ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-80/2021 от 10.02.2021 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-1-80/2021

УИД 73RS0008-01-2021-000065-63

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года г. Инза, районный суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,

при секретаре Просвирниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта,

у с т а н о в и л:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокуратур обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта.

В обоснование иска указал следующее. Проверкой установлено, что уполномоченным органом - Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, не установлены границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.

Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета.

В силу п. 2.2. Положения Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности Ульяновской области, а также установление местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Базароносызганского района Ульяновской области протекает река Хомутерька. Водный объект используется комплексно (для целей отдыха населения, рыболовства и др.).

Однако, несмотря на внесенное прокуратурой 04.03.2015 представление, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта Минприроды Ульяновской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Отсутствие установленных границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы р. Хомутерька не позволяет обеспечить реализацию права граждан на беспрепятственный доступ к водному объекту, являющейся в силу ст. 8 Водного кодекса РФ федеральной собственностью, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации.

Просил суд возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении реки Хомутерька обязанность по определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, её координат и опорных точек, а также отображению указанных границ за картографических материалах в пределах Ульяновской области; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

Указанные мероприятия выполнить в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца – Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Кузичев П.С. в судебном заседании доводы и требования, изложенные в иске, поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Министерства природы и циклической экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в соответствии с которыми установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками осуществляется Министерством в рамках отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, предусмотренных частью 2 пункта 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации. Средства на осуществление указанных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе, посредством закрепления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета (бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования), должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и соответственно передача полномочий на уровень субъектов без надлежащего финансового обеспечения недопустима.

Ежегодно в Федеральном агентстве водных ресурсов проводится рассмотрение (защита) бюджетных проектировок, предлагаемых субъектами Российской Федерации к финансированию за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. При этом предложения по водохозяйственным и водоохранным мероприятиям формируются исходя из лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации на соответствующий год. В рамках выделяемых из федерального бюджета средств Министерством ведутся мероприятия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Необходимо учесть, что мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляются в несколько этапов, включающих разработку планово-картографического материала, а также вынос в натуру специальных информационных знаков. Указанные мероприятия требуют значительных временных затрат, финансовых средств и согласовываются в установленном порядке со сроком исполнения не менее двух лет. Так, для исполнения возлагаемой обязанности необходимо подготовить бюджетную заявку с обосновывающими материалами на очередной финансовый год, для участия в защите бюджетных проектировок (раз в год проводится защита бюджетных проектировок в Росводресурсы на очередной год и плановый период). После одобрения заявки необходимо заключить государственный контракт на определение местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Для выполнение данных работ требуется значительное время, не менее 6 месяцев. После завершения данных работ необходимо также подготовить необходимую бюджетную заявку с обосновывающими материалами на очередной финансовый год, для участи я в защите бюджетных проектировок (раз в год проводится защита бюджетных проектировок в Росводресурсы на очередной год и плановый период) на проведение работ по закреплению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос информационными знаками. На данные работы необходимо в дальнейшем также заключит государственный контракт и срок выполнения данных работ составит также не менее 6 месяцев.

На 2021 год проведена защита бюджетных проектировок в Росводресурсов, в рамках выделяемых лимитов и в соответствии с утверждённым бюджетом Российской Федерации в 2021 году планируется проведение работ по определению границ водоохранных зон и прибрежных зон р. Хомутерька, закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных, защитных полос указанной реки, Таким образом, 24-месячного срока определенно недостаточно для исполнения заявленных требований. Наиболее реальный срок для выполнения указанных мероприятий составляет 36 месяцев.

На основании вышеизложенного просил в исковых требованиях Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта отказать, так как Министерство не бездействует в реализации переданных полномочий Российской Федерации по охране водных объектов в рамках выделяемых лимитов федерального бюджета и просит суд рассмотреть вопрос об увеличении срока исполнения Министерством переданных полномочий Российской Федерации по охране водных объектов до 36 месяцев.

Исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 7 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Пунктом 2 ч. 1. ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохрс-килищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов, и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частями 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с ч. 18 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - границы), в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее - Правила).

В силу п. 3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается:

а)определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст, 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б)описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в)отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г)установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствие с п. 5 Правил сведения о границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

В соответствии с п. 2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частями 2, 5 ст. 30, и. 5 ч. 5 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов).

Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области, утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Согласно п.1.5, п.1.6 Положения Министерство в пределах и объемах, определяемых его компетенцией, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, общественными объединениями и иными организациями.

Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в пом числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета.

В силу п. 2.2. Положения Министерство осуществляет владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в I собственности Ульяновской области, а также установление местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Согласно сведениям государственного водного реестра на территории Базароносызганского района Ульяновской области протекает река Хомутерька. Водный объект используется комплексно (для целей отдыха населения, рыболовства и др.).

Однако, несмотря на внесенное прокуратурой 04.03.2015 представление, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта Минприроды Ульяновской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Отсутствие установленных границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы р. Хомутерька не позволяет обеспечить реализацию права граждан на беспрепятственный доступ к водному объекту, являющейся в силу ст. 8 Водного кодекса РФ федеральной собственностью, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации.

Вышеизложенное является основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает срок исполнения решения суда.

Согласно ст. 187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

По мнению суду, запрошенный в административном исковом заявлении срок для исполнения решения продолжительностью 24 месяца со дня вступления решения в законную силу является разумным.

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор Кузичев П.С. в судебном заседании пояснил, что согласно сложившейся практике указанный срок для выполнения изложенных в иске мероприятий является более чем достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

Р е ш и л :

Исковые требования Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить установление границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта удовлетворить.

Возложить на министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении реки Хомутерька обязанность по:

-определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

-описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах в пределах Ульяновской области;

-предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы в отдел водных ресурсов по Ульяновской области Нижнее-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

Установить срок для исполнения настоящего решения продолжительностью 24 месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 20.02.2021