ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-771/18 от 29.08.2018 Дзержинского районного суда (Калужская область)

Копия: Дело № 2а-1-771/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2018 года г. Кондрово

Дзержинский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Глазуновой Е.В., при секретаре Федотовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1-771/2018 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Калужской области «КАЛУГАДОРЗАКАЗЧИК» о признании незаконным согласования на строительство примыкания к автомобильной дороге, в части строительства примыкания с устройством переходно-скоростных полос,

УСТАНОВИЛ:

24 июля 2018 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным согласования № 490-18 от 16.02.2018 года на строительство примыкания к автомобильной дороге, в части строительства примыкания с устройством переходно-скоростных полос. В обоснование указал, что является собственником автомойки площадью 381,5 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, и арендатором земельного участка, площадью 900 кв.м, с кадастровым номером , для использования в целях строительства автомойки, расположенной по адресу: Калужская область, Дзержинский район, пос. Товарково. 13.11.2015 года истец обратился в ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» с заявлением о выдаче технических условий на строительство съезда с автомобильной дороги IV категории «Калуга-Медынь-Товарково».

02.12.2015 года ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» выдал истцу согласование в письменной форме на строительство примыкания к автомобильной дороге IV «Калуга-Медынь» - Товарково на км 5+110 (право) в Дзержинском районе Калужской области сроком действия на 12 месяцев. В соответствии с указанным согласованием истец осуществил строительство примыкания к автомобильной дороге, для осуществления съезда/выезда к принадлежащему истцу на праве собственности зданию и земельному участку. После получения согласования истец разработал проектную документацию в ООО «Проектно-изыскательные работы», однако ответчик устно отказал в согласовании проекта в связи с изменением законодательства.

07.02.2018 года ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» было выдано предписание об устранении нарушений правил производства дорожных работ, а именно необходимостью ликвидировать несанкционированный съезд/примыкание автомобильной дороге «Калуга-Медынь-Товарково», в связи с отсутствием согласования.

16.02.2018 года истцу выдано новое согласование, в котором истец обязан выполнить примыкание объекта дорожного сервиса с устройством переходно-скоростных полос. Объект сервиса оборудовать стоянками и местами остановки транспортных средств, предусмотреть освещение переходно-скоростных полос и территории объекта сервиса, согласно ГОСТ Р 52766-2007.

Согласно п.3 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного технического регламентами размера. Данной статьей не предусмотрено устройство примыкания/съезда/подъезда с устройством переходно-скоростных полос. Принадлежащий истцу земельный участок и расположенная на нем автомойка не размещены в границе полосы отводы автомобильной дороги, кроме того, между принадлежащим истцу на праве аренды земельным участком и полосой отвода имеются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

В связи с изложенным истец просит суд признать незаконным согласование в письменной форме на строительство примыкания к автомобильной дороге IV категории «Калуга-Медынь-Товарково» на 5+110* (право) в Дзержинском районе Калужской области от 16.02.2018 года № 490-18, вынесенное ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» в части строительства примыкания с устройством переходно-скоростных полос.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» по доверенности – ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, заявила о пропуске истцом срока обращения в суд с административным иском.

Заинтересованное лицо – Министерство дорожного хозяйства Калужской области, в судебное заседание не явилось, о дне судебного заседания извещено надлежащим образом, в переданных суду возражениях полагало необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных административных исковых требований и заявило о пропуске истцом срока обращения с иском в суд.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 вышеуказанного Закона строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.

Из положений пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что в случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (часть 5.1).

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

На основании пункта 4 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 11 этой же нормы реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Таким образом, порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно выписке из ЕГРН от 28.04.2018 года, собственником автомобильной дороги «Калуга-Медынь» - Товарково площадью 26159+/-162 кв.м с кадастровым номером , почтовый адрес ориентира: Калужская область, Дзержинский район, является Государственное казенное учреждение Калужской области «Калугадорзаказчик» (л.д.20-35).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами административного дела, что на основании договора аренды земельного участка от 27 сентября 2012 года ФИО1 предоставлен в аренду земельный участок площадью 900 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калужская область, Дзержинский район, п. Товарково, <адрес>, для строительства автомойки. На участке расположена находящаяся в собственности ФИО1 автомойка (л.д.8-10, 14,15, 16-19).

13 ноября 2015 года ФИО1 обратился в ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» с заявлением от 13 ноября 2015 года о согласовании строительства примыкания к автомобильной дороге Калуга-Медынь-Товарково. ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» 02 декабря 2015 года административному истцу выдало согласования в письменной форме на строительство примыкания к автомобильной дороге IV категории «Калуга-Медынь-Товарково» на 5+110 (право) в Дзержинском районе Калужской области на устройство примыкания, срок действия согласований установлен на 12 месяцев (л.д. 49-51).

21 декабря 2016 года ФИО1 вновь обратился в ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» с заявлением о согласовании строительства примыкания к автомобильной дороге Калуга-Медынь-Товарково. ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» 29 декабря 2016 года административному истцу выдало согласования в письменной форме на строительство примыкания к автомобильной дороге IV категории «Калуга-Медынь-Товарково» на 5+110 (право) в Дзержинском районе Калужской области на устройство примыкания, где в п.2 предусмотрено устройство переходно-скоростных полос и элементов обустройства автомобильной дороги, срок действия согласования установлен на 12 месяцев.

Кроме того, ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» 29 декабря 2016 года в адрес ФИО1 направляло письмо, в котором указывало об аннулировании согласования № 4321-15 от 02.12.2015 года в связи с истечением срока действия, а также о замечаниях по проектной документации.

07 февраля 2018 года ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» ФИО1 выдано предписание о ликвидации несанкционированного съезда (примыкания) к автомобильной дороге «Калуга-Медынь-Товарково» на км 5+110, в связи с отсутствием согласования с ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик».

В соответствии с предписанием от 07.02.2018 года ликвидация несанкционированного съезда/примыкания к автодороге «Калуга-Медынь» - Товарково» км 5+110 ФИО1 не произведена.

Решением Дзержинского районного суда Калужской области суда от 25.07.2018 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению Калужской области «Калугадорзаказчик», Министерству дорожного хозяйства Калужской области о признании незаконными и подлежащими отмене предписаний, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с частью 6 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2017 года № 257–ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании пояснил, что ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не может применяться в данной ситуации, поскольку данная норма относится к объектам дорожного сервиса находящимся в полосе отвода автомобильной дороги, а автомойка истца не находится в полосе отвода земельного участка. Кроме того, отсутствует примыкание автомобильной дороги к другой автомобильной дороге, в связи с чем обустройство дороги переходно-скоростными полосами не требуется. Участок дороги, на котором расположена автомойка, находится в населенном пункте, где скорость движения ограничена 60 км в час, а переходно-скоростная полоса необходима для обеспечения разгона или торможения автомобилей при выезде из транспортного потока или выезда в общий транспортный поток.

Как усматривается из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником автомойки, расположенной по адресу Калужская область, <адрес>, <адрес>.

Согласно п. 2.1 Технических указаний по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог (ВСН 103-74) Минтрансстрой СССР. М., «Транспорт», 1975. пересечения и примыкания автомобильных дорог II категории с дорогами IV и V категорий, а также дорог III, IV и V категорий между собой при перспективной суммарной интенсивности движения на пересечении менее 4000 авт./сут в физических транспортных единицах проектируют в одном уровне. При суммарной интенсивности движения от 1000 до 4000 авт./сут необходимо принимать схемы пересечений и примыканий с переходно-скоростными полосами, зонами безопасности, островками на второстепенных дорогах и другими мероприятиями по канализированию потоков и четкой организации движения в соответствии с распределением потоков по направлениям.

Автомобильная дорога «Калуга-Медынь-Товарково» относится к IV категории.

В соответствии с п. 1.1* СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги, интенсивность движения на автодороге IV составляет свыше 200 и до 2000 единиц в сутки.

Согласно п. 5.5.8. ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса должны быть предусмотрены переходно-скоростные полосы.

Съезд к объекту дорожного сервиса организован ФИО1 посредством примыкания к автомобильной дороге «Калуга-Медынь-Товарково», км 5+110 (право), в Дзержинском районе Калужской области. При этом, в нарушение вышеуказанных норм, до начала строительства автомойки ФИО1 письменно не согласовано примыкание к автомобильной дороге, и не выполнены все технические требования и условия.

Довод истца о невозможности применения ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части оборудования объектов дорожного сервиса переходно-скоростными, поскольку принадлежащий ему объект дорожного сервиса не находится в полосе отвода автомобильной дороги суд признает несостоятельным в связи с тем, что согласно п. 5.1.1. ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» объекты дорожного и придорожного сервиса могут размещаться не только в границах полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог общего пользования, а также на земельных участках находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку пункт 2 согласования № 490-18 от 16.02.2018 года выданного ГКУ Калужской области «КАЛУГАДОРЗАКАЗЧИК» на строительство примыкания к автомобильной дороге IV категории «Калуга-Медынь-Товарково» на 5+10* в Дзержинском районе Калужской области в части строительства примыкания с устройством переходно-скоростных полос является законным и предусмотрен действующим законодательством.

Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).

Из пояснений ФИО1 и представителя ответчика, следует, что ФИО3 обжалуемое согласование получено 16 февраля 2018 года. 14 мая 2018 года ФИО1 обратился с административным исковым заявлением, которое определением Дзержинского районного суда Калужской области от 17.05.2018 года было возвращено ФИО1 в связи с рассмотрением Арбитражным судом Калужской области аналогичных исковых требований. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО4 подано в пределах трехмесячного срока предусмотренного для обращения с административным исковым заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным согласования № 490-18 от 16.02.2018 года выданного ГКУ Калужской области «КАЛУГАДОРЗАКАЗЧИК» на строительство примыкания к автомобильной дороге IV категории «Калуга-Медынь-Товарково» на 5+10* в Дзержинском районе Калужской области в части строительства примыкания с устройством переходно-скоростных полос, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Дзержинский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста.

Председательствующий подпись

Копия верна: судья Е.В. Глазунова