Дело № 2а-1-7471/2017
Решение
Именем Российской Федерации
06 декабря 2017 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шапина С.А.,
при секретаре Плужникове А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия председателя территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области,
установил:
ФИО1 обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области с иском к председателю территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО2 о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в не предоставлении истцу, являющемуся членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса, по его заявлению документов по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной Думы шестого созыва с целью проверки правильности произведенного подсчета по спискам избирателей.
Требования мотивированы тем, что административный истец является членом территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса.
14 сентября 2017 года ФИО1 обратился к председателю территориальной избирательной комиссии ФИО2 с письменным заявлением, содержащим просьбу предоставить для ознакомления и проверки правильности подсчета по спискам избирателей документы по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной думы шестого созыва 10 сентября 2017 года, а именно: списки избирателей участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874; реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874; реестры избирателей, подлежащих включению в список избирателей по месту нахождения избирателя, участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874, а также копий журналов регистрации заявлений о голосовании по месту нахождения территориальной избирательной комиссии и участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874.
15 сентября 2017 года в адрес председателя избирательной комиссии Саратовской области истцом направлена жалоба на бездействие председателя территориальной избирательной комиссии ФИО2, выразившееся в не предоставлении перечисленных выше документов.
18 сентября 2017 года истцом получен письменный ответ за подписью председателя территориальной избирательной комиссии ФИО2, из которого усматривался фактический отказ в удовлетворении поданного заявления. Как указывает административный истец, содержание ответа позволяет прийти к выводу о том, что в нем не разрешены вопросы, поставленные в заявлении, то есть ответ дан не по существу заявленных требований.
22 октября 2017 года истцом получен письменный ответ на обращение, направленное в адрес председателя избирательной комиссии Саратовской области, согласно которому оснований для удовлетворения жалобы на бездействие председателя территориальной избирательной комиссии ФИО2 не имеется.
Не согласившись с такими выводами должностных лиц избирательных комиссий, ФИО1 обратился с иском в суд, ссылаясь на положения пункта 23 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наделяющих члена комиссии с правом совещательного голоса правом знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов, требовать заверения указанных копий. В административном исковом заявлении просит возложить на ответчика обязанность предоставить для ознакомления истребованные им документы и копии журналов.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал, основываясь на обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении.
Председатель территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена, о причинах неявки не сообщила. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Представитель ФИО2 по доверенности ФИО3, также представляющая интересы территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области на основании выданной доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указывая на то, что порядок ознакомления с документами избирательной комиссии регламентирован Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Административный истец имел возможность ознакомиться с запрашиваемыми им документами в установленном порядке в установленные сроки. Кроме того, решение по поставленному истцом вопросу должно приниматься территориальной избирательной комиссией, которая является коллегиальным органом. Председатель комиссии не вправе единолично разрешать указанные вопросы.
Представитель избирательной комиссии Саратовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, о причинах неявки не сообщил. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя избирательной комиссии Саратовской области.
Помощник прокурора города Энгельса Саратовской области Рощин В.С. в судебном заседании присутствовал, после объявленного перерыва в судебное заседание не явился. Суд счел возможным разрешить дело в отсутствие прокурора.
Заслушав административного истца и представителя административного ответчика, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 239 КАС РФ члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является членом территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области с правом совещательного голоса.
Постановлением избирательной комиссии Саратовской области № 124/8-5 от 06 мая 2016 года ФИО2 назначена председателем территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области.
14 сентября 2017 года ФИО1 обратился к председателю территориальной избирательной комиссии ФИО2 с письменным заявлением, содержащим просьбу предоставить для ознакомления и проверки правильности подсчета по спискам избирателей документы по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной думы шестого созыва 10 сентября 2017 года, а именно: списки избирателей участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874; реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874; реестры избирателей, подлежащих включению в список избирателей по месту нахождения избирателя, участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874, а также копий журналов регистрации заявлений о голосовании по месту нахождения территориальной избирательной комиссии и участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874.
Письменным сообщением председателя территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района ФИО2 от 18 сентября 2017 года ФИО1 был проинформирован о том, что после завершения подсчета рассортированные бюллетени, списки избирателей, помещены в мешки и коробки, которые опечатаны и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. Территориальной избирательной комиссией такое решение принять не может.
На поданную ранее 15 сентября 2017 года жалобу в избирательную комиссию Саратовской области на бездействие председателя территориальной избирательной комиссии истцом получен письменный ответ аналогичного содержания.
Частью 6 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены полномочия участковой комиссии.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 67-ФЗ) член комиссии с правом совещательного голоса вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Подпунктом «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Исходя из положений статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, и иные перечисленные в пункте 1 приведенной статьи лица.
Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума.
Исходя из положений статьи 68 Федерального закона № 67-ФЗ, подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования (пункт 2).
Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования. После осуществления указанных действий проводится проверка контрольных соотношений. После этого со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета (пункт 6).
Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место (пункт 7).
После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. Сложенные таким образом бюллетени, а также упакованные открепительные удостоверения, список избирателей, список участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда (пункт 23).
Таким образом, требование административного истца к ответчику, связанные с отказом в предоставлении списков избирателей участковых комиссий, суд не может признать обоснованными, поскольку отсутствуют соответствующее решение вышестоящей либо суда, а право на ознакомления со списками избирателей административный истец мог реализовать в период проведения выборов.
Так статьей 17 Федерального закона № 67-ФЗ регламентирован порядок составления списка избирателей, участников референдума.
Согласно положениям названной нормы закона, список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом (пункт 7).
Соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования (пункт 13).
Участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения (пункт 15).
Согласно пункту 12 статьи 11 Закона Саратовской области от 28 июня 2007 года № 105-ЗСО «О выборах депутатов Саратовской областной Думы» список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения за десять дней до дня голосования, а в случаях составления списка избирателей в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, - непосредственно после составления списка избирателей.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца, поскольку какие-либо препятствия в реализации его прав, предусмотренных статьями 17, 30, 68 Федерального закона № 67-ФЗ ему не чинились.
Согласно пункту 5.3. Постановление ЦИК России от 09 июня 2017 года № 86/739-7 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту нахождения на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и о проекте Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации», члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 Федерального закона № 67-ФЗ, вправе знакомиться с Реестром избирателей, участников референдума, подлежащих исключению из списка избирателей, участников референдума, и Реестром избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом для ознакомления со списками избирателей, участников референдума.
Таким образом, предусмотренный выше порядок ознакомления со списками избирателей распространяет свое действие и на порядок ознакомления с Реестром избирателей, участников референдума, подлежащих исключению из списка избирателей, участников референдума, и Реестром избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения.
Как было указано выше, порядок ознакомления административного истца со списком избирателей нарушен не был.
Требование административного истца о предоставлении копии журналов регистрации заявлений о голосовании по месту нахождения взаимосвязано с указанными выше его требованиями, поэтому не может рассматриваться само по себе.
Кроме того, как следует из текста административного искового заявления, и не оспаривается административным истцом, целью получения перечисленных документов является проверка правильности произведенного подсчета по спискам избирателей. Данное право, как указано выше, было предоставлено административному истцу в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 67-ФЗ, сведений о том, что незамедлительное не предоставление истцу испрашиваемых им документов на третий день после проведения выборов повлекло для него невозможность осуществления своих прав, в судебном заседании не приведено.
Подпункт «г» пункта 23 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ не устанавливает сроки, в течение которых члену избирательной комиссии должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, а также получить их копии.
Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие сведений о нарушении прав административного истца, оснований для вынесения решения об удовлетворения исковых требований суд не находит.
Руководствуясь статей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным бездействия председателя территориальной избирательной комиссии Энгельсского муниципального района Саратовской области ФИО2, возложении на нее обязанности представить для ознакомления, проверки правильности подсчета по спискам избирателей документы по выборам Губернатора Саратовской области и депутатов Саратовской областной думы шестого созыва 10 сентября 2017 год, а именно: списки избирателей участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874; реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства, участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874; реестры избирателей, подлежащих включению в список избирателей по месту нахождения избирателя, участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874, а также копий журналов регистрации заявлений о голосовании по месту нахождения территориальной избирательной комиссии и участковых избирательных комиссий с № 1735 по № 1747 и с № 1749 по № 1874 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>