ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-7236/18 от 13.12.2018 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-7236/2018

УИД 64RS0042-01-2018-008492-26

Решение

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи С.А. Шапина,

при секретаре А.С. Плужникове,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры об оспаривании бездействия администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившегося в невыполнении мероприятий по урегулированию вопросов в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения на территории муниципального образования город Энгельс,

установил:

прокурор Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии административным ответчиком мер по установлению порядка и сроков рассмотрения предложений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс», порядка разработки и содержания положения о порядке использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения, определения порядка учета и хранения материалов.

Для целей устранения выявленного нарушения законодательства об охране окружающей среды просит возложить на ответчика обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить порядок и срок рассмотрения предложений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс»; определить порядок учета и хранения материалов, обосновывающих необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс»; установить порядок разработки и содержания положения о порядке использования и охраны особо охраняемой природной территории местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс».

Административный иск обосновывает тем, что требования к порядку разработки и содержанию положения о порядке использования и охраны особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются муниципальными правовыми актами. Вместе с тем, органами местного самоуправления муниципального образования город Энгельс до настоящего времени не приняты правовые акты, регулирующие указанные вопросы. Не урегулирование обозначенных вопросов правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования город Энгельс не позволяет в полном объеме реализовать заинтересованным лицам (неопределенному кругу лиц) право на внесение предложений о создании особо охраняемой природной территории местного значения, делегированное последним статьей 5 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», чем в свою очередь нарушается право граждан, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим правонарушением, а также создается угроза для
уничтожения природных объектов, имеющих особое природоохранное,
научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, и иное ценное значение. По данному факту главе Энгельсского муниципального района Саратовской области 06 сентября 2018 года было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Однако, как следует из ответа на представление от 10 октября 2018 года, требования прокуратуры о необходимости принятия мер, направленных на разработку и утверждение муниципальных правых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, использования и реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения на территории Энгельсского района, не выполнены.

В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Лукьянов М.О. заявленные требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области по доверенности Казарова А.Г. в судебном заседании относительно требований прокурора возражала, ссылаясь на то, что деятельность, связанная с разработкой и подготовкой к утверждению муниципальных правых актов, регулирующих отношения в области организации, охраны, использования и реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения, уже начата.

Представитель заинтересованного лица Энгельсского городского Совета депутатов в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие названного заинтересованного лица.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, обязанность доказывания законности, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статьям 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Положениями части 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно части 8 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

В соответствии со статьей 5 названного Федерального закона № 33-ФЗ граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. При осуществлении этих мероприятий органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают предложения граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Аналогичное право на инициативу организации особо охраняемой природной территории местного значения предоставлено гражданам и юридическим лицам, включая общественные и религиозные объединения, Законом Саратовской области от 27 декабря 2016 года № 171-ЗСО «Об особо охраняемых природных территориях местного значения в Саратовской области», который регулирует отношения в области организации, охраны, использования и реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения в Саратовской области.

Так, положениями статьи 5 данного Закона Саратовской области установлено, что организация особо охраняемой природной территории местного значения может осуществляться по инициативе соответствующего органа местного самоуправления либо по предложениям Губернатора Саратовской области, депутатов Саратовской областной Думы, территориального органа федерального органа исполнительной власти по Саратовской области в сфере охраны окружающей среды, а также граждан и юридических лиц, включая общественные и религиозные объединения, которые вносят соответствующие предложения в орган местного самоуправления того муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, где планируется создание особо охраняемой природной территории местного значения. Порядок и срок рассмотрения предложений устанавливаются муниципальными правовыми актами.

По результатам рассмотрения предложений органом местного самоуправления принимается решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения либо об отсутствии целесообразности ее создания.

Материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения, подлежат учету и хранению в порядке, устанавливаемом муниципальными правовыми актами.

Кроме того, орган местного самоуправления, принявший решение о создании особо охраняемой природной территории местного значения, утверждает положение о порядке ее использования и охраны (статья 6 Закона Саратовской области).

Требования к порядку разработки и содержанию положения о порядке использования и охраны особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются муниципальными правовыми актами.

Согласно части 3 статьи 18 Устава муниципального образования города Энгельс Энгельсского района Саратовской области, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования города Энгельс) не образуется. Полномочия местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Энгельс) осуществляет администрация Энгельсского муниципального района.

Судом установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования город Энгельс либо Энгельсского муниципального района Саратовской области на момент рассмотрения настоящего дела правовые акты, регулирующие указанные вопросы, не приняты.

Данное обстоятельство представителем ответчика – администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области в судебном заседании не оспаривается.

При этом судом признается то обстоятельство, что невыполнение обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Саратовской области «Об особо охраняемых природных территориях местного значения в Саратовской области», нарушает интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации, не
позволяет в полном объеме реализовать заинтересованным лицам
(неопределенному кругу лиц) право на внесение предложений о создании
особо охраняемой природной территории местного значения, чем в свою очередь нарушается право граждан, предусмотренное статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим правонарушением.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм права, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Требование административного истца также обусловлено необходимостью установления ответчику разумного срока для исполнения им возложенной на него приведенными нормативными правовыми актами обязанности.

Руководствуясь статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать бездействие администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неурегулировании вопросов в области организации, охраны, использования и реорганизации особо охраняемых природных территорий местного значения на территории муниципального образования город Энгельс, незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу предпринять меры к установлению порядка и срока рассмотрения предложений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс»; к определению порядка учета и хранения материалов, обосновывающих необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс»; к установлению порядка разработки и содержания положения о порядке использования и охраны особо охраняемой природной территории местного значения на территории муниципального образования «Город Энгельс».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>