ЗАТО г. Радужный по избирательному округу № 13. Администрация ЗАТО г. Радужный является учредителем НП «МГКТВ». На структурное подразделение НП «МГКТВ» периодическое печатное издание «Радуга-информ» возложена обязанность выделить кандидатам печатные площади для агитационных материалов. 17 июля 2020 г. в очередном выпуске бюллетеня «Радуга-информ» была опубликована информация о проведении жеребьевки по распределению даты выпуска, а также о возможности предоставления дополнительной печатной площади за плату по желанию кандидата. По результатам жеребьевки, проведенной 10 августа 2020 г. главным редактором «Радуга-информ» ФИО5, административному истцу предоставлено место № 10 в выпуске бюллетеня «Радуга-информ», который выйдет 28 августа 2020 г. После окончания жеребьевки началось распределение дополнительной, незанятой печатной площади. При этом единственный кандидат от политической партии «Единая Россия», который по доверенности от 14 кандидатов участвовал в жеребьевке, не стал резервировать дополнительную печатную площадь и покинул актовый зал. Административным истцом были зарезервированы места № 5 и № 6 в выпуске газеты от 4 сентября 2020 г. и места № 1 и № 2 в выпуске газеты от 11 сентября 2020 г. Вместе с тем, главный редактор ФИО5 сообщила, что распределение мест будет проводиться в порядке очередности по поданным заявлениям. ФИО1 было составлено заявление на предоставление вышеуказанных мест, которое получено ФИО5 в тот же день, 10 августа 2020 г. 12 августа 2020 г. им получен отказ в выделении ему дополнительной печатной площади в «Радуга-информ» для публикации агитационных материалов, оформленный письмом НП «МГКТВ» № 4. Причиной отказа послужило то, что еще не все кандидаты в депутаты СНД ЗАТО г. Радужный использовали свое право на получение платной печатной площади в газете «Радуга-информ» для размещения своих агитационных материалов. ФИО1 полагает, что данным ответом нарушены его избирательные права, ссылаясь на положения ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области».

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержали, ссылаясь на изложенные выше доводы. Дополнительно указали, что письменным ответом НП «МГКТВ» от 12 августа 2020 г. № 4 нарушено право административного истца на получение нераспределенной печатной площади, предусмотренное п. 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области». 17 июля 2020 г. в бюллетене «Радуга-информ» была опубликована публичная информация о готовности предоставления печатной площади для агитационных материалов, в том числе и предоставлении дополнительной платной печатной площади, стоимостью 24 рубля за 1 кв.см, о дате проведения жеребьевки, о необходимости подачи заявок на участие. Порядок предоставления дополнительной (нераспределенной) площади Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» либо каким-либо другим нормативным правовым актом не предусмотрен. При этом указания на необходимость предоставления дополнительной (нераспределенной) печатной площади путем жеребьевки или путем добровольного свободного выбора из предложенных мест в печатном издании Закон Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не содержит. Полагали, что основание, указанное в отказе в выделении административному истцу дополнительной печатной площади в бюллетене «Радуга-информ» для публикации агитационных материалов, не соответствует нормам законодательства об избирательных правах граждан. До настоящего времени дополнительная (нераспределенная) печатная площадь никому не предоставлена, какой-либо даты проведения процедуры ее распределения административным ответчиком не установлено. Не согласились с доводами административного ответчика НП «МГКТВ» о нарушении равенства зарегистрированных кандидатов при выборе печатных площадей, о необходимости проведения жеребьевки для предоставления нераспределенной печатной площади. Указали, что все места (модули) должны быть равноценными независимо от места расположения в бюллетене. ФИО1 настаивал на том, что административный ответчик не дал ему реализовать свое право на получение нераспределенной печатной площади, оставшейся после распределения печатной площади путем жеребьевки, при этом спора между кандидатами, подавшими также заявку на предоставление нераспределенной печатной площади, относительно мест и дат опубликования не было.

Представитель административного ответчика НП «МГКТВ» ФИО3 уточненные административные исковые требования ФИО1 не признала. Возражения мотивировала тем, что п. 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не предусматривает обязательное предоставление кандидатам, подавшим заявку, дополнительной (нераспределенной) печатной площади, а указывает на возможность ее предоставления, при этом порядок и условия ее предоставления нормативными правовыми актами РФ и субъекта РФ не определены. В выпуске бюллетеня «Радуга-информ» от 17 июля 2020 г. была размещена информация о предоставлении кандидатам в депутаты печатной площади, а также о готовности предоставить дополнительную печатную площадь. Однако в данной заметке не содержалась информация о порядке ее распределения и о том, когда будет проходить такое распределение. В выпуске бюллетеня «Радуга-информ» от 7 августа 2020 г. было указано на перенос жеребьевки на 10 августа 2020 г., но уже не содержалось информации о возможности предоставления дополнительной печатной площади. На официальном сайте Территориальной избирательной комиссии ЗАТО г. Радужный (далее – ТИК ЗАТО г. Радужный) информации о распределении дополнительной печатной площади вообще не содержалось, в связи с чем, говорить об информированности всех кандидатов о возможности ее получения не представляется возможным. После распределения печатной площади для размещения агитационных материалов, проведенного 10 августа 2020 г. главным редактором бюллетеня «Радуга-информ» ФИО5, она представила кандидатам возможность ознакомиться с оставшимися после жеребьевки печатными площадями, при этом ей не говорилось об объявлении начала ее распределения, поскольку НП «МГКТВ» не планировало проводить данную процедуру. В поданном заявлении административный истец просил выделить ему на платной основе дополнительные печатные площади - места № 5 и № 6 в выпуске от 4 сентября 2020 г. и места № 1 и № 2 в выпуске от 11 сентября 2020 г. Полагала, что в случае удовлетворения требований ФИО1 будут нарушены права других зарегистрированных кандидатов, поскольку он по своему усмотрению выбрал количество мест и даты опубликования предвыборных агитационных материалов. Отметила, что право на получение из общего объема зарезервированной печатной площади печатной площади в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов, административный истец реализовал. Ему предоставлена печатная площадь в размере 105 кв.см в выпуске от 28 августа 2020 г. При этом не оспаривала то, что ответ НП «МГКТВ» от 12 августа 2020 г. № 4 некорректен.

Представитель заинтересованного лица ТИК ЗАТО г. Радужный ФИО4, являющаяся ее председателем, полагала уточненные административные исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений указала, что НП «МГКТВ» уведомило ТИК ЗАТО г. Радужный только о предоставлении платной печатной площади на основании жеребьевки. Подтвердила доводы административного ответчика НП «МГКТВ» об отсутствии информированности зарегистрированных кандидатов о порядке, размере, условий предоставления дополнительной печатной площади, даты и времени ее распределения. Полагала, что проведение распределения дополнительной печатной площади 10 августа 2020 г. нарушает права других зарегистрированных кандидатов на равенство условий проведения предвыборной агитации. При этом реализация принципа равенства и условия предоставления дополнительной печатной площади нормативными правовыми актами не определены. Вместе с тем, п. 8 ст. 53 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а также п. 12 ст. 66 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» предусмотрено, что нераспределенная печатная площадь распределяется между кандидатами, подавшими заявку на ее предоставление, на равных условиях путем проведения жеребьевки. Считала, что по аналогии закона необходимо проинформировать всех зарегистрированных кандидатов о дате и времени проведения жеребьевки по распределению дополнительной (нераспределенной) печатной площади. Нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта РФ не предусмотрено резервирование зарегистрированными кандидатами печатной площади по своему усмотрению. Указала, что действительно после распределения печатной площади путем жеребьевки, проведенной 10 августа 2020 г., осталась нераспределенная печатная площадь размером 4060 кв.см (29 мест). ФИО1 самостоятельно зарезервировал 4 места (модуля), общей площадью 560 кв.см. Полагала, что в случае удовлетворения административного иска с учетом того обстоятельства, что действующим законодательством не установлены сроки предоставления дополнительной (нераспределенной) печатной площади, любой из 43 зарегистрированных кандидатов в любое время до выхода последнего номера бюллетеня «Радуга-информ» может обратиться с заявлением о предоставлении дополнительной печатной площади такого же объема, как и ФИО1, однако, удовлетворить желание всех кандидатов редакция газеты не сможет, поскольку это приведет к нарушению принципа равенства кандидатов. Отметила также, что п. 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не предусматривает обязательное предоставление кандидатам, подавшим заявку, дополнительной (нераспределенной) печатной площади, а указывает на возможность ее предоставления.

Заинтересованное лицо – главный редактор редакции СМИ «Радуга-информ» ФИО5 просила ФИО1 в удовлетворении административного иска отказать. Указала, что распределение оставшейся после жеребьевки нераспределенной печатной площади не начиналось 10 августа 2020 г., при этом она не объявляла о ее распределении. Пояснила, что порядок ее распределения п. 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не определен, редакцией также такой порядок не установлен. Кандидаты, подавшие заявку на предоставление нераспределенной печатной площади после жеребьевки, сами по своему усмотрению определили места и даты опубликования агитационных материалов. Вместе с тем, пояснила, что ничего им не обещала, не знала каким образом происходит данная процедура, поэтому указала их фамилии в скобочках. Редакцией газеты не были озвучены порядок и даты распределения нераспределенной (дополнительной) печатной площади, проводить ее распределение именно 10 августа 2020 г. редакция не планировала. Дополнительно указала, что первоначально каждому зарегистрированному кандидату было выделено место в газете площадью 105 кв.см, в связи с тем, что их количество окончательно определено не было. После того, как стала известна информация о количестве зарегистрированных кандидатах, доля печатной площади каждого зарегистрированного кандидата составила 140 кв.см. Именно данная площадь распределялась между кандидатами, подавшими заявку, путем жеребьевки, которая была проведена редакцией 10 августа 2020 г. На предоставление нераспределенной печатной площади (дополнительной) было подано еще 3 заявления, помимо заявления ФИО1, в удовлетворении которых также отказано. По настоящее время зарегистрированные кандидаты не обращались в редакцию газеты с заявками на предоставление печатных площадей, в том числе и нераспределенных (дополнительных) печатных площадей, оставшиеся нераспределенные печатные площади остаются свободными.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Косолапова Е.А., полагавшего административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по причине отсутствия нарушения прав административного истца, указавшего на то, что редакция газеты не знала процедуру предоставления нераспределенной печатной площади, а также отметившего некорректность оспариваемого ответа НП «МГКТВ» от 12 августа 2020 г. № 4, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1).

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 2 указанного закона под агитацией предвыборной (предвыборная агитация) понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). К избирательным правам граждан относятся конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

В силу ст. 44 указанного закона информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ информационное обеспечение выборов и референдумов соответствующего уровня осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, редакций государственных, муниципальных и негосударственных периодических печатных изданий (п. 1). Под муниципальными организациями телерадиовещания, муниципальными периодическими печатными изданиями в настоящем Федеральном законе понимаются организации телерадиовещания и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых или учредителями (соучредителями) редакций которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, выделялись бюджетные ассигнования из местного бюджета на их функционирование (в том числе в форме субсидий), и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума имеется доля (вклад) муниципального образования (муниципальных образований) (п. 3).

В силу пп. «а» и пп. «в» п. 3 ст. 48 указанного закона предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться, в том числе, и на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях, посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Согласно п. 1 ст. 50 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом. Эфирное время на каналах указанных организаций телерадиовещания и печатная площадь в указанных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь). При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию (п. 6 ст. 50 указанного закона).

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 52 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Общий минимальный объем таких площадей, возможность предоставления печатной площади безвозмездно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий безвозмездно и за плату, устанавливаются законом. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Общий объем резервируемой печатной площади устанавливается законом. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированные списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений или путем деления на число групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума. Если после такого распределения печатной площади за плату останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату избирательным объединениям, зарегистрированным кандидатам, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях.

Иные условия и порядок проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в периодических печатных изданиях регулируются законом (п. 8 ст. 52 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Закон Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее – Закон Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ) устанавливает дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 46 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ предусмотрено, что государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в том числе для представления избирателям предвыборных программ, а инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума - равные условия проведения агитации по вопросам референдума в порядке, установленном настоящим Кодексом. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Указанные сведения, информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы (п. 6 ст. 46 указанного закона).

Согласно ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума, иными группами участников референдума. Общий минимальный размер таких площадей должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса. Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание предоставляет для целей предвыборной агитации в течение агитационного периода, публикуется редакцией данного издания в сроки, установленные пунктом 6 статьи 46 настоящего Кодекса. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Дата опубликования предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированный список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума определяется жеребьевкой, проводимой редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума. Жеребьевка должна проводиться не позднее чем за 32 дня до дня голосования. При проведении жеребьевки вправе присутствовать члены соответствующей избирательной комиссии. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Печатная площадь предоставляется на основе договора, заключенного после проведения жеребьевки (п. 1). Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Общий объем резервируемой печатной площади должен составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в период, установленный пунктом 2 статьи 45 настоящего Кодекса. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированный список кандидатов, инициативная группа по проведению референдума, иная группа участников референдума вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений или путем деления на число групп, обладающих правом на проведение агитации по вопросам референдума. Если после такого распределения печатной площади за плату останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату избирательным объединениям, зарегистрированным кандидатам, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях (п. 1.1).

Таким образом, на редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, возложена обязанность выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, размер и условия оплаты которых должны быть едиными для всех кандидатов, а также резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе за плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов. Нераспределенная печатная площадь, полученная после вышеуказанного распределения зарезервированной печатной площади за плату, может быть предоставлена зарегистрированным кандидатам на основании заявок на предоставление такой печатной площади, но на равных условиях. Необходимо отметить, что п. 1 и 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ содержат термин «печатные площади», в состав которого входит и нераспределенная печатная площадь. Для обеспечения равенства условий предоставления печатной площади необходимо проведение редакцией муниципальных периодических печатных изданий жеребьевки среди участников избирательного процесса, изъявивших желание получить печатную площадь за плату.

Судом установлено, что на 13 сентября 2020 г. решением СНД ЗАТО г. Радужный от 22 июня 2020 г. № 10/47 были назначены очередные выборы депутатов Совета народных депутатов ЗАТО г. Радужный Владимирской области по пятнадцати одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе (л.д. 187).

Из сведений, представленных ТИК ЗАТО г. Радужный, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО г. Радужный и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № № 1-15, следует, что зарегистрировано 44 кандидата в депутаты СНД ЗАТО г. Радужный Владимирской области (л.д. 72-74).

ФИО1 является зарегистрированным кандидатом в депутаты СНД ЗАТО г. Радужный по одномандатному избирательному округу № 13, выдвинутым ВРО политической партии «КПРФ», на основании постановления ТИК ЗАТО г. Радужный от 31 июля 2020 г. № 125 (л.д. 26, 71).

Согласно Уставу НП «МГКТВ» создается для информационного обеспечения населения, предприятий, организаций, учреждений г. Радужного. Его учредителями являются администрация г. Радужного Владимирской области и ТОО – малое предприятие «Тикса». НП «МГКТВ» считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законом (л.д. 90-106).

Редакция СМИ «Радуга-информ», зарегистрированное Центральным региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства о СМИ Комитета РФ по печати 17 июня 1997 г., не является юридическим лицом, осуществляет хозяйственную деятельность как структурное подразделение НП «МГКТВ». Предметом деятельности редакции СМИ «Радуга-информ» является выпуск еженедельного бюллетеня «Радуга-информ» в соответствии с примерном тематикой, заявленной ее учредителем при его регистрации как СМИ. Учредителем СМИ является администрация г.Радужный. Примерная тематика СМИ – общественно-политическая, культурно-просветительская, информационная (публикация муниципальных правовых актов, информация о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования). Территория распространения СМИ - г. Радужный Владимирской области (л.д. 107-115).

В порядке п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и п. 6 ст. 46 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ редакция СМИ «Радуга-информ» НП «МГКТВ» уведомила ТИК ЗАТО г. Радужный о готовности предоставить в соответствии с Избирательным кодексом Владимирской области для всех кандидатов в депутаты СНД ЗАТО г. Радужный платную печатную площадь для публикации агитационных материалов, о дате, времени и месте проведения жеребьевки по распределению дат их публикации и о стоимости платной печатной площади (л.д. 188).

17 июля 2020 г. в бюллетене «Радуга-информ» была опубликована информация о предоставлении кандидатам в депутаты печатной площади в равных долях, а именно в размере 105 кв.см. При этом также указано на готовность редакции предоставить дополнительную платную печатную площадь по желанию кандидата, на стоимость 1 кв.см платной печатной площади, равную 24 рублям, на дату проведения жеребьевки для определения даты публикаций, которая состоится 5 августа 2020 г. в 10.00, а также на необходимость направления заявок на участие в жеребьевке (л.д. 117).

В связи с тем, что по состоянию на 5 августа 2020 г. еще не все кандидаты прошли регистрацию, дату проведения жеребьевки перенесли на 10 августа 2020 г. в 10.00, о чем также размещена информация в бюллетене «Радуга-информ» от 7 августа 2020 г. (л.д. 116). В данной заметке указано на необходимость подачи заявки на участие в жеребьевке по распределению платной печатной площади.

По состоянию на 10 августа 2020 г. в редакцию газеты «Радуга-информ» поступило 19 заявок от зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц из 44 зарегистрированных кандидатов.

Газетой «Радуга-информ» всего было предоставлено (зарезервировано) 48 мест (по 6 мест на каждой полосе, всего 2 полосы) в каждом из 4 выпусков, которые должны будут выйти в печать 21 августа 2020 г., 28 августа 2020 г., 4 сентября 2020 г. и 11 сентября 2020 г. При этом площадь печатной площади, приходящейся на каждого зарегистрированного кандидата, изменилась с 105 кв.см на 140 кв.см по причине изменения количества зарегистрированных кандидатов.

Протоколом жеребьевки от 10 августа 2020 г. подтверждается, что 10 августа 2020 г. редакцией СМИ «Радуга-информ» НП «МГКТВ» с участием председателя ТИК ЗАТО г. Радужный ФИО6 была проведена жеребьевка в присутствии административного истца ФИО1 (л.д. 119-120). При этом, согласно данному протоколу, даты и место опубликования агитационных материалов были распределены среди 18 зарегистрированных кандидатов. Зарегистрированный кандидат ФИО7, подавший заявку на участие в жеребьевке, и принимавший участие в ней, как от своего имени, так и от других 14 зарегистрированных кандидатов по доверенностям, в протоколе жеребьевке не расписался, в связи с чем, ему не было предоставлено место для размещения агитационных материалов (л.д. 119-120, 128-142).

ФИО1 было выделено место № 10 на полосе № 4 в выпуске бюллетеня «Радуга-информ» от 28 августа 2020 г. Всего было распределено путем жеребьевки 18 мест в соответствующих выпусках газеты «Радуга-информ».

Вышеуказанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

После проведения жеребьевки 10 августа 2020 г. ФИО1 подал на имя главного редактора газеты «Радуга-информ» ФИО5 заявку, в которой просил зарезервировать модули (места) № 5 и № 6 в выпуске газеты от 4 сентября 2020 г., а также модули (места) № 1 и № 2 в выпуске от 11 сентября 2020 г. за дополнительную плату. Данное заявление получено ФИО5 лично, что не оспаривалось последней в ходе судебного разбирательства. При этом ФИО1 в ходе судебного заседания указал на то, что, написав вышеуказанное заявление, имел намерение воспользоваться правом на получение нераспределенной печатной площади (л.д. 23). Данное обстоятельство также усматривается из письменных макетов полос газеты «Радуга-информ», где в скобочках на зарезервированной, но нераспределенной печатной площади указана фамилия административного истца (л.д. 189-192).

12 августа 2020 г. им был получен отказ НП «МГКТВ» в выделении ему дополнительной платной печатной площади в бюллетене «Радуга-информ», оформленный письмом главного редактора СМИ «Радуга-информ» НП «МГКТВ» № 4 ФИО5 (л.д. 7).

В качестве основания для отказа указано на то, что «еще не все кандидаты в депутаты СНД ЗАТО г. Радужный, прошедшие регистрацию, использовали свое право на получение платной печатной площади в газете «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов».

Суд полагает данный отказ НП «МГКТВ» незаконным, нарушающим право ФИО1 на участие в предвыборной агитации, а именно на предоставление нераспределенной печатной площади для агитационных материалов за плату на равных условиях, учитывая следующее.

Анализ норм, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 52 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и п. п. 1, 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ, позволяет сделать вывод о том, что каждый зарегистрированный кандидат вправе за плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов. Учитывая, что дата опубликования предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата определяется жеребьевкой, которая должна проводиться не позднее чем за 32 дня до дня голосования, данное право может быть реализовано только на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданными зарегистрированными кандидатами.

Вышеуказанным правом воспользовалось 19 кандидатов, однако, по факту печатная площадь была предоставлена 18 кандидатам (л.д. 189-192).

Следовательно, после проведения жеребьевки зарегистрированный кандидат, не участвующий в ее проведении и не реализовавший свое право на получение печатной площади в пределах вышеуказанной доли, не может обратиться за получением печатной площади. Иное бы нарушило равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам и позволило бы кандидатам, не принимавшим участие в жеребьевке, самостоятельно определять дату, а также место опубликования предвыборных агитационных материалов, минуя данную процедуру.

Кроме того, даже при участии всех 44 зарегистрированных кандидатов в жеребьевке 10 августа 2020 г. и получении им места в пределах доли в соответствующем выпуске газеты, 4 места остались бы свободными.

Представитель административного ответчика НП «МГКТВ» ФИО3 в ходе судебного разбирательства также сослалась на то, что кандидат, не участвующий в жеребьевке, не может воспользоваться своим правом на получение печатной площади. Кроме того, подтвердила отсутствие заявок на получение печатной площади в газете «Радуга-информ» от зарегистрированных кандидатов, не участвующих в жеребьевке, после 10 августа 2020 г.

Таким образом, основание для отказа ФИО1, указанное в оспариваемом ответе, положениям п. п. 1, 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ не соответствует.

Факт наличия нераспределенной печатной площади, оставшейся после проведения жеребьевки 10 августа 2020 г., лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Получив от ФИО1 заявку на предоставление нераспределенной печатной площади, редакция газеты «Радуга-информ» могла предоставить ему данную печатную площадь при соблюдении равных условий.

Действительно, конкретный порядок ее предоставления ни Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, ни Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ не определен. Такой порядок не установлен и НП «МГКТВ».

Вместе с тем, по смыслу п. 1 и п. 2 ст. 52 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ и п. 1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ дата опубликования предвыборных агитационных материалов зарегистрированного кандидата определяется жеребьевкой, в связи с чем, проведение редакцией СМИ «Радуга-информ» такой жеребьевки с целью предоставления нераспределенной печатной площади позволило бы не нарушить равные условия для зарегистрированных кандидатов, подавших заявку на предоставление такой площади.

При этом необходимо отметить то обстоятельство, что с указанными выше заявками обратились в редакцию СМИ «Радуга-информ» еще 3 зарегистрированных кандидата: ФИО8, действующий по доверенности от имени ФИО9, ФИО10 и ФИО11 (л.д. 121-123, 193). Не оспаривалось лицами, участвующими в деле, то, что им также было отказано.

Вопреки доводам представителя заинтересованного лица ТИК ЗАТО г. Радужный дополнительное информирование всех зарегистрированных кандидатов о дате и времени проведения жеребьевки по предоставлению нераспределенной печатной площади, а также возможность ее проведения в иные сроки, чем указано в п. 1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ, нормами Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ, а также какими-либо иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Резервирование по своему усмотрению мест и дат опубликования предвыборных агитационных материалов привело бы к нарушению равных условий предоставления печатной площади зарегистрированным кандидатам, в том числе и кандидатам, подавшим заявку на предоставление нераспределенной печатной площади, даже, несмотря на то, что спора между ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО1 по выбранным им местам в соответствующих выпусках газеты «Радуга-информ» не было, на что было указано административным истцом.

Согласно п. 4 Разъяснений о порядке публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях в период проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Владимирской области четвертого созыва, утвержденных постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 20 января 2005 № 39, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Избирательного кодекса Владимирской области редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные условия проведения предвыборной агитации, т.е. все зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки получают равное количество печатной площади, оплата которой для них едина.

Доводы представителей административного ответчика НП «МГКТВ» и заинтересованного лица ТИК ЗАТО г. Радужный относительно того, что зарегистрированные кандидаты не были проинформированы о порядке предоставления дополнительной печатной площади, размере, условиях, дате и времени ее распределения, в связи с чем, не могли воспользоваться своим правом на ее получение, являются несостоятельными.

В бюллетене «Радуга-информ» от 17 июля 2020 г. была опубликована информация о предоставлении кандидатам в депутаты печатной площади в равных долях, а именно в размере 105 кв.см. При этом также указано на готовность редакции предоставить дополнительную платную печатную площадь по желанию кандидата, на стоимость 1 кв.см платной печатной площади, равную 24 рублям, на дату проведения жеребьевки для определения даты публикаций, которая состоится 5 августа 2020 г. в 10.00, а также на необходимость направления заявок на участие в жеребьевке. Данная информация, а также информация о переносе жеребьевки с 5 августа 2020 г. на 10 августа 2020 г., опубликованная в выпуске газеты «Радуга-информ» от 7 августа 2020 г., носит публичный характер, является общедоступной и размещена в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Учитывая заинтересованность зарегистрированных кандидатов, имеющих намерение воспользоваться получением печатной площади для агитационных материалов, они имели возможность ознакомиться с вышеуказанной информацией.

Содержание данной публикации соответствует положениям п. 6 ст. 50 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, п. 6 ст. 46, а также п. 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ. При этом, как уже отмечалось выше, п. 1 и 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ содержат термин «печатные площади», в состав которого входит и нераспределенная печатная площадь. В указанных нормах не указано на предоставление дополнительной печатной площади, а предусмотрены обязанность редакции резервировать печатную площадь, право зарегистрированного кандидата на получение из общего объема зарезервированной печатной площади печатной площади в пределах доли и возможность предоставления нераспределенной печатной площади из общего объема зарезервированной печатной площади. Какого-либо дополнительного извещения о порядке ее предоставлении, дате и времени проведения ее распределения не требовалось, нормами указанных выше законов не предусмотрено.

Ссылки представителей административного ответчика НП «МГКТВ» и заинтересованного лица ТИК ЗАТО г.Радужный на то, что п. 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ не предусматривает обязанности редакции предоставить нераспределенную печатная площадь за плату зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях, а лишь говорит о возможности такого предоставления, отклоняются судом, учитывая необходимость анализа норм данного пункта в совокупности с нормами, указанными в п. 1. ст. 48 указанного закона. На редакции муниципальных периодических печатных изданий возложены обязанности выделять и резервировать печатные площади, которые должны составлять не менее 10 процентов общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Именно из резервируемой печатной площади зарегистрированным кандидатам предоставляется нераспределенная печатная площадь на основании заявок заинтересованных в этом кандидатов.

Таким образом, оспариваемый административным истцом ответ от 12 августа 2020 г. № 4 противоречит положениям п.п. 1 и 1.1 ст. 48 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ, приведенное в нем основание для отказа ФИО1 выделить дополнительные платные печатные площади не соответствует указанным в данных пунктах нормам и нарушает права административного истца, в связи с чем, является незаконным.

Принимая во внимание то обстоятельство, что принятие решения о предоставлении ФИО1 нераспределенной печатной площади относится к компетенции НП «МГКТВ», исходя из недопустимости вмешательства суда в компетенцию муниципальных периодических печатных изданий, суд в соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ полагает необходимым возложить на административного ответчика НП «МГКТВ» обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 от 10 августа 2020 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» в течение 2 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Вопреки доводам представителей административного ответчика НП «МГКТВ» и заинтересованного лица ТИК ЗАТО г. Радужный вышеуказанный способ восстановления прав административного истца не нарушит права иных зарегистрированных кандидатов.

Требуемый административным истцом способ восстановления права в виде возложения на НП «МГКТВ» обязанности выделить дополнительную платную печатную площадь в бюллетене «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов в выпуске от 4 сентября 2020 г. (места № 5 и № 6), а также в выпуске от 11 сентября 2020 г. (места № 1 и № 2) приведет к нарушению обеспечения редакциями равных условий проведения предвыборной агитации другим зарегистрированным кандидатам.

Следовательно, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 в этой части суд считает необходимым отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же кодекса.

Суд, признав административный иск ФИО1 подлежащим удовлетворению частично и установив факт уплаты при подаче в суд административного искового заявления государственной пошлины в размере 300 рублей, полагает необходимым взыскать понесенные административным истцом судебные расходы с административного ответчика НП «МГКТВ».

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования ФИО1 к некоммерческому партнерству «Муниципальное городское кабельное телевидение» о признании незаконным отказа в выделении дополнительной печатной площади в бюллетене «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов, выраженного в письме от 12 августа 2020 г. № 4, обязании выделить дополнительные печатные площади за плату удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ некоммерческого партнерства «Муниципальное городское кабельное телевидение» в выделении ФИО1 дополнительной печатной площади в бюллетене «Радуга-информ» для размещения агитационных материалов, выраженный в письме от 12 августа 2020 г. № 4.

Обязать некоммерческое партнерство «Муниципальное городское кабельное телевидение» в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 10 августа 2020 г. в течение 2 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 отказать.

Взыскать с некоммерческого партнерства «Муниципальное городское кабельное телевидение» в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Об исполнении настоящего решения уведомить суд и административного истца ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий А.В.Стародубцева

Решение суда принято в окончательной форме 25 августа 2020 г.