ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-580/2018 от 20.04.2018 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-580/2018

Решение

Именем Российской Федерации

20 апреля 2018 года г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Черняевой Л.В.

при секретаре Макеевой Т.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о понуждении выдать разрешение на строительство,

установил:

административный истец (далее по тексту - истец) обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением к административному ответчику (далее по тексту - ответчик, Администрация ВМР), в котором просил обязать Администрацию ВМР выдать ему разрешение на строительство жилого дома в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 421 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Истец указал, что его право собственности на данный земельный участок возникло на основании договора дарения жилого дома и земельного участка от 03.05.2011 года.

Истец решил осуществить на данном земельном участке строительство жилого дома.

28.08.2017 года был утвержден градостроительный план земельного участка по данному адресу.

В тоже время в его адрес поступило уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство за от 12.03.2018 года. В качестве основания для отказа ответчиком указано отсутствие заключения о соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального значения, органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия.

В результате сложившейся ситуации истец, как собственник земельного участка, лишен возможности осуществить свои законные права на его использование под строительство жилого дома.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал и дал объяснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика исковые требования не признал, в своих письменных возражениях указал, что одним из принципов в области градостроительного законодательства является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (пункт 10 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации). Пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления отнесено, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. Как следует из части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В администрацию за выдачей разрешения на строительство с соответствующим заявлением обращался истец 13.11.2017 г., однако на основании ч. 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома ФИО3. При принятии данного решения администрация руководствовалась следующим. В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет соответствующее заявление в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Согласно части 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (далее по тексту - заключение). Так законодатель предоставил застройщику право самостоятельно предоставить в уполномоченный орган заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия. В случае, если к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляет приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1 части 11.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения содержатся в статье 60 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации». Однако вышеназванного заключения в администрацию не поступало. Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены основания отказа в выдаче разрешений на строительство. Рассматривая положения данной нормы применительно к предмету представления, орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием заключения о соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. При этом в данной норме законодатель закрепил, что неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Как видно, заключение Управления в данный перечень не входит. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Из совокупного анализа положений Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства (индивидуальный жилой дом) является положительное заключение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охран объектов культурного наследия. Таким образом, администрацией решения об отказе в выдаче разрешений на строительство истцу приняты в рамках законодательства, являются законными, мотивированными и обоснованными, в связи с чем, требования, содержащиеся в иске, в данной части не подлежат удовлетворению. Согласно статье 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения. Приказом Минкультуры РФ N 418, Минрегиона РФ N 339 от 29.07.2010 года утвержден перечень исторических поселений, в составе которого имеется г. Вольск. Предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке (часть 6 статьи 59 Федерального закона 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации"). Приказом Минкультуры России от 12.07.2016 N 1604 утвержден порядок включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения, утверждения его предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам указанных границах. Данные положения законодательных актов были приняты в 2015 году, 2016 году, распространяют свое действие на поселения, подлежащие включению в перечень исторических поселений федерального значения, и не распространяют свое действия на поселения, включенные в перечень исторических поселений федерального значения до момента их принятия. В настоящее время на органы местного самоуправления поселений, включенных в перечень исторических поселений в 2010 году, законодательством не возложена обязанность по подготовке материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований территории населенного пункта, проекта границ территории исторического поселения федерального значения, проекта предмета охраны исторического поселения федерального значения, проекта требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения, историко-культурного опорного плана исторического поселения, перечня исторически ценных градоформирующих объектов. Также на такие поселения не возложена обязанность дополнительно разработать вышеуказанные документы, как поселениям, включенным в перечень исторических поселений ранее. Вместе с тем, с целью разрешения сложившейся ситуации администрацией был проведен ряд мероприятий по формированию вышеуказанного перечня документов. Так в Минкульт России, Минкульт по Саратовской области были направлены обращения по внесению в федеральную программу сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и оказанию помощи в обеспечении города данными документами в целях сохранения особо ценного как для Саратовской области, так и для всей России культурного исторического наследия. Также администрацией проведена работа по дополнению в градостроительные регламенты с внесением изменений в правила застройки и землепользования применительно к историческому поселению, которыми закреплены параметры и ограничения строительства. На данный момент в генеральный план города Вольска Саратовской области, утвержденный Решением Совета Муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 16.02.2012 г. № 45/2-256, должны быть внесены изменения, подготовленные применительно к историческому поселению федерального значения, которые подлежат согласованию с Министерством культуры РФ. Согласно выписке из протокола от 18.10.2017 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе Общество с ограниченной ответственностью «Центр культурных исследований и экспертиз» стало победителем аукциона на «Выполнение работ по разработке проекта территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения в г. Вольске Саратовской области», в котором указаны сроки завершения работ до 31 августа 2018 года. Границы территории поселения, перечень исторически ценных градоформирующих объектов, материалы историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований территории поселения, а также зоны охраны исторической части определены и утверждены в составе генерального плана, утвержденного Решением Совета МО г. Вольск Вольского муниципального района Саратовской области от 10.06.2011 г. №37/2-214. Перечень объектов культурного наследия также утвержден в составе Схемы территориального планирования Вольского муниципального района (утверждена Решением Собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 20.03.2009 г. № 3/45-601), однако на данный момент проводится работа по его актуализации. Администрация полагает, что на данный момент существующая градостроительная документация содержит достаточную исходную информацию для обеспечения подготовки и выдачи соответствующих заключений Управлением. Таким образом, администрация действует в рамках правового поля, в связи с чем требования, содержащиеся в административном иске в части требований по обязанию выдать разрешение на строительство также не подлежат удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица - Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение, возражений на иск не представил.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.2).

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч.4).

В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта (ч.9).

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно (ч. 9.1).

Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ч.9.2)

Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме (ч.10).

В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (ч. 10.1).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч. 11.1).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства рассматривает указанные раздел проектной документации объекта капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 11.2).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения (ч. 13).

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч.14).

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (ч.1).

Предмет охраны исторического поселения включает в себя:

1) исторически ценные градоформирующие объекты - здания и сооружения, формирующие историческую застройку и объединенные в том числе масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

2) планировочную структуру, включая ее элементы;

3) объемно-пространственную структуру;

4) композицию и силуэт застройки - соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

5) соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6) композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения (ч.2).

Предмет охраны исторического поселения утверждается уполномоченным органом государственной власти применительно к каждому историческому поселению (ч. 3).

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения, как сохранившиеся, так и утраченные, границы зон охраны объектов культурного наследия, границы территорий объектов культурного наследия, границы территории исторического поселения, точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, отображаются в историко-культурном опорном плане исторического поселения, составляемом на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (ч.4).

Перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Указанные документы, утвержденные в установленном порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об их утверждении направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения, или в орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения, в границах которого расположено историческое поселение федерального значения (ч.6).

Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.8).

Приказом Министерства культуры РФ N 418 и Министерства регионального развития РФ N 339 от 29.07.2010 "Об утверждении перечня исторических поселений", изданным по поручению Правительства РФ (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 2010 года N 2 "Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны") город Вольск включен в перечень исторических поселений.

Судом установлено, что истцу на основании договора дарения от 03.05.2011 года принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 421 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома и дворовых строений.

Административный истец обратился в Администрацию Вольского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу.

12.03.2018 года Администрацией Вольского муниципального района истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в связи с отсутствием документа предусмотренного п. 4 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, а именно описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального значения, при этом в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства.

Согласно ч. 9 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства рассматривает указанные раздел проектной документации объекта капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

Однако в судебном заседании достоверно установлено и сторонами по делу не оспаривалось то обстоятельство, что границы территории и предмет охраны исторического поселения г. Вольска, а также требования к градостроительным регламентам в границах данного исторического поселения не установлены, в этом направлении ответчиком ведется соответствующая работа. Так, согласно выписке из протокола от 18.10.2017 г. рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе Общество с ограниченной ответственностью «Центр культурных исследований и экспертиз» стало победителем аукциона на «Выполнение работ по разработке проекта территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения в г. Вольске Саратовской области», в котором указаны сроки завершения работ - до 31 августа 2018 года..

Также из Правил землепользования и застройки муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области, утвержденных решением Совета муниципального образования город Вольск № 45/2-I 256 от 16.02.2012 года следует, что строительство индивидуального жилого дома соответствует основному виду разрешенного использования принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка и его месторасположение не входит к защитную зону объектов культурного наследия, а также в проектируемую зону охраны исторической части г. Вольска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для отказа истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома у Администрации Вольского муниципального района не имелось, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по подготовке и внесению в генеральный план г. Вольска и Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Вольск изменений применительно к историческому поселению федерального значения не может нарушать права и охраняемые законом интересы собственника земельного участка.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить административные исковые требования путем возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области о понуждении выдать разрешение на строительство удовлетворить.

Обязать Администрацию Вольского муниципального района рассмотреть вопрос о выдаче ФИО3 разрешения на строительство в границах принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью 421 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд Саратовской области.

Судья Л.В. Черняева