дело № 2а-1-586/2021
12RS0016-01-2021-001399-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 15 ноября 2021 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания Пронюшкиной М.Н.,
с участием административного истца Баклановой Т.И., ее представителя адвоката Мингалевой О.В.,
административного ответчика заместителя главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткиной Л.В.,
представителя заинтересованного лица Максимова Е.М. Ивлевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баклановой Т.И. к заместителю главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткиной Л.В. о признании незаконным предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства,
установил:
Бакланова Т.И. обратилась в суд с административном иском об оспаривании предписания заместителя главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткиной Л.В. об устранении нарушения требований земельного законодательства. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником гаража площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 01 февраля 2019 года признано право собственности Баклановой Т.И. на земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по тому же адресу. Право собственности на земельный участок с указанной в решении суда площадью не зарегистрировано по причине несоответствия площади спорного земельного участка сведениям кадастрового учета. Ссылаясь на наличие правоустанавливающего документа на спорный земельный участок, каким является решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 01 февраля 2019 года, отсутствие у пользователя земельного участка безусловной обязанности по государственной регистрации права собственности на этот земельный участок, а также отсутствие в бездействии Баклановой Т.И. нарушения земельного законодательства, административный истец просит признать незаконным и отменить предписание административного ответчика № 25 от 19 августа 2021 года, поскольку его невыполнение в установленный срок влечет возможность привлечения к административной ответственности по ч. 25, ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ.
В суде административный истец Бакланова Т.И. и его представитель адвокат Мингалева О.В. заявленные требования поддержали по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик заместитель главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткина Л.В., представляющая административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее Управление Росреестра по Республике Марий Эл), возражая против удовлетворения административного иска, пояснила, что в результате проведенной должностными лицами Управления Росреестра по Республике Марий Эл проверки установлено, что фактически границы земельного участка, в пределах которых Бакланова Т.И. использует земельный участок с кадастровым номером №, не соответствуют границам, определенным по результатам проведения кадастровых работ (межевания), сведения о которых содержатся в ЕГРН. Размещение принадлежащего административного истцу гаража с пристроем произведено за границами указанного земельного участка на площади <данные изъяты> кв.м смежного земельного участка с кадастровым номером №. Использование земельного участка с кадастровым номером № не в соответствии с кадастровыми границами послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Представитель заинтересованного лица Максимова Е.М. Ивлева Т.И., не согласившись с требованиями иска, заявила о самовольном занятии части земельного участка, принадлежащего Максимову Е.М., гаражом, находящимся в собственности Баклановой Т.И., в связи с чем заинтересованное лицо обратилось в суд с иском об освобождении принадлежащего ему земельного участка.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Статьей 71 ЗК РФ предусмотрено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года № 1081 утверждено Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), устанавливающее порядок осуществления такого надзора (далее Положение о надзоре).
Согласно 3 Положения о надзоре государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее органы государственного надзора), их территориальными органами.
На территории Республики Марий Эл функции по осуществлению государственного земельного надзора возложены на Управление Росреестра по Республике Марий Эл в лице их уполномоченных должностных лиц, к каковым относится и заместитель главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткина Л.В.
В силу пункта 5 Положения о надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет в том числе государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка, лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них.
Контрольные (надзорные) мероприятия в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся должностными лицами органов государственного надзора (их территориальных органов) в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 59 Положения о надзоре в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом орган государственного надзора (его территориальный орган) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
Обязанность контрольного (надзорного) органа выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения предусмотрена и пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Судом установлено, что 19 августа 2021 года во исполнение решения руководителя Управления Росреестра по Республике Марий Эл от 16 августа 2021 года, принятого в рамках рассмотрения обращения ИП Максимова Е.М., в отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащего Баклановой Т.И., проведена документальная проверка. О времени и месте проведения документальной проверки административный истец извещена надлежащим образом.
Из акта проверки от 19 августа 2021 года следует, что Баклановой Т.И. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав в целях размещения части принадлежащего ей нежилого здания гаража дополнительно используется территория принадлежащего заинтересованному лицу Максимову Е.М. смежного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.
Данное обстоятельство установлено по результатам инструментального обследования указанного земельного участка, проведенного государственным инспектором по использованию и охране земель ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается административным истцом. В то время как по содержащимся в ЕГРН сведениям площадь принадлежащего Баклановой Т.И. земельного участка по результатам проведения кадастровых работ (межевания) составляет <данные изъяты> кв.м.
Согласно акту обследования местоположения и границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке Максимова Е.М. находится объект капитального строительства – часть здания гаража, принадлежащего Баклановой Т.И.
В силу статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Довод представителя административного истца о наличии у Баклановой Т.И. прав на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м со ссылкой на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 01 февраля 2019 года судом отклоняется, поскольку принадлежащий истице земельный участок с кадастровым номером № как объект недвижимости по данным кадастрового учета имеет площадь только 32 кв.м; право собственности на этот земельный участок и приобрела Бакланова Т.И. с момента государственной регистрации 03 апреля 2019 года на основании названного судебного решения (выписка из ЕГРН).
В данном случае отсутствие у Баклановой Т.И. прав на дополнительно используемый под гаражом земельный участок площадью 12 кв.м свидетельствует о несоблюдении административным истцом требований земельного законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вынесенное уполномоченным должностным лицом органа государственного земельного надзора предписание от 19 августа 2021 года № 25 отвечает требованиям действующего законодательства не может быть признано незаконным, а значит, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Вопреки доводам административного истца выдача оспариваемого предписания не направлена на понуждение пользователя спорного земельного участка к регистрации права собственности на этот земельный участок, но имеет целью устранить допущенные нарушения земельного законодательства по использованию истицей земельного участка ей не принадлежащего.
Наличие рассматриваемого в суде спора собственников смежных земельных участков Баклановой и Максимова Е.М. об освобождении принадлежащего последнему земельного участка, инициированного после выдачи оспариваемого предписания, о незаконности последнего не свидетельствует. Срок выполнения требований предписания может быть продлен до разрешения судом названного спора.
Ввиду соответствия требованиям закона оспариваемого предписания и как следствие отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца этим решением у суда не имеется оснований для удовлетворения административного иска Баклановой Т.И. о признании незаконным и отмене выданного заместителем главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткиной Л.В. предписания № от 19 августа 2021 года об устранении нарушения требований земельного законодательства. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявлению Баклановой Т.И. к заместителю главного государственного инспектора г. Козьмодемьянска, Горномарийского, Юринского районов по использованию и охране земель Максуткиной Л.В. о признании незаконным и отмене предписания № от 19 августа 2021 года об устранении нарушения требований земельного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 16 ноября 2021 г.
Решение20.11.2021