№***
УИД ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года ***
***
Мелекесский районный суд *** в составе председательствующего судьи Гуляева С.А.,
при секретаре Кочетковой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора *** в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Мулловское городское поселение» *** о признании бездействия незаконными и обязании осуществить мероприятия по оборудованию системами экстренного оповещения и обеспечению охраной,
УСТАНОВИЛ:
*** обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Мулловское городское поселение» *** (далее - МО «Мулловское городское поселение») о признании бездействия незаконными и обязании осуществить мероприятия по оборудованию системы экстренного оповещения, в обосновании указывает, что в ходе проверок, проведенных прокуратурой района в **.**.**** года выявлены нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов культуры.
В силу положений ст. ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Федеральным законом от **.**.**** № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской федерации **.**.****, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства РФ от **.**.****№***), которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно - технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.
Однако, вышеуказанные требования закона администрацией МО «Мулловское городское поселение» в отношении ряда объектов культуры, находящихся в муниципальной собственности поселения, надлежащим образом, не исполняются.
В соответствии с п. 19 постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства РФ от №***) в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории). Проверкой установлено, что культурно - досуговому центру «Родник» р.***, расположенному по адресу: ***, присвоена вторая категория, дата подписания акта обследования и категорирования - **.**.****; сельской библиотеке р.***, расположенной по адресу: р.***, присвоена третья категория, дата подписания акта обследования и категорирования - **.**.****; сельскому клубу ***, расположенному по адресу: ***, присвоена третья категория, дата подписания акта обследования и категорирования - **.**.****.
В дальнейшем были составлены и согласованы с уполномоченным органом паспорта безопасности. Данные объекты находятся в собственности администрации МО «Мулловское городское поселение». Однако, в нарушение вышеуказанных норм, более 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования указанного объекта мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности не завершены.
Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Мулловское городское поселение» по оборудованию культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***; сельской библиотеки р.***, расположенной по адресу: р.***; сельского клуба ***, расположенного по адресу: ***, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также по обеспечению Культурно - досугового центра «Родник» р.*** охраной сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Обязать администрацию МО «Мулловское городское поселение» в срок до **.**.**** осуществить мероприятия по оборудованию Культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***; сельской библиотеки р.***, расположенной по адресу: р.***; сельского клуба ***, расположенного по адресу: ***, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию МО «Мулловское городское поселение» в срок до **.**.**** осуществить мероприятия по обеспечению охраной Культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора *** Чекарев О.А. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика МО «Мулловское городское поселение» в судебном заседании не участвовал, извещался судом надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель заинтересованного лица Димитровградского ОВО филиал ФГКУ УВО ВНГ России по *** в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещены в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, полагает, что заявленный прокурором административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно п.п. 1, 5, 7 ст. 2 ФЗ от **.**.**** № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системности и комплексного использования политических, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных я иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма. Юридические лица обеспечивают выполнение требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Под «антитеррористической защищенностью объекта (территории)» в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона №***-Ф3 понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином: объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу ст. 3 Закона №***-Ф3 федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно ст. 5.2 Закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (пли) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений и др.
Постановлением Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства РФ от **.**.****№***), установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно - технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры.
В соответствии с п. 19 постановления Правительства РФ от **.**.****№*** «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства РФ от №***) в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что в собственности администрации МО «Мулловское городское поселение» находится здание культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенное по адресу: ***; здание сельской библиотеки р.***, расположенное по адресу: р.***; здание сельского клуба ***, расположенное по адресу: ***. (далее также - объекты культуры).
В 2019 году по результатам проведения обследования и категорирования культурно - досуговому центру «Родник» р.***, расположенному по адресу: ***, р.***, присвоена вторая категория, дата подписания акта обследования и категорирования - **.**.****; сельской библиотеке р.***, расположенной по адресу: р.***, присвоена третья категория, дата подписания акта обследования и категорирования - **.**.****; сельскому клубу ***, расположенному по адресу: ***, присвоена третья категория, дата подписания акта обследования и категорирования - **.**.****.
В ходе проведенной прокуратурой *** проверки соблюдения требований законодательства в сфере противодействия терроризму в части исполнения требований к антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов культуры установлено, что в здании культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***; здании сельской библиотеки р.***, расположенного по адресу: р.*** в здании сельского клуба ***, расположенного по адресу: *** отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Кроме этого культурно - досуговый центр «Родник» р.***, расположенный по адресу: ***, р.*** не обеспечен охраной сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
**.**.**** и **.**.**** прокуратурой *** главе администрации МО «Мулловское городское поселение» вносились представления об устранении нарушений антитеррористической защищенности объектов культуры.
В ответ на представление прокуратуры *** от **.**.**** администрация МО «Мулловское городское поселение» подтвердила наличие нарушений указав, что вопрос о выделении денежных средств на выполнение мероприятий антитеррористической защищенности объектов культуры, будет рассмотрен в **.**.**** году.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией МО «Мулловское городское поселение» более 2 лет со дня со дня подписания актов обследования и категорирования мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов культуры не завершены, культурно - досуговый центр «Родник» р.***, здание сельской библиотеки р.*** и здание сельского клуба *** не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а культурно - досуговый центр «Родник» р.***, расположенный по адресу: ***, р.*** не обеспечен охраной сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Несоответствие объектов культуры предъявляемым требованиям об антитеррористичеекой защищенности объекта, относящихся ко второй и третьей категориям опасности, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, а также работников учреждения в период их нахождения в нем.
Исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, следует, что ответственность за обеспечение антитеррористичеекой защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц. осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Следовательно, обязанность по обеспечению антитеррористичеекой защищенности здания культурно - досугового центра «Родник» р.***, здания сельской библиотеки р.***, и здание сельского клуба ***, необходимо возложить на административного ответчика администрацию МО «Мулловское городское поселение».
Поскольку в судебном заседании установлено, что мероприятия но обеспечению антитеррористичеекой защищенности не завершены в установленный законом срок, суд находит административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Мулловское городское поседение» *** по оборудованию культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***; сельской библиотеки р.***, расположенной по адресу: р.***; сельского клуба ***, расположенного по адресу: ***, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также по обеспечению Культурно - досугового центра «Родник» р.*** охраной сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), и обязании осуществить указанные мероприятия законными, обоснованными и подлежащим и удовлетворению.
В соответствии со ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению: при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд, устанавливая срок исполнения решения суда до **.**.**** в части обязании осуществить мероприятия по оборудованию культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***; сельской библиотеки р.***, расположенной по адресу: р.***; сельского клуба ***, расположенного по адресу: ***, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также по обеспечению Культурно - досугового центра «Родник» р.*** охраной сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях), учитывает фактические обстоятельства дела и необходимость обеспечения прав граждан посещающих вышеуказанные объекты и считает что указанного срока будет достаточно для исполнения решения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора *** в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Мулловское городское поселение» *** о признании бездействия незаконными и обязании осуществить мероприятия по оборудованию системами экстренного оповещения и обеспечения охраной удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Мулловское городское поселение» *** по оборудованию культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***; сельской библиотеки р.***, расположенной по адресу: р.***; сельского клуба ***, расположенного по адресу: ***, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также по обеспечению Культурно - досугового центра «Родник» р.*** охраной сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Обязать администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» *** в срок до **.**.**** осуществить мероприятия по оборудованию Культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***; сельской библиотеки р.***, расположенной по адресу: р.***; сельского клуба ***, расположенного по адресу: ***, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать администрацию муниципального образования «Мулловское городское поселение» *** в срок до **.**.**** осуществить мероприятия по обеспечению охраной Культурно - досугового центра «Родник» р.***, расположенного по адресу: ***, р.***, сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Ульяновский областной суд через Мелекесский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - **.**.****.
Судья С.А. Гуляев