ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-638/20 от 28.12.2020 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1-638/2020

УИД 73RS0012-01-2020-000842-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Рыбакова И.А., при секретаре Колесовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконными действий и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мелекесского района Ульяновской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконными действий и понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указывает, что прокурорской проверкой выявлены нарушения, допускаемые органами местного самоуправления МО «Новоселкинское сельское поселение» при формировании организационно-штатных структур.

Решением Совета депутатов поселения от 01.04.2019 №3/13 утверждена структура и предельная штатная численность работников администрации МО «Новоселкинское сельское поселение», согласно которой предусмотрено две должности муниципальной службы (Глава администрации, начальник финансового отдела), остальные работники замещают должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы. Однако в должностной инструкции специалиста в сфере закупок к его обязанностям отнесены разработка плана-графика закупок, осуществление подготовки изменений для внесения в план-график закупок, размещение в единой информационной системе плана-графика закупок и внесенных в него изменений, осуществление подготовки и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок и другие полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. При этом в соответствии со ст.54 указанного закона закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляется за счет средств местного бюджета.

В подобной ситуации лица, не замещающие должность муниципальной службы, фактически выполняют функции, отнесенные к исключительной компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, осуществление которых должно быть возложено на лиц, замещающих должности муниципальной службы.

В указанном случае обязанности, ограничения и запреты, установленные ст. 12, 13, 14 Закона №25-ФЗ, на лиц, замещающих «технические» должности и обеспечивающих при этом исполнение полномочий администрации поселения, не распространяются.

Более того, должность муниципальной службы специалиста по земельным отношениям и муниципальной собственности также безосновательно переведена в категорию «технических» должностей.

Так, к должностным обязанностям специалиста по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям отнесены осуществление правой экспертизы документов и подготовка проектов постановлений о передаче гражданам земельных участков в собственность или в аренду, об ограничении прав на земельные участки (сервитуты), подготовка для граждан и юридических лиц выписок из постановлений о передаче земельных участков в собственность, аренду, постоянное пользование, участие в проведении проверок по использованию и охране земель и другие обязанности.

Данные функции также выполняются в связи с реализацией вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, предусмотренных п.3 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Исключив рассматриваемую должность из категорий должностей муниципальной службы с переводом в категорию «технических должностей», органы местного самоуправления муниципального образования создали возможность незаконного освобождения от ответственности лиц, замещающих «технические должности» и нарушающих антикоррупционные запреты и ограничения.

Таким образом, намеренный вывод лиц, не занимающих должности муниципальной службы, но являющимися таковыми по своему функционалу, из-под действия запретов и ограничений Закона № 25-ФЗ создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны указанных сотрудников, что противоречит принципу обеспечения законности при прохождении муниципальной службы, установленному ст.ст. 3,7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

По данному факты в адрес Главы администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» 29.03.2019 года вносилось представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени никаких мер к исполнению требований прокурора не принято.

Просит признать незаконными действия администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на специалиста в сфере закупок, не замещающего должность муниципальной службы, а также обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на специалиста по земельным отношениям и муниципальной собственности, не замещающего должность муниципальной службы. Обязать администрацию МО «Новоселкинское сельское поселение» направить в представительный орган МО «Новоселкинское сельское поселение» для утверждения структуру и штатную численность работников, внести изменения в штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на работников, замещающих должности муниципальной службы.

В судебном заседании прокурор Буркин К.Е. административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации МО «Новоселкинское поселение» в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении данного дела в свое отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав прокурора и исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 2, ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ) в целях обеспечения исполнения, в том числе, полномочий органа местного самоуправления, а также лиц, замещающих муниципальные должности, учреждаются должности муниципальной службы.

При этом п. 2 ст. 10 указанного Закона допускает формирование в органе местного самоуправления должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы, наличие которых обусловлено необходимостью технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Из представленного решения совета депутатов МО «Новоселкинское сельское поселение» «Об утверждении структуры и предельной штатной численности работников администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» № 3/13 от 01.04.2019 года следует, что в структуре администрации предусмотрены две должности муниципальной службы – глава администрации, начальник финансового отдела (приложение №№1,2).

Распоряжением администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 26.10.2020 г. № 58-р утверждены штатные расписания специалистов и работников, осуществляющих техническое обеспечение администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

Согласно представленным штатным расписаниям специалист в сфере закупок и специалист по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям относятся к техническому персоналу.

Согласно должностной инструкции специалиста в сфере закупок администрации МО «Новоселкинское сельское поселение», утвержденной главой администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области 01.04.2019 к должностным обязанностям специалист в сфере закупок относятся: разработка плана-графика закупок, осуществление подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений, разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений, осуществление подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, обеспечение осуществления закупок и др. (раздел 3 должностной инструкции).

Из должностной инструкции специалиста по земельным отношениям и муниципальной собственности администрации МО «Новоселкинское сельское поселение», утвержденной главой администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области 06.06.2018, следует, что в его обязанности входит осуществление правовой экспертизы документов и подготовка проектов постановлений о передаче гражданам земельных участков в собственность или аренду, об ограничении прав на земельные участки (сервитуты), подготовка материалов и оформление документов к заседанию комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды и др. (раздел 4 должностной инструкции).

Как установлено в судебном заседании, 29.03.2019 года в адрес главы администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» прокурором Мелекесского района Ульяновской области вынесено представление об устранении нарушений закона. О результатах рассмотрения представления прокурора рекомендовано сообщить в месячный срок.

В ответе на представление прокурора от 07.05.2019 года указано, что в целях устранения указанных нарушений администрацией и для подготовки проекта решения Совета депутатов МО «Новоселкинское сельское поселение» «Об утверждении структуры и предельной штатной численности работников администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в новой редакции с изменением должностей специалиста по управлению муниципальной собственность и земельным отношениям и специалиста в сфере закупок к должностям муниципальной службы, проинформирована администрация МО «Мелекесский район». Последней подготовлено обращение в адрес Управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области. По информации, предоставленной вышеуказанным Управлением, планируется проведение совместного совещания с государственно-правовым управлением Правительства Ульяновской области для выработки рекомендаций муниципальным образованиям по типовым структурам администраций поселений. Кроме того, бюджет поселения, принятый на 2019 год, не предусматривает дополнительных возможностей по увеличению фонда заработной платы.

Из письма администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» от 27.10.2020 г. усматривается, что проект внесения изменений в решение Совета депутатов поселения от 30.12.2016 № 13/32 «Об утверждении структуры и предельной штатной численности работников администрации МО «Новоселкинское сельское поселении» Мелекесского района Ульяновской области в части включения должностей специалистов администрации поселения (должность специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям, должность специалиста в сфере закупок) в категорию должностей муниципальной службы будет подготовлен и рассмотрен на заседании Совета депутатов поселения в декабре 2020 года. Также будут рассмотрены изменения в действующее положение о муниципальной службе.

Таким образом, судом установлено, что лица, не замещающие должности муниципальной службы, фактически выполняют функции, отнесенные ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к исключительной компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, осуществление которых должно быть возложено на лиц замещающих должности муниципальной службы.

В связи с чем, в указанном случае обязанности, ограничении и запреты, установленные ст. 12, 13, 14 Закона № 25-ФЗ, на лицо, замещающее «техническую» должность и обеспечивающее при этом исполнение полномочий администрации поселения не распространяются.

Таким образом, разрешая исковые требования прокурора о признании незаконными действий администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» по возложению должностных обязанностей по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на специалиста в сфере закупок, а также должностных обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на главного специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям, не замещающих должность муниципальной службы, суд находит их обоснованными и законными, так как намеренный вывод лиц, не занимающих должности муниципальной службы, но являющиеся таковыми по своему функционалу, в период действия запретов и ограничений Закона № 25-ФЗ создает предпосылки для коррупционных проявлений со стороны указанных сотрудников, что противоречит принципу обеспечения законности при прохождении муниципальной службы, установленному ст.ст. 3,7 Федерального закона от 25.12.20087 № 273 «О противодействии коррупции».

Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Суд также полагает необходимым обязать администрацию МО «Новоселкинское сельское поселение» направить в представительный орган указанного муниципального образования для утверждения структуру и штатную численность работников местной администрации, внести изменения в штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, а также по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на работников, замещающих должности муниципальной службы.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 и 178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области о признании незаконными действий и понуждении к совершению действий удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области по возложению должностных обязанностей по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на специалиста в сфере закупок, не замещающего должность муниципальной службы.

Признать незаконными действия администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области по возложению должностных обязанностей по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на специалиста по управлению муниципальной собственности и земельным отношениям, не замещающего должность муниципальной службы.

Обязать администрацию МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области направить в представительный орган МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области для утверждения структуру и штатную численность работников, внести изменения в штатное расписание, возложив исполнение обязанностей по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, на работников, замещающих должности муниципальной службы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 11.01.2021.

Судья И.А Рыбаков