ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-701/19 от 15.10.2019 Мелекесского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1-701/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«15» октября 2019 года г. Димитровград

Ульяновская область

Мелекесский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Рыбакова И.А.,

при секретаре Губернаторовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о возложении обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о понуждении к совершению определенных действий, указав, что он подал в Администрацию Муниципального образования «Мелекесский район» заявление №332 от 06.05.2019 о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 4980 кв.м., расположенный по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с ***, а именно с «для строительства турбазы «***» на «для индивидуального жилищного строительства».

Ответом от 30.05.2019 №1773 Администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области ответила отказом в смене вида разрешенного использования земельного участка.

В обоснование административный ответчик указал на то, что земельный участок частично расположен на землях общего пользования, в том числе на автодороге и с учетом конфигурации границ земельного участка, смена вида разрешенного использования земельного участка не представляется возможной.

Приведенные доводы Администрации МО «Мелекесский район» не состоятельны. ФИО1 в соответствии с п.5 Распоряжения Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области №52-од от 29.01.2019 земельный участок с условным номером 73:08:012401:5: ЗУ1 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер ***.

Пунктом 1 названного Распоряжения Министерства Схема расположения образованного земельного участка с условным номером *** 1 утверждена.

Из приложения к Распоряжению Министерства, видно, что Образование 1 участка, произведено путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, права на который не зарегистрированы с сохранением исходного в измененных границах, что утверждено Распоряжением Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 29.01.2019 №52-од. При этом доступом исходного участка, утвержденной Распоряжением Агентства, Схемы расположения образуемого земельного участка (в последствии с кадастровым номером ***) указаны земли общего пользования, а в соответствии с пунктом 2 Распоряжения Министерства, доступ к данному земельному участку будет осуществляется через земельный участок с кадастровым номером ***, из которого и образовывался спорный земельный участок.

При изложенных обстоятельствах доводы Администрации МО «Мелекесский район» о том, что спорный земельный участок находится на землях общего пользования, в том числе на автодороге, не могут явится основанием к отказу в смене вида разрешенного использования земельного участка с сохраненного Распоряжением Министерства «для строительства турбазы «***» на предусмотренное Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) «индивидуальное жилищное строительство» для территориальной зоны образуемых земельных участков, в том числе спорного ЖУ1 «Коттеджная и усадебная застройка».

Образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет, в утвержденных границах образованного земельного участка, с координатными точками, что видно из описательной части Схемы расположения земельного участка, являющейся приложением к Распоряжению Министерства, которая утверждена Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Отмечено, что на земельном участке с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «для строительства турбазы «***» (из состава которого путем раздела образован спорный земельный участок) все объекты капитального строительства (постройки самой турбазы) принадлежат истцу на праве собственности.

Действиями административного ответчика нарушаются его права и законные интересы, поскольку ФИО1 не может оформить земельный участок под объектом недвижимости, права на который уже оформлены.

Просит обязать администрацию Муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области сменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.***, общей площадью 4980 кв.м., с «для строительства турбазы «***» на «для индивидуального жилищного строительства».

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области ФИО3 административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Заслушав мнение участвующих в рассмотрении административного искового заявления лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного использования.

Согласно материалам дела, ФИО1 является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи от 06.11.2008 г.

ФИО1 подал в администрацию Муниципального образования «Мелекесский район» заявление №332 от 06.05.2019 о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 4980 кв.м., расположенный по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, с ***, с «для строительства турбазы «***» на «для индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с копией сообщения от 30.05.2019 №1773 администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, МО «Старосахчинское сельское поселение», с. ***, общей площадью 4980 кв.м., частично расположен на землях общего пользования, в том числе на автодороге. С учетом конфигурации границ земельного участка, смена вида разрешенного использования земельного участка на «для индивидуального жилищного строительства» не представляется возможной.

Согласно Распоряжения Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области №52-од от 29.01.2019 земельный участок с условным номером 73:08:012401:5: ЗУ1 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер ***, схема расположения образованного земельного участка с условным номером *** 1 утверждена.

Согласно акту планового (рейдового) осмотра территории МО территории МО «Мелекесский район» Ульяновской области №20 от 26.08.2019 г. проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с. ***, ул. ***, общей площадью 175264 кв.м., с кадастровым номером *** категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование для строительства турбазы «***», в результате которого установлено, что от дороги г. Димитровград – с. *** имеется ответвление с асфальтовым покрытием к земельному участку с кадастровым номером ***. Указанный участок огорожен металлическим забором из профлиста, на территории участка за воротами находится асфальтовая площадка, которая является объектом общего пользования. По указанной асфальтовой дороге и площадке осуществляется доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами *** и ***

Исходя из Правил землепользования и застройки муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области второго созыва от 26.12.2012 г. №11/38 (с изменениями, внесенными приказом Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 07.06.2018 г. №17-од) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами (согласно карте градостроительного зонирования с.*** - зоне коттеджной и усадебной застройки) с видом разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства" составляют от 400 м2 до 2500 м2.

Судом установлено, что площадь земельного участка, о смене вида разрешенного использования которого просит административный истец, составляет 4980 кв.м., в то время как градостроительным регламентом территориальной зоны "Для индивидуального жилищного строительства" максимальный размер земельного участка определен 2500 кв. м.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по изменению вида разрешенного использования земельного участка, т.к. планируемая деятельность приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (в данном случае максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного использования.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 21 октября 2019 года.

Судья И.А. Рыбаков