Дело № 2а-1-71/2022 УИД 73RS0011-01-2022-000076-81 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 февраля 2022 года р.п. Майна Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Николаевой Н.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Майнский» о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, УСТАНОВИЛ: Административный истец Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») обратилось в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МО МВД России «Майнский») о признании незаконным предписания об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. В обоснование иска указано следующее. 17.01.2022 гола в адрес Департамента автодорог поступило представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности от 11.01.2022 года по организации следующих мероприятий: - на примыкании с улицы Элеваторной к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 45 + 427 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы 40 лет Октября к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 45 + 150 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; - на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 244 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с 1-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 826 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Московской к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Гагарина к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Полевой к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Энтузиастов к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» (повторяется); - на примыкании с улиц 2-ая Садовая, 1-ая-Садовая, 50 лет ВЛКСМ, Новая, ФИО1 и Рабочая отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу»; - на перекрестке улиц Комсомольская и автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино» отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дрога» в количестве 2 штук и дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу» в количестве 2 штук. Считают указанное представление от 11.01.2022 года не соответствующим действующей дорожной обстановке, а также сведениям, содержащимся в Проекте организации дорожного движения на автодороге, следовательно, незаконным и необоснованным в части. По территории р.п. Вешкайма проходят две автомобильных дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» (на участке с км 44 + 137 по км 47 + 352) и «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево Старотимошкино» (на участке с км 42 + 538 по км 45 + 578). Действующими проектами организации дорожного движения и сводными ведомостями (на знаки приоритета 2.1 и 2.4), которые должны быть установлены и отображены в проекте в соответствии с ГОСТ 52290-2004 на автодорогах дорожные знаки 2.4 в собственности Департамента автодорог не устанавливаются исходя из следующего. Согласно требованиям пункта 2 статьи 9 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» устанавливается, что начало автомобильной дороги исчисляется от пересечения автомобильных дорог – для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги и примыкающей к ней. Правилами дорожного движения Российской Федерации в пункте 1.2 закреплено понятие «Перекрёсток», это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющие соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. В соответствии с требованиями п. 5.3.6 ГОСТ Р 52289-2019 дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу, т.е. в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрёстка. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрёстков знак устанавливают перед началом этой полосы. В представленных Проектах организации дорожного движения на автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» и «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино» отображается вся обстановка пути, в том числе, дорожные знаки, установленные на объектах придорожного сервиса, примыканиях в населенных пунктах и т.д., которые влияют на общее восприятие дорожной ситуации, но не находящиеся на балансе Департамента, поэтому дорожные знаки, не находящиеся на балансе не внесены в сводную ведомость дорожных знаков указанных проектов. В том числе, по указанной выше причине, ОГИБДД МО МВД России «Майнский» не указаны адреса указанных дорожных знаков (2.4), а лишь прописаны улицы, расположенные в черте населенного пункта, находящихся в ведении администрации Вешкаймского района. Таким образом, обустройство указанных знаков 2.4 входит в обязанность владельца примыкающих улиц – Администрации МО Вешкаймского района Ульяновской области. При этом, региональные и межмуниципальные автодороги не измеряют наименованием улиц, они имеют точную протяженность на которых устанавливаются адреса установки элементов обустройства автодороги (дорожных знаков, разметки и т.д.). Просят признать представление об устранении причин и условий способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности от 11.01.2022 года, выданное Главным государственным инспектором БДД по Майскому и Вешкаймскому районам Ульяновской области незаконным и необоснованным в части, исключив мероприятия по обустройству участков автодорог дорожными знаками 2.4 «Уступи дорогу» на: - на примыкании с улицы Элеваторной к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 45 + 427 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 244 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с 1-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 826 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Московской к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Гагарина к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Полевой к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Энтузиастов к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» (повторяется); - на примыкании с улиц 2-ая Садовая, 1-ая-Садовая, 50 лет ВЛКСМ, Новая, ФИО1 и Рабочая отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу»; - на перекрестке улиц Комсомольская и автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино» отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дрога» в количестве 2 штук и дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу» в количестве 2 штук. Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц определением от 26.01.2022 года привлечены Управление МВД России по Ульяновской области, администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, главный инспектор БДД по Майнскому и Вешкаймскому районам Ульяновской области ФИО2 Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с требованиями административного искового заявления был не согласен в части, указав на законность представления в части установки дорожных знаков, предусмотренных Проектами организации дорожного движения, в том числе, ведомостями размещения дорожных знаков, установленных на примыканиях к дороге. Указал, что в отношении спорных дорог имеется ряд судебных решений, обязывающих административного истца произвести установку дорожных знаков, в том числе, на указанных в иске участках. Представители заинтересованных лиц УМВД России по Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД России «Майнский» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что представление вынесено обоснованно, со стороны административного истца имело место бездействие, выразившееся в ненадлежащем содержании автомобильной дороги, неисполнении требований пунктов 5.3.2 и 5.3.6 ГОСТ 522892019, что послужило законным основанием для вынесения представления. Полагают, что законных оснований для удовлетворения административного иска не имеется. Более подробно позиция указанных заинтересованных лиц изложена в возражениях. Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения администрации муниципального образования «Вешкаймский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В письменных возражениях на иск указали, что комплексная схема организации дорожного движения в настоящее время на территории Вешкаймского района Ульяновской области разработана, но не утверждена в связи с выявлением замечаний. В разработанном проекте комплексной схемы организации дорожного движения указанные в запросе автодороги и дорожные знаки на них отсутствуют, автодороги находятся в реестре муниципальной собственности администрации МО «Вешкаймский район». Представитель заинтересованного лица ООО «Вешкаймско-Карсунский дорожно-строительный участок» ФИО4 в судебном заседании решение оставлял на усмотрение суда. Указал, что юридическое лицо обслуживает автодороги на основании договора с ООО «Русь» и в соответствии с заданиями административного истца. Представители заинтересованных лиц ООО «Техкомплект-Ульяновск», ООО «Русь» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом Суд полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства. Заслушав представителя административного ответчика, пояснения свидетеля - начальника отдела технического надзора автодорог и искусственных сооружений ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» ФИО5, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. ч. 9 и 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оно нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным. Как установлено в ходе судебного разбирательства указанные в административном иске автодороги являются государственной собственностью Ульяновской области и закреплены за ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на праве оперативного управления. Их перечень утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 ***. В соответствии с указанным Перечнем автомобильная дорога «Урено-Карлинское - Чуфарово Вешкайма - Барыш» Вешкаймского района Ульяновской области, имеющая идентификационный ******, региональная и является собственностью Ульяновской области, как и автодорога «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклемишеао-Старотимошкино», имеющая идентификационный номер *** Судом установлено, что 11 января 2022 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Майнскому и ***м ОГИБДД МО МВД России «Майнский» Б.И.А. директору ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» ФИО6 вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. В представлении указано, что на региональных дорогах «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» и «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклемишево-Старотимошкино», проходящих по территории р.п. Вешкайма, выявлены нарушения а именно: в нарушении требований п. 5.3.2 и п. 5.3.6 ГОСТ Р 522889-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»: - на примыкании с улицы Элеваторной к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 45 + 427 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы 40 лет Октября к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 45 + 150 отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога»; - на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 244 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с 1-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 826 отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Московской к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Гагарина к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Полевой к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улицы Энтузиастов к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу»; - на примыкании с улиц 2-ая Садовая, 1-ая-Садовая, 50 лет ВЛКСМ, Новая, ФИО1 и Рабочая к автодороге «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино» отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу», на перекрестке улиц Комсомольская и автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино» отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дрога» в количестве 2 штук и дорожные знаки 2.4 «Уступи дорогу» в количестве 2 штук, тем самым созданы причины и условия способствующие реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности. На основании пункта 12 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», необходимо принять меры по устранению указанных причин. Предлагают принять меры к обустройству указанных участков дорожными знаками. Информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо сообщить в месячный срок. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1101, установлено, что федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел и его территориальными органами. Предметом федерального надзора в области безопасности дорожного движения являются: а) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), актами, составляющими право Евразийского экономического союза, обязательных требований в области безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования): к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, влияющих на безопасность дорожного движения; к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог (п.2). Согласно статье 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от государственных и муниципальных органов, проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог. Согласно п. 81 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 № 380, надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения. При надзоре за дорожным движением осуществляется, в том числе выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (п. 82 Административного регламента). Согласно п. 87 Административного регламента при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента, в том числе и о выдаче предписания. В силу 87.4. представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности вносятся в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения в целях проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения. В рассматриваемом случае оспариваемое представление было выдано в соответствии с нормами действующего законодательства на основании акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда № 38 от 03.12.2021 года полномочным должностным лицом. В качестве оснований для признания представления незаконным административным истцом указано на то, что спорные дорожные знаки не находятся на балансе Департамента и не внесены в сводные ведомости дорожных знаков Проектов организации дорожного движения. Кроме того, примыкания являются примыканиями муниципальной автодороги, а значит, знаки должны быть установлены администрации МО «Вешкаймский район» Ульяновской области. Проверяя данные доводы административного истца, суд приходит к следующему. В силу положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, дорожные знаки, пешеходные дорожки, тротуары. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения, Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 (далее - приказ Минтранса России N 402) утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды. В частности, к прочим работам по содержанию относится разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию. В состав мероприятий по содержанию автомобильной дороги входят также работы по установке недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 1 приказа Минтранса России N 402). Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона N 443-ФЗ от 29 декабря 2017 г. "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 443-ФЗ) комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения включаются в состав документации по организации дорожного движения. Приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения. Согласно положениям данных Правил, Правила подготовки документации по организации дорожного движения устанавливают требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения за исключением проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства (далее – Правила, КСОДД, ПОДД соответственно), а также порядку их подготовки, согласования и утверждения. Подготовка, согласование и утверждение ПОДД должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона об организации дорожного движения. ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения. Исходя из частей 1 - 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об организации дорожного движения, Федеральный закон N 443-ФЗ), документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения. Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 статьи 17 Федерального закона N 443-ФЗ). Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Согласно требований п. 5.3.2 и п. 5.3.6 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) знак 2.1 "Главная дорога" устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290. На пересечениях дорог с несколькими проезжими частями знак устанавливают перед пересечениями проезжих частей, на которых возможно неоднозначное определение главенства дорог. Знак 2.4 "Уступите дорогу" применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге. Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу предпочтительно в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль. Перед перекрестками со сложной планировкой и перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, знак устанавливают с табличкой 8.13. Знак устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в любое время суток. Знак 2.4 в этом случае может быть установлен при отсутствии знаков 2.1 или 2.3.1 - 2.3.7 на главной дороге по 5.3.5. При наличии полосы разгона в местах выезда на дорогу с преимущественным правом проезда перекрестков знак устанавливают перед началом этой полосы. Согласно положениям п. 7 ст.20 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотведения и исполнением других установленных техническими регламентами требований, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий. В силу положений п. 71 Правил подготовки документации по организации дорожного движения ПОДД должен содержать адресные ведомости, в том числе, ведомости размещения дорожных знаков. ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения. Внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не более шестидесяти календарных дней, с направлением в течение тридцати календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений (п. 49). Судом установлено, что в отношении автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» Проект организации дорожного движения (далее ПОДД) разработан и утвержден директором ОКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в 2013 году, как и проект организации дорожного движения автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклемишево-Старотимошкино». Так, в ПОДД в отношении автомобильной дороги «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» в Приложении № 55 «Ведомость размещения дорожных знаков, установленных на примыканиях к дороге (которые должны быть установлены и отображены в проекте в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004), на протяжении 45 км требуется размещение дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» справа в количестве 2 штук, слева в количестве 3 штук; на протяжении 46 км требуется размещение дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» справа в количестве 1 штуки, слева в количестве 2 штук; протяжении 47 км требуется размещение дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» справа в количестве 1 штук, слева в количестве 1 штуки. Исходя и представленных в проекте схем знак 2.4 «Уступи дорогу» изображен на примыкании с улицы Элеваторной 45 км +427; с переулка Назарова 46 км + 244; с улицы Московской 46 км + 826; с улицы Энтузиастов 47 км + 340. При этом, на представленной схеме отсутствуют изображения примыканий со 2-го переулка Назарова, 1-го переулка Назарова, с улицы Гагарина, с улицы Полевой. В представлении допущена техническая ошибка, ошибочно указано наименование переулка Назарова (46 км.+ 244). Указано примыкание со 2-го переулка Назарова, вместо правильного - переулка Назарова. В связи с этим представление в этой части подлежит изменению. Кроме того, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 октября 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по установке дорожных знаков на Правительство Ульяновской области возложена обязанность произвести установку дорожных знаков на следующих участках автодороги «Урено-Карлинское -Чуфарово - Вешкайма - Барыш», в том числе: - км с 45 по 46 с левой стороны: км 45+078 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 45+190 - 2.4 «Уступи дорогу», км 45+427 -2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 45+707 - 2.5 «Движение без остановки запрещено», км 45+866м. - 2.1 «Главная дорога», с правой стороны: км 45+000 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 45+150 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 45+578 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 45+663 - 2.5 «Движение без остановки запрещено», км. 45+762 -2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги»; - км с 46 по 47 с левой стороны: км 46+244 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 46+779 - 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход», км 46+826 - 2.1 «Главная дорога», с правой стороны: км 46+161 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», км 46+775 - 5.19.1 (5.19.2) «Пешеходный переход»; - км с 47 по 48 с левой стороны: км 47+340 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», с правой стороны км 47+316 - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу». В ПОДД в отношении автомобильной дороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклемишево-Старотимошкино» в Приложении № 44 «Ведомость размещения дорожных знаков, установленных на примыканиях к дороге (которые должны быть установлены и отображены в проекте в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004), на протяжении 42 км требуется размещение дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» справа в количестве 1 штуки, слева в количестве 5 штук; на протяжении 43 км требуется размещение дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» справа в количестве 2 штуки, слева в количестве 3 штук. Исходя и представленных в проекте схем знак 2.4 «Уступи дорогу» изображен на примыкании с улицы 1-я Садовая 43 км + 312; с улицы 2-я Садовая 43 км + 430; с улицы Новая 42 км + 630; с улицы ФИО1 42 км + 740; с улицы Рабочая 42 км + 858. Отсутствуют изображения примыкания с улицы 50 лет ВЛКСМ, а также перекрёстка ул. Комсомольская. При этом, постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Майнский» от 16.12.2014 года ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» привлечено к административной ответственности по ст. 12.24 КоАП РФ. При этом, было установлено, что на автомобильной дороге регионального значения «Саранск-Сурское-Ульяновск-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклемишево-Старотимошкино» отсутствуют дорожные знаки на следующих участках: с левой стороны 42 км.+273 м. – 3.20 «Обгон запрещен», 42 км.+423 м. - 1.11.1 «Опасный поворот», 42 км.+483м. – 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 42км.+566м. – 2.1 «Главная дорога», 42 км.+630м. – 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», 42 км.+740м. – 2.1 «Главная дорога», 42 км.+858 м. – 2.1 «Главная дорога» на примыкании на знаке 2.4 отсутствует табличка 8.13 «Направление главной дороги»; с левой стороны 43 км.+057 м. – 2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги», 43 км.+312 м - 2.1 «Главная дорога» на примыкании 2.4 «Уступи дорогу», 43 км. +413 м. - 3.20 «Обгон запрещен», 43 км.+430 м. – 2.1 «Главная дорога» 3.18.2 «Поворот на лево запрещен», 43 км.+446 м. - 3.18.2 «Поворот на лево запрещен», 43 км.+583 м. - 3.20 «Обгон запрещен», на оборотной стороне 3.21 «Конец зоны запрещения обгона»,43 км.+408 м. – 1.11.1 «Опасный поворот». При этом, в силу положений ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом. Таким образом обоснованность предписания в части обустройства автодорог дорожными знаками 2.4 «Уступи дорогу» на примыканиях с улиц Элеваторной, переулка Назарова, Московской, Энтузиастов к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш», а также на примыканиях с улиц 2-ая Садовая, 1-ая-Садовая, Новая, ФИО1 и Рабочая к автодороге «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино» обусловлена вышеприведёнными судебными актами, а также наличием знаков на указанных примыканиях в утвержденных ПОДД, являющихся основными документами по порядку организации дорожного движения на указанных дорогах. При этом, доводы административного истца о том, что установка знаков является обязанностью администрации муниципального образования, по территории которой проходит региональная дорога и примыкания к ней, опровергаются вышеприведёнными нормативными требованиями, предписывающими установку знака «Уступи дорогу» с целью безопасного съезда с региональной дороги, существующими ПОДД и схемой дислокации дорожных знаков. Относительно незаконности пунктов оспариваемого предписания относительно отсутствия дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу»: - на примыканиях с 1-го переулка Назарова, с улицы Гагарина, с улицы Полевой к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш»; - на примыкании с 50 лет ВЛКСМ к автодороге «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино»; а также относительно отсутствия дорожного знака 2.4 «Уступи дорогу» 2.1 «Главная дорога» на перекрестке улиц Комсомольская и автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино», суд в данной части соглашается с доводами административного истца, поскольку действующими проектами организации дорожного движения наличие данных знаков не предусмотрено, соответствующие изменения в утверждённые проекты в соответствии с требованиями действующего законодательства не вносились. На основании изложенного, суд полагает, что административные исковые требования истца подлежат удовлетворению в части признания незаконными пунктов представления от 11 января 2022 года по устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественно безопасности, вынесенного главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Майнскому и Вешкаймскому районам ФИО2 относительно отсутствия дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» на примыканиях: с 1-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 826; с улицы Гагарина к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш»; с улицы Полевой к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш»; с улицы 50 лет ВЛКСМ к автодороге «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино»; а также отсутствия дорожных знаков 2.1 «Главная дрога» в количестве 2 штук и дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» в количестве 2 штук на перекрестке улиц Комсомольская и автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево Старотимошкино». Кроме того, представление надлежит изменить в части указания наименование участка дороги на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 244, указав на примыкание на данном участке с переулка Назарова. В удовлетворении остальной части иска надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административный иск Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Майнский» о признании незаконным представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности удовлетворить частично. Признать незаконными пункты представления от 11 января 2022 года по устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, вынесенного главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Майнскому и Вешкаймскому районам ФИО2 директору Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» ФИО7 относительно отсутствия дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» на примыканиях: с 1-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 826; с улицы Гагарина к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш»; с улицы Полевой к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш»; с улицы 50 лет ВЛКСМ к автодороге «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево-Старотимошкино»; а также отсутствия дорожных знаков 2.1 «Главная дорога» в количестве 2 штук и дорожных знаков 2.4 «Уступи дорогу» в количестве 2 штук на перекрестке улиц Комсомольская и автодороги «Саранск-Сурское-Ульяновск»-Вальдиватское-Карсун-Вешкайма-Беклимишево Старотимошкино». Изменить представление от 11 января 2022 года в части указания наименование участка дороги на примыкании со 2-го переулка Назарова к автодороге «Урено-Карлинское-Чуфарово-Вешкайма-Барыш» км 46 + 244, указав на примыкание на данном участке с переулка Назарова. В удовлетворении остальной части исковых требований Областному государственному казенному учреждению «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Н.Д. Николаева Мотивированное решение изготовлено 22.02.2022 года. |