ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1-817/18 от 22.06.2018 Вольского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-1-817/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вольский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Черняевой Л.В.

при секретаре Бажановой А.В.

с участием административного истца Саакяна С.Р., его представителя Никитина А.Н.,

представителя административного ответчика Курганова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Саакяна С. Р. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области о признании задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной,

установил:

Саакян С.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, указав следующее.

Саакян С.Р. до 10 июня 2015 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП ), после чего прекратил свою предпринимательскую деятельность в связи с принятием соответствующего решения, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 05.06.2018 г..

На основании решения начальника МИФНС № 3 по Саратовской области за от 17.10.2014 г. в отношении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя была проведена выездная налоговая проверка по налогам и сборам за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., а также по вопросам полноты удержания и своевременности перечисления в бюджет НДФЛ за период с 01.01.2011 г. по 16.10.2014 г.

По результатам проверки был составлен Акт за от 28.11.2014 г., в соответствии с которым ему были доначислены неуплаченные в установленный срок налоги в размере 276540,07 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 105372,80 руб., из них: за 2011 г. - 15121,60 руб., за 2012 г. - 81494,40 руб., за 2013 г. - 8756,80 руб.; налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 164376,00 руб., из них: за 2011 г. - 26172,00 руб., за 2012 г. - 123048,00 руб., за 2013 г. - 15156,00 руб. земельный налог в размере 4078,46 руб., из них: за 2011 г. - 2878,91 руб., за 2012 г. - 1199,55 руб.; единый налог, в связи с применением УСН за 2013г. в размере 2712,81 руб..

Кроме того, в указанном акте был осуществлен расчет пени за несвоевременную уплату (неуплату) налогов в период с 01.01.2011 г. по 28.11.2014 г., и был установлен срок уплаты - 28.11.2014 г..

Первое рассмотрение материалов налоговой проверки на основании данного акта было назначено ответчиком на 30.12.2014 г., однако было отложено на 14.01.2015 г. по письменному ходатайству административного истца.

Рассмотрев 14.01.2015 г. материалы налоговой проверки, ответчик принял решение за , в соответствии с которым истцу были доначислены указанные в акте суммы налогов в размере 276540,07 руб., осуществлен расчет пени на указанную недоимку за период с 01.01.2011 г. по 14.01.2015 г. в размере 58664,20 руб., а также истец был привлечен к налоговой ответственности в виде начисленного штрафа в размере 44874,97 руб., всего на общую сумму в размере 380079,24 руб..

На основании Решения от 14.01.2015 г. ответчиком было вынесено два Постановления о взыскании с истца указанной задолженности (за от 15.04.2015 г. и от 15.04.2015 г.) и направлены в Вольский межрайонный отдел судебных приставов для исполнения.

По Постановлению от 15.04.2015 г. было возбуждено исполнительное производство за -ИП от 17.04.2015 г. о взыскании задолженности в пользу ответчика в размере 274706,44 руб..

По Постановлению от 15.04.2015 г. было возбуждено исполнительное производство за -ИП от 17.04.2015 г. о взыскании задолженности в пользу ответчика в размере 105372,80 руб..

Указанные исполнительные производства до настоящего времени находятся в Вольском МОСП и исполнены лишь частично, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, остаток задолженности по ним по состоянию на 05.06.2018 г. составляет 322719,83 руб. (соответственно в размере 260319,83 руб. и 62400,00 руб.).

Согласно п. 1 ст. 44 Налогового Кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

29.12.2017 г. вступила в силу правовая норма, закрепленная в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 г., числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (п. 3 ст. 12 ФЗ от 28.12.2017 г. N 436-ФЗ).

Таким образом, административный истец считает, что поскольку недоимка по уплате налогов образовалась за период 2011-2014 гг., то есть до 1 января 2015 г., в силу положения вышеназванного закона на налоговый орган возлагается обязанность принять решение о списании недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам.

Саакян С.Р. неоднократно обращался к ответчику с письменными заявлениями о признании указанной задолженности безнадежной к взысканию и принятии решения о её списании, однако в этом истцу было отказано, что подтверждается предоставленными ответами (от 26.02.2018 г., от 06.04.2018 г.), а также ответом Управления ФНС по Саратовской области от 18.05.2018 г..

Согласно взаимосвязанному толкованию норм п.п. 5 п. 3 ст. 44 и п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования п.п. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ, инициировать судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2017 г. по делу № 18-КГ17-179.

В связи с изложенным истец просил признать безнадежной к взысканию Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области недоимку по налогам, задолженность по пеням и штрафам в отношении Саакяна С. Р., числящуюся на лицевом счете налогоплательщика в размере 260319,83 руб. по Постановлению от 15.04.2015 г. и в размере 62400,00 руб. по Постановлению от 15.04.2015 г., и признать обязанность по уплате данной задолженности прекращенной.

В судебном заседании административный истец доводы своего иска поддержал и дал объяснения, аналогичные приведенным выше.

Представитель административного истца Никитин А.Н. также просил удовлетворить административные исковые требования, дал объяснения, аналогичные доводам своего доверителя.

Представитель административного ответчика Курганов А.В. в судебном заседании пояснил, что согласно положениям п. 1 ст. 100 НК РФ 28.11.2014 г. административному истцу вручен акт выездной налоговой проверки от 28.11.2014 г., в котором отражены установленные в ходе проверки нарушения законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. Рассмотрение акта выездной налоговой проверки и материалов налоговой проверки состоялось 14.01.2015 г., о чём административный истец был уведомлен извещением от 29.12.2014 г. , полученным лично 29.12.2014 г.. В соответствии с решением от 14.01.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения административному истцу дополнительно начислен налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве ИП, в размере 105372,80 руб., в том числе в сумме 15121,60 руб. за налоговый период - 2011 г., в сумме 81494,40 руб. за налоговый период - 2012 г., в сумме 8756,80 руб. за налоговый период - 2013 г.; налог на добавленную стоимость в размере 164376 руб., в том числе за налоговые периоды - 2,3,4 квартал 2011 г. в сумме 26172 рубля, за налоговые периоды - 1,2,3,4 квартал 2012 г. в сумме 123048 руб., за налоговые периоды - 1,2,3 квартал 2013 г. в сумме 15156 руб.; земельный налог в размере 4078,46 руб., в том числе за налоговый период - 2011 г. в сумме 2878,91 руб., за налоговый период - 2012 г. в сумме 1199,55 руб.; единого налога по УСН в размере 2712,81 руб.. Указанное решение вручено административному истцу 28.01.2015 г. и в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ вступило в силу 02.03.2015 г.. После вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2015 г. налоговым органом приняты меры по взысканию налогов, пени и штрафа, начисленным по результатам налоговой проверки. Так, административному истцу направлено требование об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 10.03.2015 г.. В связи с неуплатой задолженности по налогу, пени, штрафам в установленный в требовании срок - 30.03.2015 г. налоговым органом в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ вынесено решение от 07.04.2015 г. о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. А затем, в соответствии со статьёй 47 НК РФ вынесены постановления , 223 от 15.04.2015 г. о взыскании налога, пени, штрафа за счёт имущества налогоплательщика. Данные постановления направлены для исполнения в службу судебных приставов, и по ним возбуждены исполнительные производства, которые в настоящее время находятся в стадии исполнения. Таким образом, каких-либо доказательств утраты налоговым органом возможности по взысканию недоимки и задолженности по пени и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания административным истцом не приведено, ссылка на положения п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ является необоснованной. В соответствии с п. 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по исчислению и уплате спорной суммы задолженности административным истцом в установленные НК РФ сроки не исполнена. Спорная задолженность по налогам, пени и штрафам начислена по результатам выездной налоговой проверки, в связи с осуществлением административным истцом предпринимательской деятельности. Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, на различных этапах которого проводятся изучение материалов, представленных проверяемым лицом, фиксация нарушений и отражение их в акте проверки, рассмотрение материалов проверки и принятие решения. Таким образом, поскольку недоимка, задолженность по пени и штрафам выявлена в результате проведенной выездной налоговой проверки, то датой её выявления является дата решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. - 14.01.2015 г.. Резолютивная часть решения содержит ссылки на суммы дополнительно начисленных налогов, суммы штрафа и пени, подлежащих уплате. Описательная часть решения, содержит сведения о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах. С момента вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2015 г. у административного истца возникла обязанность по уплате спорной суммы недоимки и задолженности по пени и штрафам, указанной в его резолютивной части. С момента вступления в силу указанного решения налоговым органом начинают применяться предусмотренные статьями 69, 70, 46, 47 НК РФ процедуры взыскания. Таким образом, моментом образования спорной задолженности является дата вступления в силу решения налогового органа, которым произведено дополнительное начисление налогов, начисление пени и штрафов, т.е. 02.03.2015 г.. Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона №436-ФЗ от 27.12.2017 г., на который ссылается административный истец, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 г., числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения. Поскольку спорная сумма недоимки по налогу, задолженности по пени и штрафам образовалась после 01.01.2015 г., то ссылка налогоплательщика на данную норму является необоснованной, в связи с чем в иске административному истцу надлежит отказать в полном объеме. Кроме того, представитель административного ответчика в своих письменных возражениях дополнил, что спорная сумма недоимки по налогам, в нарушение требований п. 1 ст. 45 НК РФ не была исчислена налогоплательщиком при представлении налоговой отчетности за соответствующие налоговые периоды, дополнительное начисление налогов произведено по результатам выездной налоговой проверки. Из решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2015 г., следует что административным истцом в налоговой отчетности по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2013 г., занижена сумма дохода, что привело к неисчислению налога за данный период в сумме 2712,81 руб. (стр. 6-7 решения). Налог на добавленную стоимость административным истцом за 2011, 2012, 2013 г.г. не исчислялся, налоговые декларации за соответствующие налоговые периоды в налоговый орган не представлялись (стр. 22, п. 4.6 решения). Земельный налог административным истцом за 2011, 2012 г.г. не исчислялся, налоговые декларации за 2011, 2012 г.г. по земельному налогу не представлялись (стр. 28, п. 5.2 решения). Налог на доходы физических лиц за 2011, 2012, 2013 г.г. не исчислялся, налоговые декларации в налоговый орган не представлялись (ст.7-8, п. 3.1 решения). Следовательно, объекты налогообложения, перечисленные в рассматриваемом периоде, фактически были скрыты административным истцом от налогообложения. В связи с тем, что исчисления перечисленных налогов в спорной сумме административным истцом в установленные НК РФ сроки не произведены, то по соответствующим срокам их уплаты недоимка сформироваться не могла. Данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в справках о состоянии расчетов по налогам за 2010 г. (справка по состоянию на 01.01.2011 г.), за 2011 г. (справка по состоянию на 01.01.2012 г.), за 2012 г. (справка по состоянию на 01.01.2013 г.), за 2013 г. (справка по состоянию на 01.01.2014 г.), за 2014 г. (справка по состоянию на 01.01.2015 г.). Как следует из сведений, отраженных в указанных справках, спорная недоимка в 2011-2014 г.г. отсутствует. После выявления сумм спорной недоимки в результате проведенной в 2014 г. выездной налоговой поверки, налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2015 г. и после вступления данного решения в силу у налогоплательщика появилась обязанность по уплате дополнительно начисленных сумм налогов, начисленных сумм пени и штрафов. Таким образом, по состоянию на 02.03.2015 г. сформировалась недоимка по налогу, задолженность по пени и штрафам. Данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в справке о состоянии расчетов по налогу за 2015 г. (справка по состоянию на 01.01.2016 г.). Так, в указанной справке отражена задолженность административного истца по налогу на доходы физических лиц в сумме 62400 руб., по пени в сумме 15426,82 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 10400 руб.; задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 164376 руб., по пени в сумме 55225,82 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 26264,40 руб.; задолженность по единому налогу, уплачиваемому в связи с уплатой УСН в сумме 2712,81 руб., по пени в сумме 459,25 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 180,85 руб.; задолженность по земельному налогу в сумме 4078,46 руб., по пени в сумме 3072,88 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 679,73 руб.. Следует отметить, что сведения в справке о состоянии расчётов по налогам за 2015 г. содержатся с учетом произведенного налоговым органом перерасчета начислений по НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа, а также с учетом произведенного зачёта, уменьшающего задолженность по штрафным санкциям по НДС. Так, по результатам рассмотрения жалобы административного истца УФНС России по Саратовской области было вынесено решение от 28.05.2015 г., в соответствии с которым решение налогового органа от 14.01.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления НДФЛ за 2011-2013 г. в общей сумме 42972,80 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов отменено. В соответствии с указанным решением УФНС России по Саратовской области налоговым органом произведен перерасчет сумм НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафов. Согласно произведенному перерасчету сумма дополнительно начисленного по проверке НДФЛ уменьшена до 62400 руб.. Сумма штрафных санкций по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ уменьшена до 10400 руб.. Сумма пени уменьшена до 9403,68 руб.. О произведенном перерасчете на основании решения УФНС России по Саратовской области административный истец извещен письмом от 04.06.2015 г. за исходящим , полученным Саакян С.Р. 05.06.2015 г.. Также налоговым органом произведен зачёт, т.е. погашение задолженности по штрафным санкциям, примененным в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ, и начисленных с суммы недоимки по НДС, за счет суммы имеющейся переплаты по другим налогам. В результате данного зачета сумма задолженности по штрафным санкциям, начисленным с суммы недоимки по НДС, снизилась с 26385,60 руб. до 26264,40 руб.. Именно эти суммы задолженности по НДФЛ, пени и штрафам, штрафам по НДС отражены в указанной справке за 2015 г.. Учитывая произведенный налоговым органом в соответствии с решением УФНС России по Саратовской области перерасчет, в службу судебных приставов направлена соответствующая информация об уточнении требований о взыскании задолженности в соответствии с постановлениями налогового органа и от 15.04.2015 г.. Данная информация направлена 09.06.2015 г. за исходящим , и получена службой судебных приставов в этот же день. После вступления в силу решения от 14.01.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом предприняты меры по взысканию образовавшейся недоимки, задолженности по налогам и пени, предусмотренные ст. 70, 46, 47 ПК РФ. Поскольку недоимка, задолженность по пени и штрафам образовалась по результатам выездной налоговой проверки, в срок предусмотренный п. 2 ст. 70 НК РФ (а не в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, предусмотренный для направления требования при выявлении недоимки по сроку уплаты), налоговым органом направлено требование об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 10.03.2015 г.. По данным общедоступного сайта Почта России требование получено административным истцом 20.03.2015 г.. В связи с отсутствием в установленный в требовании срок оплаты, налоговым органом в соответствии со ст. 46 НК РФ вынесено решение от 07.04.2015 г. о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. По данным общедоступного сайта Почта России решение получено административным истцом 10.04.2015 г.. В соответствии со статьей 47 НК РФ налоговым органом вынесены решения и постановления от 15.04.2015 г.. По данным общедоступного сайта Почта России решения получены административным истцом 17.04.2015 г.. На основании постановлений от 15.04.2015 г. судебными приставами-исполнителями Вольского МОСП были возбуждены исполнительные производства -ИП, -ИП, которые находятся в стадии исполнения. Решением Вольского районного суда от 25.11.2015 г. по делу №2а-1734(1)/2015 Саакяну С.Р. установлено временное ограничение не выезд из Российской Федерации. В качестве правовых оснований для признания безнадежной к взысканию спорной суммы задолженности административным истцом указаны нормы, содержащиеся в п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ и п. 2 ст. 12 Федерального закона №436-Ф3 от 27.12.2017 г.. Однако, как следует из изложенных фактических обстоятельств дела, оснований для признания безнадежной к взысканию спорной суммы недоимки и задолженности по пени и штрафам на основании указанных административным истцом положений законодательства не имеется.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статья 89 НК РФ содержит положения о выездной налоговой проверке.

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем) (п. 2 ст. 100).

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку.

Как предусмотрено п. 2 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

В силу п. 1, п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 29.12.2017 года) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

Судом установлено, что административный истец (далее по тексту - истец) являлся индивидуальным предпринимателем, данный статус утратил с 10 июня 2015 г..

В нарушение требований п. 1 ст. 45 НК РФ истцом при представлении налоговой отчетности за налоговые периоды 2011-2013 г.г. не была исчислена сумма налога, дополнительное начисление налогов произведено по результатам выездной налоговой проверки.

Из решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2015 г., следует что административным истцом в налоговой отчетности по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2013 г., занижена сумма дохода, что привело к неисчислению налога за данный период в сумме 2712,81 руб. (стр. 6-7 решения).

Налог на добавленную стоимость административным истцом за 2011, 2012, 2013 г.г. не исчислялся, налоговые декларации за соответствующие налоговые периоды в налоговый орган не представлялись (стр. 22, п. 4.6 решения).

Земельный налог административным истцом за 2011, 2012 г.г. не исчислялся, налоговые декларации за 2011, 2012 г.г. по земельному налогу не представлялись (стр. 28, п. 5.2 решения).

Налог на доходы физических лиц за 2011, 2012, 2013 г.г. не исчислялся, налоговые декларации в налоговый орган не представлялись (ст.7-8, п. 3.1 решения).

Следовательно, объекты налогообложения, перечисленные в рассматриваемом периоде, фактически были скрыты административным истцом от налогообложения.

В связи с тем, что исчисления перечисленных налогов в спорной сумме административным истцом в установленные НК РФ сроки не произведены, то по соответствующим срокам их уплаты недоимка сформироваться не могла.

Это подтверждается сведениями, содержащимися в справках о состоянии расчетов по налогам за 2010 г. (справка по состоянию на 01.01.2011 г.), за 2011 г. (справка по состоянию на 01.01.2012 г.), за 2012 г. (справка по состоянию на 01.01.2013 г.), за 2013 г. (справка по состоянию на 01.01.2014 г.), за 2014 г. (справка по состоянию на 01.01.2015 г.).

Как следует из сведений, отраженных в указанных справках, спорная недоимка в 2011-2014 г.г. отсутствует.

После выявления сумм спорной недоимки в результате проведенной истцом в 2014 г. выездной налоговой поверки, налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.01.2015 г. и после вступления данного решения в силу у налогоплательщика появилась обязанность по уплате дополнительно начисленных сумм налогов, начисленных сумм пени и штрафов.

Таким образом, по состоянию на 02.03.2015 г. сформировалась недоимка по налогу, задолженность по пени и штрафам. Данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в справке о состоянии расчетов по налогу за 2015 г. (справка по состоянию на 01.01.2016 г.). В данной справке отражена задолженность административного истца по налогу на доходы физических лиц в сумме 62400 руб., по пени в сумме 15426,82 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 10400 руб.; задолженность по налогу на добавленную стоимость в сумме 164376 руб., по пени в сумме 55225,82 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 26264,40 руб.; задолженность по единому налогу, уплачиваемому в связи с уплатой УСН в сумме 2712,81 руб., по пени в сумме 459,25 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 180,85 руб.; задолженность по земельному налогу в сумме 4078,46 руб., по пени в сумме 3072,88 руб., по штрафным санкциям в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 679,73 руб..

Сведения в справке о состоянии расчётов по налогам за 2015 г. содержатся с учетом произведенного налоговым органом перерасчета начислений по НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафа, а также с учетом произведенного зачёта, уменьшающего задолженность по штрафным санкциям по НДС.

Так, по результатам рассмотрения жалобы административного истца УФНС России по Саратовской области было вынесено решение от 28.05.2015 г., в соответствии с которым решение налогового органа от 14.01.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления НДФЛ за 2011-2013 г. в общей сумме 42972,80 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов отменено. В соответствии с указанным решением УФНС России по Саратовской области налоговым органом произведен перерасчет сумм НДФЛ, соответствующих сумм пени и штрафов. Согласно произведенному перерасчету сумма дополнительно начисленного по проверке НДФЛ уменьшена до 62400 руб.. Сумма штрафных санкций по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ уменьшена до 10400 руб.. Сумма пени уменьшена до 9403,68 руб.. О произведенном перерасчете на основании решения УФНС России по Саратовской области административный истец извещен письмом от 04.06.2015 г. за исходящим , полученным Саакяном С.Р. 05.06.2015 г.. Также налоговым органом произведен зачёт, т.е. погашение задолженности по штрафным санкциям, примененным в соответствии с п. 1 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ, и начисленных с суммы недоимки по НДС, за счет суммы имеющейся переплаты по другим налогам. В результате данного зачета сумма задолженности по штрафным санкциям, начисленным с суммы недоимки по НДС, снизилась с 26385,60 руб. до 26264,40 руб.. Именно эти суммы задолженности по НДФЛ, пени и штрафам, штрафам по НДС отражены в справке за 2015 г..

С учетом произведенного налоговым органом в соответствии с решением УФНС России по Саратовской области перерасчета, в службу судебных приставов направлена соответствующая информация об уточнении требований о взыскании задолженности в соответствии с постановлениями налогового органа от 15.04.2015 г.. Данная информация направлена 09.06.2015 г. за исходящим , и получена службой судебных приставов в этот же день.

После вступления в силу решения от 14.01.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговым органом предприняты меры по взысканию образовавшейся недоимки, задолженности по налогам и пени, предусмотренные ст.ст. 70, 46, 47 ПК РФ.

Поскольку недоимка, задолженность по пени и штрафам образовалась по результатам выездной налоговой проверки, в срок предусмотренный п. 2 ст. 70 НК РФ (а не в срок, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ, предусмотренный для направления требования при выявлении недоимки по сроку уплаты), налоговым органом направлено требование об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 10.03.2015 г..

По данным общедоступного сайта Почта России требование получено административным истцом 20.03.2015 г..

В связи с отсутствием в установленный в требовании срок оплаты, налоговым органом, в соответствии со ст. 46 НК РФ вынесено решение от 07.04.2015 г. о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. По данным общедоступного сайта Почта России решение получено административным истцом 10.04.2015 г..

В соответствии со статьей 47 НК РФ налоговым органом вынесены решения и постановления от 15.04.2015 г.. По данным общедоступного сайта Почта России решения получены административным истцом 17.04.2015 г..

На основании постановлений от 15.04.2015 г. судебными приставами-исполнителями Вольского МОСП были возбуждены исполнительные производства -ИП, -ИП, которые находятся на исполнении.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания безнадежной к взысканию спорной суммы недоимки и задолженности по пени и штрафам на основании указанных административным истцом положений законодательства, поскольку указанная недоимка образовалась после 01.01.2015 г..

Кроме того, суд считает, что данную недоимку нельзя признать безнадежной к взысканию и обязанность по её уплате прекращенной, поскольку в соответствии с положениями п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Однако в данном случае недоимка была взыскана, решения о её взыскании вступили в законную силу, исполняются судебными приставами-исполнителями, в связи с чем полагать, что налоговый орган утратил возможность взыскания данной недоимки нельзя.

Принимая во внимание изложенное, в иске Саакяну С.Р. надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

В административном исковом заявлении Саакяну С. Р. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Саратовской области о признании задолженности по налогам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд Саратовской области

Судья Черняева Л.В..