Дело № 2а-1-731/2021
УИД 33RS0017-01-2021-001320-22
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 сентября 2021 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области
в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием
помощника Собинского межрайонного прокурора Широковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области административное дело по административному иску Собинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации о признании информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л :
Собинский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска Собинский межрайонный прокурор указал, что Собинской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг информации, содержащейся в сети «Интернет», в ходе которого установлено, что для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о приобретении бестабачной никотинсодержащей продукции - снюс. Распространение информации о возможности приобретения данной продукции подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства. Следовательно, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации. Таким образом, информация, размещенная на интернет странице <данные изъяты>, нарушает действующее законодательство. Признание информации о возможности приобретения дистанционным способом никотинсодержащей продукции - снюс (различных наименований) за денежное вознаграждение информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, а также включение вышеупомянутого сайта в Единый реестр, возможно только по решению суда. На момент проверки указатель страницы <данные изъяты>, на котором размещена вышеуказанная информация, в Едином реестре отсутствует. В ходе проведенной проверки установлено, что домен <данные изъяты> зарегистрирован за неустановленным лицом, сведений о собственнике домена не имеется.
Определением судьи от 18 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области (л.д. 2-4).
Помощник Собинского межрайонного прокурора Широкова Н.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила административный иск удовлетворить, указав, что по настоящее время сайт с указанным выше адресом доступен для неопределенного круга лиц.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Владимирской области, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило (л.д. 23).
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон), правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст. 15 Закона предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Закона, согласно которому это – технологическая система, предназначенная для передачи по линии связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу ч. 6 ст. 10 Закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.53 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак сосательный (снюс) является видом некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовлено из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Законом Владимирской области от 25 декабря 2019 года № 140-ОЗ, действующим с 5 января 2020 года, внесены изменения в Закон Владимирской области от 10 мая 2018 года № 60-ОЗ «Об установлении на территории Владимирской области ограничений розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина», согласно которым на территории области не допускается розничная продажа бестабачной никотинсодержащей продукции.
Собинской межрайонной прокуратурой 12 августа 2021 года в ходе проведенного мониторинга в сети «Интернет» выявлен сайт <данные изъяты>, на страницах которого размещена информация, содержащая предложение о приобретении дистанционным способом никотинсодержащей продукции - снюс (различных наименований) за денежное вознаграждение.
Распространение информации о возможности приобретения данной продукции, подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства. Следовательно, указанная деятельность нарушает публичные интересы Российской Федерации.
Таким образом, информация, размещенная на интернет-странице <данные изъяты>, нарушает действующее законодательство.
Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, информирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 (далее - Правила) Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Пунктом 1 статьи 9 Закона предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Закона установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Собинской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг информации, содержащейся в сети «Интернет», в ходе которого установлено, что для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о приобретении бестабачной никотинсодержащей продукции - снюс. Информация, размещенная на интернет-странице <данные изъяты>, нарушает действующее законодательство.
Указатель страницы <данные изъяты>, на котором размещена вышеуказанная информация, в Едином реестре отсутствует.
При таких обстоятельствах, в целях предотвращения распространения указанной информации и ее использованию суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и его отображениях, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для внесения сайта <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Трефилова
Дата принятия решения в окончательной форме – 10 сентября 2021 года.