Дело № 2а-1-618/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 сентября 2019 года город Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Орловской области к Бурцеву Вячеславу Вячеславовичу о взыскании транспортного налога и пени,
установил:
административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Орловской области (далее - МРИ ФНС России № по Орловской области, налоговая инспекция) обратился в суд с административным исковым заявлением к Бурцеву В.В. о взыскании транспортного налога и пени.
В обоснование заявленных требований указывают на то, что Бурцеву В.В. на праве собственности принадлежало: транспортное средство марки «ACURA MDX 4WD», государственный регистрационный №, в связи с чем, он является плательщиком транспортного налога.
Ссылался на то, что налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2014 года в размере 14 340 рублей и за 2015 год в размере 17 925 рублей. В адрес административного ответчика 22 октября 2017 года посредством почтового отправления было направлено уведомление об уплате транспортного налога за 2014-2015 г.г. до 1 декабря 2017 года.
Транспортный налог за 2014 год Бурцевым В.В. до указанной даты уплачен не был, поэтому налоговым органом заказным письмом Бурцеву В.В. было направлено требование № по состоянию на 22 июня 2018 года об уплате транспортного налога в размере 14 340 рублей и пени в размере 239 рублей 19 копеек за период с 14 апреля 2018 по 21 июня 2018 года.
До настоящего времени указанный налог и пени административным ответчиком не уплачены.
МРИ ФНС России № по Орловской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Бурцева В.В. вышеуказанного налога и пени в размере 14 579 рублей 12 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области 7 февраля 2019 года судебный приказ о взыскании с Бурцева В.В. транспортного налога и пени от 14 января 2019 года отменен на основании поступивших возражений должника. Требования ответчиком до настоящего времени не исполнены. По изложенным основаниям налоговая инспекция просит суд взыскать с Бурцева В.В. транспортный налог в размере 14 340 рублей и пени по транспортному налогу в размере 239 рублей 12 копеек, а всего 14 579 рублей 12 копеек.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Бурцев В.В. представил письменные возражения на административный иск, административный истец – письменные объяснения по обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Кодекса).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 названного Кодекса).
На основании части 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно статье 357 Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым кодексом установлен перечень объектов, которые транспортным налогом не облагаются.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно статье 362 Кодекса исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.
В силу изложенного, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В соответствии со статьёй 2 Закона Орловской области от 26 ноября 2002 года № 289-ОЗ «О транспортном налоге» для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно за 2014 год налоговая ставка на одну лошадиную силу составляла – 60 рублей; налоговая ставка за 2015 год составляла – 75 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 48 Кодекса определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, в том числе сведений органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения, за 2014-2015 г.г. за Бурцевым В.В. было зарегистрировано транспортное средство: «ACURA MDX 4WD», государственный регистрационный № мощностью 239 л.с., в силу чего 12 октября 2017 года налоговой инспекцией за 2014 год исчислен транспортный налог в размере 14 340 рублей 00 копеек и за 2015 год - 17 925 рублей 00 копеек, всего – 32 265 рублей 00 копеек.
22 октября 2017 года Бурцеву В.В. заказной корреспонденцией было направлено налоговое уведомление № со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 года, полученное им 28 октября 2017 года.
В связи с тем, что в установленные сроки Бурцевым В.В. налог уплачен не был, налоговым органом в адрес ответчика заказным письмом направлено требование № по состоянию на 6 декабря 2017 года об уплате транспортного налога в указанном размере и пени в размере 35 рублей 49 копеек в срок до 17 января 2018 года.
Согласно письменных пояснений МРИ ФНС № по Орловской области, в рамках проведения мероприятий по выявлению задолженности подлежащей списанию в соответствии с Федеральным законом 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ от 28 декабря 2017 года "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 19 февраля 2018 года при массовом перерасчете по имущественным налогам Бурцеву В.В. был произведен перерасчет транспортного налога за 2014 год, который не привел, ни к увеличению, ни к уменьшению суммы налога, т.е. расчет составил 0 рублей 00 коп. За счет того, что расчет оказался нулевым, начисления по транспортному налогу за 2014 год в размере 14 340 рублей 00 копеек, обнулились.
21 марта 2018 года Бурцевым В.В. уплачен транспортный налог за 2015 год в размере 17 925 рублей 00 копеек.
13 апреля 2018 года Бурцеву В.В. был начислен транспортный налог за 2014 год по расчету в размере 14 340 рублей 00 копеек, в том числе пени по транспортному налогу в размере 239 рублей 12 копеек, со сроком исполнения данного требования до 31 июля 2018 года за период с 14 апреля 2018 по 21 июня 2018 года.
В связи с этим, требование № по состоянию на 06 декабря 2017 года налоговой инспекцией было отозвано и 22 июня 2018 года сформировано требование № 6494 (срок исполнения требования 31 июля 2018 года), которое было направлено заказным письмом в адрес налогоплательщика и получено им 5 июля 2018 года.
Поскольку требование № административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
14 января 2019 года мировой судья судебного участка № г. Мценска и Мценского района Орловской области вынес судебный приказ № о взыскании с Бурцева В.В. указанной задолженности, который определением этого же мирового судьи от 7 февраля 2019 года отменен по заявлению Бурцева В.В. Заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Административный истец обратился в суд с административным иском в районный суд 27 июня 2019 года и просит взыскать с Бурцева В.В. задолженность по пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 14 340 рублей и пени по транспортному налогу 239 рублей 12 копеек.
МРИ ФНС России № по Орловской области в качестве основания взыскания задолженности по налогу указывает требование № по состоянию на 22 июня 2018 года. Налоговая инспекция полагает, что оно является уточненным.
В деле имеется требование инспекции от 6 декабря 2017 № об уплате транспортного налога за 2014 -2015 г.г. в размере 32 265 рублей 00 копеек и пеней, начисленных за период с 2 по 5 декабря 2017 года в размере 35 рублей 49 копеек.
Согласно статье 71 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Исходя из смысла указанной нормы, уточненное требование должно соответствовать сумме изменения налогового обязательства налогоплательщика. В противном случае требование будет повторным. Направление повторных требований в отношении одних и тех же платежей Налоговым Кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Кроме того, изменение налоговых обязательств налогоплательщика не влечет незаконности ранее выставляемых требований и не обязывает отзывать их. Налоговое обязательство в первоначально сформированной сумме продолжает исполняться на основании требования от 6 декабря 2017 №.
Требование № по состоянию на 22 июня 2018 года не отвечает признакам, предусмотренным статьей 71 Кодекса, поскольку в него включена сумма транспортного налога, обозначенная в требовании от 6 декабря 2017 года №, что свидетельствует о повторном предъявлении их к уплате по требованию № по состоянию на 22 июня 2018 года и не может являться законным основанием для принудительного взыскания налога
В рассматриваемом случае обязанность налогоплательщика не изменилась.
Ссылка инспекции в письменных объяснениях на Федеральный закон №436-ФЗ, который послужил основанием для пересчета ранее начисленной суммы налога и пеней, отклоняется по изложенным выше причинам. Размер подлежащего уплате налога в результате данного перерасчета за 2014 год не изменился, а, следовательно, оснований для направления налогоплательщику уточненного требования у налогового органа не имелось.
Указание инспекцией на статью 61 Налогового кодекса Российской Федерации, на информацию Федеральной налоговой службы России от 22 декабря 2016 «О перерасчете имущественных налогов» о том, что налоговая инспекция может произвести перерасчет ранее начисленной суммы налога и пеней, также нахожу необоснованной ввиду следующего.
В силу пункта 2 статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 названного Кодекса. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (пункт 3 статьи 61 названного Кодекса).
Из материалов дела следует, что срок уплаты транспортного налога в отношении ответчика в порядке статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации изменен не был.
Требование № по состоянию на 6 декабря 2017 года об уплате транспортного налога со сроком исполнения до 17 января 2018 года не заявлено в качестве основания взыскания, срок обращения в суд по нему истек 18 июля 2018 года, иск о взыскании налоговой инспекцией подан 27 июня 2019 года, о восстановлении данного срока налоговый орган не просил.
С учетом изложенного судья приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований МРИ ФНС России № по Орловской области о взыскании с Бурцева В.В. транспортного налога в сумме 14 340 рублей за 2014 года и пени по транспортному налогу в размере 239 рублей 12 копеек, а всего 14 579 рублей 12 копеек, не имеется.
На основании статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ввиду отказа в удовлетворении исковых требований МРИ ФНС России № по Орловской области, оснований для возложения на ответчика расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 175-176, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Орловской области к Бурцеву Вячеславу Вячеславовичу о взыскании транспортного налога и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле копии решения.
Судья Н.А. Волкова